Решение №04-56/3052 Решение по обращению Министерства внутренних дел по Республи... от 24 августа 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №003/06/104-675/2022

по результатам рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков

«22» августа 2022 года                 город Улан-Удэ                  

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: <...>,

при участии в режиме ВКС представителя генерального директора ООО "ЛАБИНДЕКС" (далее – Общество) <...>, <...> по доверенности от 19.08.2022, в отсутствие представителей Министерства внутренних дел по Республике Бурятия (далее – Заказчик), уведомлены надлежащим образом,

Министерства внутренних дел по Республике Бурятия (вх. № 5064 от 16.08.2022) о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "ЛАБИНДЕКС" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта  от 24.12.2021 на Поставку реактивов для нужд ДНК-лаборатории ЭКЦ МВД по Республике Бурятия, ИКЗ – 211032305552903260100100160102059244, и в результате осуществления проверки информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность подрядчика в соответствии с частью 7 статьи 104, а также проведения внеплановой проверки, предусмотренной пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", 

у с т а н о в и л а:

Из представленных документов Заказчика следует, что между Заказчиком и ООО "ЛАБИНДЕКС" заключен государственный контракт от 24.12.2021 № 0302100004521000110 на поставку реактивов для нужд ДНК-лаборатории ЭКЦ МВД по Республике Бурятия (далее – Контракт) на сумму 177 700,00 рублей.  Срок поставки товара: с 01.05.2022 по 30.06.2022. Товар в установленные сроки не поставлен.

29.07.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, размещено в единой информационной системе (далее – ЕИС).   

Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Заказчик направил в антимонопольный орган настоящее обращение для рассмотрения.

Из пояснений представителя ООО "ЛАБИНДЕКС" следует, что контракт не исполнен в связи с тем, что 27.04.2022 года от компании Promega Corporation получено официальное сообщение - "Информационное письмо" б/н от 18.04.2022 года "о прекращении приёма заказов и поставок в Россию из-за проведения специальной военной операции на территории Украины". В связи с введением со стороны США в отношении России и российских компаний санкций и мер ограничительного характера, а также получением от компании Promega Corporation информации об отказе в поставке продукции в Россию. 26 мая 2022 года в адрес Заказчика  было направлено Уведомление №220526110 о невозможности выполнения Государственного контракта по выше указанным причинам и возникших обстоятельств непреодолимой силы по независящим от Поставщика обстоятельствам.  Заказчику было предложено расторгнуть контракт по соглашению сторон, однако Заказчик расторг контракт в одностороннем порядке. Просит учесть положительный опыт по ранее исполненным контрактам до наступления сложившейся геополитической обстановки на мировом уровне и наложением санкций на Российскую Федерацию.

Просит не включать ООО "ЛАБИНДЕКС" в реестр недобросовестных поставщиков.    

Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, изучения материалов, представленных Заказчиком, Обществом, установила следующее.

Согласно пункту 1.1 Контракта, Поставщик обязуется поставить Заказчику реактивы для ДНК-лаборатории ЭКЦ МВД по Республике Бурятия (далее - товар) согласно Приложению (Спецификация товара), а Заказчик обязуется принять и оплатить товар.

Согласно пункту 4.1 Срок поставки товара: с 01 мая по 30 июня 2022 года.

Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

29.07.2022 в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пунктом 12.2 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и размещено в ЕИС 01.08.2022.

Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, решение Заказчика вступило в силу 12.08.2022 года.

Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в  реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является нарушение условий контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем) которое предполагает недобросовестное поведение такого исполнителя, приведшее к невозможности исполнения контракта и нарушающее права заказчика относительно его условий.

Вместе с тем, Комиссия Бурятского УФАС России выслушав доводы, изучив представленные материалы приходит к следующему выводу: 

В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, Определения от 07.06.2001 № 139-О, от 07.02.2002 № 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Кроме того, ни положения Закона о контрактной системе, ни Правил ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений о лице в РНП уполномоченный орган не должен ограничиваться формальной проверкой факта нарушения им требований Закона о контрактной системе и обязан исследовать все обстоятельства дела, дать оценку совершаемым участником закупки действиям, их направленности на отказ от заключения контракта, несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения, существенности допущенного нарушения и его последствий.

При этом требование о внесении сведений об организации в РНП по существу подлежит разрешению в соответствии с принципами административной ответственности, обязательными элементами которой выступают виновность и противоправность поведения субъекта экономических правоотношений при соблюдении принципов презумпции невиновности и корреспондирующей ему обязанности заявителя доказать умысел либо недобросовестность при исполнении государственного контракта.

Из материалов дела усматривается отсутствие недобросовестного поведения ООО "ЛАБИНДЕКС", выраженного в умышленном неисполнении контракта в установленные сроки.

Данное обстоятельство подтверждается пояснениями Общества, а также копиями представленных документов, из которых следует что на момент наступления срока исполнения обязанности по поставке товара в регион, производитель товара приостановил продажи и производство продукции в России в связи со сложившейся геополитической обстановкой в мире и введением политических и экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 15 Постановления № 1078, Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение сведений об ООО "ЛАБИНДЕКС" в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не усматривается умышленное неисполнение условий контракта.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)»

РЕШИЛА:

Отказать во включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "ЛАБИНДЕКС" (ИНН <...>) в реестр недобросовестных поставщиков.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

Связанные организации не указаны