Определение №05-11/1504 Определение о назначении к рассмотрению дела в отношении ПАО... от 9 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 003/01/10-348/2021 о нарушении

антимонопольного законодательства

к рассмотрению

09 апреля 2021 г.         г. Улан-Удэ  

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)

УСТАНОВИЛ:

В Бурятское УФАС России для проверки и принятия правового решения поступила информация Прокуратуры Республики Бурятия (вх. от 12.01.2021 № 52) на предмет выявления признаков нарушения ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» (ПАО «ТГК-14») (672000, Забайкальский край, г. Чита, ул. Профсоюзная, 23, ИНН 7534018889) антимонопольного законодательства в части нарушения порядка ценообразования, установленного Жилищным кодексом РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила).

Как следует из материалов Прокуратуры Республики Бурятия порядок определения размера платы за коммунальные услуги регламентирован Правилами.

Согласно подпункту «ж(1)» пункта 31 Правил исполнитель коммунальной услуги обязан осуществлять определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии.

В силу пункта 42(1) Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(4) приложения № 2 к Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Согласно пункту  3(4) приложения № 2 к Правилам размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный по формуле 3, 3(1) и 3(3), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3(5), при оплате равномерно в течение календарного года корректируются в I квартале года, следующего за расчетным годом, исполнителем по формуле 3(4).

Вместе с тем, данные положения законодательства ПАО «ТГК-14» не соблюдаются.

Например, согласно информации ПАО «ТГК-14» объем тепловой энергии по общедомовому прибору учета в многоквартирном доме № 39 по улице Тобольская г. Улан-Удэ в денежном выражении за период с 01.02.2019 по 31.01.2020 составил 2 287 837 руб. 68 коп. Предъявлено жителям за корректируемый период 2 219 917 руб. 11 коп. Разница составила – 67 920 руб. 46 коп.

Расчет корректировки по квартире № 1 указанного дома по формуле 3(4) произведен Обществом следующим образом: 2 287 837,68 х 57,8 (площадь квартиры) / 5 758,1 кв.м, (общая площадь жилых и нежилых помещений) – 22 283,43 (общий размер платы за прошедший год) = 681 руб. 96 коп.

Вместе с тем, согласно посуточным ведомостям учета параметров теплопотребления ПАО «ТГК-14» общий объем тепловой энергии с 01.02.2019 по 31.01.2020 составил 894,69 Гкал, что составляет в денежном выражении 1 804 697 руб. 09 коп.

Разница составляет 2 219 917 руб. 11 коп. – 1 804 697 руб. 09 коп. = 415 220 руб. 02 коп. При этом корректировка должна выглядеть следующим образом: 1 804 697,09 х 57,8 / 5 758,1 – 22 283,43 = - 4 167,82 руб.

Таким образом, ПАО «ТГК-14» неверно определен объем тепловой энергии, использованный при предоставлении коммунальной услуги по отоплению, не проведена корректировка размера платы в сторону уменьшения на общую сумму 415 220 руб. 02 коп., а также излишне предъявлено к оплате 67 920 руб. 46 коп.

Аналогичным образом неправильно рассчитан размер платы жителям 24 многоквартирных домов г. Улан-Удэ:

Адрес многоквартирного дома

Излишне начислено (руб.)

Ул. Ключевская, д. 8

619 546,37

105 мкр., д. 25

25 899,82

140а мкр., 18

26 488,29

Ул. Краснофлотская, 4

6 838,03

Ул. Сахьяновой, д. 23

70 337,99

Ул. Комсомольская, д. 8а

211 092,93

Ул. Норильская, д. 2, 3, 4, 6, 8, 10, 12, 12а

622 301,70

Ул. Краснофлотская, д. 24

148 479,62

Ул. Жердева, д. 102

66 000,17

Ул. Комсомольская, д. 18

35 218,90

Ул. Тобольская, д. 39

483 140,48

Ул. Шумяцкого, д. 9

46 978,83

П. Энергетик, д. 34

23 869,67

Ул. Жердева, д. 142

5 204,17

Ул. Жердева, д. 44а

18 295,66

Ул. Камова, д. 1

106 867,02

Ул. Ключевская, д. 55 в, г

267 349,08

Ул. Дашиева, д. 3

64 326,72

ИТОГО: 25 многоквартирных домов

2 848 235,45

После вмешательства Управления муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ ПАО «ТГК-14» приняты меры к устранению нарушений путем проведения корректировки платы жителям многоквартирных домов на общую сумму 2,848 млн. рублей.

Таким образом, ПАО «ТГК-14» на территории г. Улан-Удэ сформирована неправомерная практика обсчета значительного числа потребителей коммунальной услуги по отоплению. Общество с учетом специфики осуществляемой деятельности обязано производить правильный расчет с потребителями, которые производят оплату услуг по предъявленным ресурсоснабжающей организацией платежным документам.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо доказать, что на соответствующем товарном рынке он занимает доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав других лиц.

Согласно части 7 статьи 44 Закона о защите конкуренции при рассмотрении заявления, материалов, указывающих на наличие признаков нарушения статьи 10 настоящего Федерального закона, антимонопольный орган устанавливает наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого поданы эти заявление, материалы.

По итогам анализа состояния конкуренции, проведенного в соответствии с требованиями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345, установлено, что ПАО «ТГК-14» занимает доминирующее положение на рынке оказания коммунальной услуги отопления в границах территории расположения многоквартирных домов в г. Улан-Удэ, собственниками и пользователями помещений в которых оплата коммунальной услуги отопления производится напрямую ресурсоснабжающей организации.

В соответствии с частью 1 статьи 424 Гражданского кодекса РФ цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления, применяются в установленных законом случаях.

В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

ПАО «ТГК-14» в 2020 году в нарушение статьи 157 Жилищного кодекса РФ, подпункта «ж(1)» пункта 31, пункта 42(1) Правил неправильно рассчитан размер платы за услугу отопления жителям 25 многоквартирных домов г. Улан-Удэ, оказанную в 2018-2020 гг..

Действия ПАО «ТГК-14», выразившиеся в начислении гражданам денежных средств за потребленную коммунальную услугу по отоплению, не проведении корректировки платы за услугу по отоплению в нарушение порядка ценообразования, установленного Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами, свидетельствуют о нарушении ПАО «ТГК-14» пункта 10 части 1 статьи 10.

Поскольку ПАО «ТГК-14» является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим коммунальную услугу отопления в установленных географических границах, потребители не имеют возможности обратиться к иному продавцу за получением услуги в соответствии с действующим законодательством, действия Общества являются злоупотреблением доминирующим положением.

В соответствии с выводами Верховного суда РФ, изложенными в пункте 10 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 04.03.2021 № 2, Закон о защите конкуренции направлен в том числе на защиту прав и законных интересов, поддержание благосостояния потребителей как отдельной категории участников рынка, приобретающих товары (работы и услуги) для удовлетворения личных нужд. Права и законные интересы потребителей как категории участников рынка могут быть прямо затронуты, в частности, в случаях злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на соответствующем рынке. Возможность точного определения числа потребителей на определенный момент не имеет значения для целей применения антимонопольных запретов. В названных случаях необходимо оценивать потенциальную возможность нарушения в целом прав потребителей как участников рынка (отдельных групп потребителей) с учетом характера допущенных соответствующим субъектом нарушений, наступивших последствий или последствий, которые могут наступить в будущем.

Таким образом, понятие неопределенного круга потребителей используется не в значении невозможности установить число таких лиц на заданный момент времени, а в контексте множественности (не единичности) числа потребителей, как участников рынка, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение, исходя из характера допущенного данным лицом злоупотребления имеющейся у него рыночной властью и последствий таких нарушений.

Проанализировав материалы Прокуратуры Республики Бурятия, Бурятское УФАС России пришло к выводу, что в действиях ПАО «ТГК-14» содержатся признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которого является ущемление интересов неопределенного круга потребителей.

В 2020 году Бурятским УФАС России было вынесено решение по аналогичным обстоятельствам: по результатам рассмотрения дела № 05-11/04-2019 ПАО «ТГК-14» было признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, выразившимся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при начислении гражданам - жителям более 100 многоквартирных домов денежных средств за потребленную в 2016-2019 гг. коммунальную услугу по отоплению, результатом которого является ущемление интересов неопределенного круга потребителей. При этом в материалах Прокуратуры Республики Бурятия вх. от 12.01.2021 № 52 имеются данные о фактах некорректного начисления платы в 2020 году собственникам помещений в домах, некорректные начисления по которым, произведенные в более ранние периоды, являлись предметом рассмотрения по делу № 05-11/04-2019 (например, по многоквартирному дому по ул. Шумяцкого, д. 9, г. Улан-Удэ).

На основании изложенного издан приказ Бурятского УФАС России от 09.04.2021 № 61  о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ПАО «ТГК-14» (672000, г. Чита, ул. Профсоюзная, д. 23, ИНН 7534018889, ОГРН 1047550031242) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при начислении гражданам денежных средств за потребленную коммунальную услугу по отоплению, результатом которого является ущемление интересов неопределенного круга потребителей, руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

  1. Назначить дело № 003/01/10-348/2021 к рассмотрению на 12.05.2021 в 10.00 часов по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 55, каб. 114.
  2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» (672000, г. Чита, ул. Профсоюзная, д. 23, ИНН 7534018889, ОГРН 1047550031242), в качестве заявителя Прокуратуру Республики Бурятия, в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ.
  3. ПАО «ТГК-14» представить в срок до 04.05.2021 следующую информацию и документы за 2020 год по г. Улан-Удэ:

 - перечень управляющих организаций (УО), товариществ собственников жилья (ТСЖ), жилищных кооперативов (ЖК), жилищно-строительных кооперативов (ЖСК), с которыми действовали договоры ресурсоснабжения - на поставку тепловой энергии (наименования и контактные данные контрагента, реквизиты и срок действия договора), с приложением копий нескольких договоров для примера;

- объем оказанных услуг отопления жителям многоквартирных домов (МКД), жилых домов, домовладений (с УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК которых у ПАО «ТГК-14» отсутствуют заключенные договоры ресурсоснабжения и собственникам помещений в которых ПАО «ТГК-14» осуществляет расчет платы за отопление), за 2020 год, в Гкл и тыс. руб., с приложением перечня таких МКД, жилых домов, домовладений;

- количество действующих договоров услуги отопления (лицевых счетов), заключенных напрямую с собственником (пользователем) жилого помещения в МКД, по состоянию на 31.12.2020, с приложением копий не менее 5 договоров для примера, при наличии.

4. Явка ответчиков по делу или его представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

Председатель Комиссии                                                                 <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны