Решение №04-54/2490 Решение по внеплановой проверке в отношении АУ РБ «Забайкаль... от 8 июля 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 003/06/99-537/2022

по результатам внеплановой проверки

соблюдения законодательства о контрактной системе

«7» июля 2022 года                                                                   г. Улан-Удэ

На основании пункта б части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона о контрактной системе), в связи с поступившим обращением Авиационного альянса «Аэрохимфлот», полученного по подведомственности с ФАС России о проведении проверки на предмет соблюдения законодательства о контрактной системе в отношении закупки, проводимой Автономным учреждением Республики Бурятия «Забайкальская база авиационной охраны лесов» (вх. от 07.06.2022 № 3656), в соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 23.06.2022 № 63, инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по проведению внеплановой проверки (далее – Инспекция) в составе:

руководителя инспекции – <…>;

членов инспекции:

<…> <…>,

в присутствии в режиме видеоконференцсвязи представителя Авиационного альянса «Аэрохимфлот» (далее –Заявитель) - <…> (доверенность от 07.06.2022 № 2-Д/22), представителей Автономного учреждения Республики Бурятия «Забайкальская база авиационной охраны лесов» (далее - Заказчик) – <…> (доверенность от 29.06.2022 № 36), <…> (доверенность от 06.07.2019 № 38),

проведя проверку фактов изложенных в обращении Авиационного альянса «Аэрохимфлот» по итогам электронного аукциона:

- на оказание авиационных транспортных услуг на легком вертолете с экипажем для проведения работ по мониторингу пожарной опасности и тушению лесных пожаров на территории лесного фонда Республики Бурятия силами Автономного учреждения Республики Бурятия "Забайкальская база авиационной охраны лесов" в 2021 году, № 1002500003321000012 (далее – Аукцион № 1002500003321000012);

- на оказание авиационных транспортных услуг на легком вертолете с экипажем для проведения работ по мониторингу пожарной опасности и тушению лесных пожаров на территории лесного фонда Республики Бурятия силами Автономного учреждения Республики Бурятия "Забайкальская база авиационной охраны лесов" в 2021 году, № 1002500003321000037 (далее – Аукцион № 1002500003321000037) на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе в редакции, действующей на дату размещения указанных закупок),

у с т а н о в и л а:

Заявитель полагает, что у исполнителя (АНО «Куртамышский авиационно-технический спортивный клуб «Оберон-клуб» Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России») отсутствуют разрешительные документы, предусмотренные действующим воздушным законодательством, на выполнение авиационных работ.

Заказчиком даны пояснения согласно письменному отзыву на обращение Заявителя. Из пояснений следует, что АНО «Куртамышский авиационно-технический спортивный клуб «Оберон-клуб» Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» вправе оказывать услуги по выполнению авиационных работ. В заявке АНО имеется разрешение Общероссийской общественно-государственной организации «ДОСААФ России» на использование воздушных судов ДОСААФ России для выполнения авиационных работ.   

Инспекция Бурятского УФАС России установила следующее:

05.02.2021 на официальном сайте в Единой информационной системе (далее –ЕИС) размещено извещение о проведении Аукциона и документация об аукционе в действующей редакции, с номера извещений – № 1002500003321000012 и № 1002500003321000037. Начальная (максимальная) цена контракта по Аукциону № 1002500003321000012  – 12 579 428,72 рублей, по Аукциону № 1002500003321000037 - 5 573 202,38 рублей.

На участие в указанных аукционах подана 1 заявка, по результатам рассмотрения единственной заявки, аукционной комиссией принято решение о соответствии заявки требованиям документации об аукционе.

По Аукциону № 1002500003321000012 – 01.03.2021 заключен контракт на оказание авиационных транспортных услуг на легком вертолете с экипажем для проведения работ по мониторингу пожарной опасности и тушению лесных пожаров на территории лесного фонда Республики Бурятия силами Автономного учреждения Республики Бурятия "Забайкальская база авиационной охраны лесов" в 2021 году № Ф.2021.0005, цена контракта - 12 579 428,72 рублей.

15.10.2021 контракт расторгнут по соглашению сторон. Исполнителем оказаны услуги на сумму 9 845 357,89 рублей по которым произведена оплата. На оставшуюся сумму потребность в оказании услуг у Заказчика отсутствует.

По Аукциону № 1002500003321000037 – 20.08.2021 заключен контракт на оказание авиационных транспортных услуг на легком вертолете с экипажем для проведения работ по мониторингу пожарной опасности и тушению лесных пожаров на территории лесного фонда Республики Бурятия силами Автономного учреждения Республики Бурятия "Забайкальская база авиационной охраны лесов" в 2021 году № Ф.2021.0026, цена контракта - 5 573 202,38 рублей.

15.10.2021 контракт расторгнут по соглашению сторон. Исполнителем оказаны услуги на сумму 3 981 957,76 рублей по которым произведена оплата. На оставшуюся сумму потребность в оказании услуг у Заказчика отсутствует.

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а именно, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.

Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;

3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

Федеральным Законом от 19.03.1997 № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (далее – Воздушный кодекс РФ), установлено что Воздушный кодекс РФ устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации.

По двум рассматриваемым Аукционам в пункте 2 раздела 14 «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации об аукционе установлены требования ко вторым частям заявок: *2) Документы, подтверждающие соответствие участника требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, или копии этих документов.

Также в разделе 18 Информационной карты Заказчиком установлены предъявляемые к участникам требования, в том числе установлено:

- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: наличие у участника,  являющегося лицом, осуществляющим выполнение авиационных работ с использованием судов гражданской авиации, соответствующего действующего сертификата (свидетельства) эксплуатанта, с указанием в спецификации, являющейся его неотъемлемой частью, разрешенного вида авиационных работ – лесоавиационные работы (статья 8 Воздушного Кодекса Российской Федерации), и воздушного судна, указанного в первой части заявки.

В заявке АНО «Куртамышский авиационно-технический спортивный клуб «Оберон-клуб» Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» по Аукционам №1002500003321000037 и №1002500003321000037  отсутствует действующий сертификат (свидетельство) эксплуатанта на выполнение авиационных работ: лесоавиационные работы (в соответствии со статьей 61 Воздушного кодекса РФ).

Таким образом, заявка единственного участника аукциона не соответствует требованиям Заказчика, установленными в разделах 14, 18 Информационной карты об аукционе.

Также, в соответствии с действующим воздушным законодательством авиационные работы могут выполняться только с использованием гражданской авиации (коммерческой гражданской авиации), а эксплуатантом гражданской авиации может быть, как частное лицо (частный эксплуатант гражданской авиации), так и государственная организация (государственный эксплуатант гражданской авиации). При этом сертификационные требования предъявляются ко всем эксплуатантам гражданской авиации, выполняющим авиационные работы, и являются едиными и не зависящими от их организационно-правовых форм и форм собственности. Соответственно, использование государственной авиации для выполнения авиационных работ без соблюдения сертификационных требований не имеет под собой законных оснований.

Данный вывод подтвержден в том числе письмом Минтранса России Исх-11670/01 от 01.04.2021, согласно которому выполнение коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ авиацией ДОСААФ без получения сертификата эксплуатанта неправомерно.

Согласно письму Министерства обороны РФ № 603/6/3559 от 03.08.2021 Министерство обороны РФ не вправе вмешиваться в деятельность общественного объединения, которым является ДОСААФ России, и не ведет работу по определению классной квалификации авиационного персонала ДОСААФ России. Свидетельство о летной годности на воздушные суда, зарегистрированные в Государственном реестре государственных воздушных судов, не выдается. Согласно статье 7 Воздушного кодекса РФ имущество государственной авиации может находиться только в федеральной собственности, что не позволяет отнести авиацию ДОСААФ России, имущество которой находится в разных формах собственности, к государственной авиации.

В соответствии с письмом от 28.02.2022 № 606/6/673 Министерством обороны Российской Федерации установлено, что авиация, используемая ДОСААФ, не относится ни к одному из видов государственной авиации, следовательно, не может выполнять государственные задачи на основании требований статьи 22 Воздушного кодекса РФ.

Согласно письму от 12.05.2022 г. № 6.1.14-637 по вопросу допустимости выполнения ДОСААФ России авиационных работ первым заместитель Министра обороны Российской Федерации установлено, что ДОСААФ России не может выполнять авиационные работы на основании статьи 114 Воздушного кодекса РФ воздушными суднами, зарегистрированными в Государственном реестре гражданских воздушных судов.

В соответствии со статьей 7 Воздушного кодекса РФ, имущество государственной авиации может находиться только в федеральной собственности.

 Следовательно, аукционной комиссией Заказчика принято решение о признании второй части заявки АНО «Куртамышский авиационно-технический спортивный клуб «Оберон-клуб» Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России», соответствующей требованиям документации об аукционе, в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Кроме того, 27.04.2022 в адрес Заказчика направлено предостережение Ространснадзора № 6.1.14-642 о недопустимости нарушения обязательных требований, согласно которому предлагается Заказчику принять меры по недопущению нарушения пункта 3 статьи 8 и статьи 61 Воздушного кодекса РФ, представить уведомление о рассмотрении предостережения.

Таким образом, действия аукционной комиссии Заказчика по проведенным Аукциону № 1002500003321000037 и Аукциону №1002500003321000037 нарушают часть 6 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом «б» части 3, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, по результатам внеплановой проверки Инспекция Бурятского УФАС России

р е ш и л а:

  1. Признать аукционную комиссию Заказчика - Автономное учреждение Республики Бурятия «Забайкальская база авиационной охраны лесов» при проведении Аукциона № 1002500003321000037 и Аукциона №1002500003321000037 нарушившей требования части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
  2. Предписание об устранении нарушения не может быть выдано, поскольку контракт заключен и исполнен.
  3. Передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны