Заключение №04-34/1503 Заключение по делу в отношении МКУ «Местная администрация му... от 26 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заключение об обстоятельствах дела № 003/01/17-212/2022

о нарушении антимонопольного законодательства

«25» апреля 2022 г.                  г. Улан-Удэ   

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<…>, председателя Комиссии,

<…>, члена Комиссии;

<…>, члена Комиссии,

Рассмотрев дело № 003/01/17-212/2022 по признакам нарушения муниципальным казенным учреждением «Местная администрация муниципального образования «Баунтовский эвенкийский район» (Республика Бурятия, Баунтовский эвенкийский район, с.Багдарин, ул.Ленина,22) пункта 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

Бурятским УФАС России принято решение о проведении заседания комиссии с использованием систем видео-конференц-связи при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи c предотвращением распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), а также с удаленностью ответчика.

Процедура использования систем видео-конференц-связи при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с Законом о защите конкуренции возможна по ходатайству лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, а также по инициативе антимонопольного органа, в том числе, для обеспечения участия членов Комиссии в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, при наличии технической возможности осуществления видео-конференц-связи.

На рассмотрении дела в режиме видеоконференцсвязи присутствовали представители Заказчика –Д. (доверенность от 06.04.2022), С. (доверенность от 06.04.2022), З. (доверенность от 01.11.2021 № 39), Ю. (доверенность от 06.04.2022),

Руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

установила:

В Бурятское УФАС поступило заявление Еравнинского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации (вх. от 09.03.2022 № 1447), Управления федеральной службы безопасности по Республике Бурятия (вх. от 14.03.2022 № 29ДСП) о проведении проверки на предмет соблюдения антимонопольного законодательства в отношении муниципального казенного учреждения «Местная администрация муниципального образования «Баунтовский эвенкийский район» (далее – Администрация, Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по обустройству объектов размещения твердых коммунальных отходов в с. Романовка Баунтовского эвенкийского района Республики Бурятия, номер извещения – 0302300040920000016.

Приказом руководителя Бурятского УФАС России от 25.03.2022 № 17 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» возбуждено дело № 003/01/17-212/2022 по признакам нарушения муниципальным казенным учреждением «Местная администрация муниципального образования «Баунтовский эвенкийский район» (Республика Бурятия, Баунтовский эвенкийский район, с.Багдарин, ул.Ленина,22) пункта 4 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Представители ответчика на заседании Комиссии Бурятского УФАС России пояснили, что члены комиссии не располагали сведениями о личной заинтересованности, а также об участии в аукционе от имени Г. должностного лица Администрации Д.

Полагают, что МКУ «Местная администрация МО «Баунтовский эвенкийский район» не является ответчиком по данному делу, поскольку ответственным должностным лицом является Д.

21.07.2021 Д. прекратил трудовые отношения с МКУ «Местная администрация МО «Баунтовский эвенкийский район».

Пояснили, что за ненадлежащий контроль за исполнением контракта на выполнение работ по обустройству объектов размещения твердых коммунальных отходов в с. Романовка Баунтовского эвенкийского района Республики Бурятия виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. 

Комиссия Бурятского УФАС России выслушав представителей Заказчика, изучив представленные документы, приходит к следующим выводам:

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлены запреты на осуществление организатором закупки или заказчиком действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе пунктом 4 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет на участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

По смыслу указанной нормы запрещен допуск к закупке лиц, участие которых само по себе создает условия для возникновения конфликта интересов и ограничения конкуренции.

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Из системного толкования указанных положений Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции следует, что представление одним лицом как заказчика, так и участника закупки препятствует достижению указанных целей и может привести к нарушению равенства участников закупки, баланса интересов участников закупки и заказчика, к предоставлению необоснованных преференций одному из участников.

В соответствии со статьей 1.4 Устава казенного учреждения «Местная администрация муниципального образования «Баунтовский эвенкийский район», принятого решением районного Совета депутатов МО "Баунтовский эвенкийский район" от 29.11.2011 N 491 (далее - Устав), казенное учреждение является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования района, структуру органов местного самоуправления муниципального района образует, в том числе - администрация муниципального образования «Баунтовский эвенкийский район» (далее - администрация муниципального района).

Согласно статье 4.1 Устава, Казенное учреждение имеет право заключать и оплачивать муниципальные контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, от имени муниципального образования «Баунтовский эвенкийский район» в пределах доведенных Учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено действующим законодательством, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Согласно статье 4.3 Устава, в обязанности Казенного учреждения входит в полном объеме выполнять функции, возложенные на нее настоящим Уставом, обеспечивать выполнение требований, установленных Законодательством Российской Федерации, Законодательством Республики Бурятия, Уставом МО «Баунтовский эвенкийский район» и настоящим Уставом, а также планов организационных и иных мероприятий, заключать договоры от имени муниципального образования «Баунтовский эвенкийский район» на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для закупок товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд.

Согласно статье 4.5 Устава, Казенное учреждение выступает муниципальным заказчиком при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципального образования «Баунтовский эвенкийский район» в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Бурятия, Уставом МО «Баунтовский эвенкийский район» и настоящим Уставом.

Таким образом, МКУ «Местная администрация МО «Баунтовский эвенкийский район» является ответчиком по данному делу.

Как следует из материалов, представленных электронной площадкой «Сбербанк-АСТ» подача ценовых предложений от участника закупки ИП Г, подписание муниципального контракта от 15.06.2020 № 03023000409200000160001 (реестровый номер контракта 3030210008020000021) между Администрацией и победителем закупки (ИП Г) на сумму 2 915 352,07 происходили с одного IP-адреса, а именно IP-адреса Администрации: <…>.

27.07.2020 Заказчиком были подписаны: акт о приемке выполненных работ по форме КС-2, справка о стоимости принятых работ и затрат по форме КС-3 за выполнение работ по обустройству объектов размещения твердых коммунальных отходов в с. Романовка Баунтовского эвенкийского района Республики Бурятия. Платежными поручениями от 14.08.2020 № 317684 на сумму 145 767,61 рублей, от 18.08.2020 № 339887 на сумму 2 769 584,46 рублей, Администрацией произведена оплата ИП   Г. в размере 2 915 352, 07 рублей. 

Вместе с тем, стоимость фактически выполненных ИП Г. работ по муниципальному Контракту составила 1 217 398,22 рублей, чем причинен ущерб бюджету в размере 1 697 953,85 рублей.

Таким образом, в действиях МКУ «Местная администрация МО «Баунтовский эвенкийский район» содержатся признаки нарушения пункта 4 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в участии заказчика и (или) работников заказчиков в торгах, а именно в электронном аукционе на выполнение работ по обустройству объектов размещения твердых коммунальных отходов в с. Романовка Баунтовского эвенкийского района Республики Бурятия, номер извещения – 030230004092000016.

На участие в закупке № 030230004092000016 было подано 2 заявки – ИП Г. и ООО «СПТК «Омега».

Представитель МКУ от имени ИП Г, с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП) ИП Г. принял участие в Аукционе – подавал от имени ИП ценовые предложения. После подведения итогов представитель МКУ также подписал муниципальный контракт от имени победителя ИП Г.

Пунктом 4 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет на участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений. Действия должностного лица Заказчика по участию в торгах на стороне одного из участников приводят или могут привести к ограничению конкуренции на торгах, к нарушению равенства между участниками закупки.

В соответствии с пунктом 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

ФАС России в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции Приказом № 220 от 28.04.2010 утвержден «Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок).

Согласно Порядку по делам, возбужденным по статье 17 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции производится в объеме, установленном пунктом 10.10 Порядка и включает определение временного интервала исследования, определение предмета торгов и состава хозяйствующих субъектов, участвовавших в торгах, при проведении которых было нарушено антимонопольное законодательство.

Таким образом, целью настоящего обзора является определение временного периода исследования, включающего период предполагаемого нарушения антимонопольного законодательства, предмета торгов и состава участников.

В качестве исходной информации использованы материалы дела № 003/01/17-212/2022 о нарушении антимонопольного законодательства, материалы, размещенные на сайтах zakupki.gov.ru.

Определение временного интервала исследования

Согласно пункту 2.1 Порядка временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей рынка. Исходя из времени совершения предполагаемого нарушения и цели исследования рынка, настоящий анализ является ретроспективным.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Таким образом, временным интервалом исследования является период от объявления закупки до достижения конечной цели предпринятых действий – исполнения сторонами обязательств по контракту.

Извещение о проведении Аукциона было размещено 22.05.2020, исполнение сторонами обязательств, а именно, перечисление Заказчиком оплаты за выполненные ИП Г. работы по контракту было произведено 18.08.2020.

Учитывая изложенное, временной интервал исследования в настоящем отчете определен как период с 22.05.2020 по 18.08.2020.

Определение предмета торгов

Предметом торгов в соответствии с извещением о проведении Аукциона и разделом 1 аукционной документации является «Выполнение работ по обустройству объектов размещения твердых бытовых коммунальных отходов в с. Романовка Баунтовского эвенкийского района Республики Бурятия» (код по ОКПД2 42.99.29.100 Работы строительные по строительству гражданских сооружений, не включенные в другие группировки, кроме работ по сохранению и воссозданию объектов культурного наследия).

Определение состава участников торгов

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Поскольку настоящий анализ проводится по результатам проведения аукциона и определения поставщика, то состав хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах включает в себя лиц, подавших заявки на участие в данном аукционе.

На участие в электронном Аукционе № 0302300040920000016 поступили заявки от ИП Г (ИНН ) и ООО «Строительно-производственная торговая компания «Омега» (ИНН ), которые были допущены до участия в Аукционе (протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 01.06.2020).

Таким образом, состав хозяйствующих субъектов, участвовавших в Аукционе: ИП Г., ООО «СПТК «Омега». Победителем закупки стал ИП Г. (от имени которого действовало должностное лицо Заказчика), ценовое предложение которого составило - 2 769 584,46 рублей. 15.06.2020 Заказчиком был подписан муниципальный контракт № 03023000409200000160001 с победителем закупки.

В случае, когда работник заказчика является участником закупки, это свидетельствует о возникновении конфликта интересов и может приводить к ограничению конкуренции при проведении закупки, поскольку интересы заказчика и участника закупки фактически представляет одно лицо, что прямо запрещено пунктом 4 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. Указанное могло привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке при проведении торгов.

Следовательно, действия заказчика, являющиеся предметом рассмотрения в рамках дела № 003/01/17-212/2022, могут привести к ограничению конкуренции на исследуемых рынках. 

В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить Комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Связанные организации

Связанные организации не указаны