Решение (комиссия) №ИБ/169/24 Решение по жалобе ООО «Медпроф» на действия Отделения Социал... от 19 января 2024 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

участника закупки № 003/06/33-4/2024

«16» января 2024 года                                                                                  город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<...>, председателя Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителя ООО «Медпроф» <...>, доверенность от 27.11.2023 № МП-23/08, представителей Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия <...>, доверенность от 06.03.2023 № 159, <...>, доверенность от 09.01.2024 № 33, <...>, доверенность от 09.01.2024 № 36, <...>, доверенность от 09.01.2024 № 36,

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Медпроф» (далее – Заявитель, Общество) (вх. от 09.01.2024 № 43-эп/24) на действия заказчика – Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации, а именно сигнализаторов звука различной модификации в 2024 году, номер закупки 0302100024823000312 (далее – Аукцион), и в результате рассмотрения жалобы в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе),

у с т а н о в и л а:

Заявитель указывает, что Заказчиком нарушены правила описания объекта закупки в части включения в извещение требований к закупаемому товару - сигнализатору звука в частности, наличие дверного звонка; наличие домашнего стационарного телефона; наличие сотового телефона (смартфона); наличие домофона; наличие дисплея с оповещением в текстовом виде, которые свидетельствуют о его конкретном производителе – группе компаний «Исток». Также указывает, что техническое задание Заказчика разработано в соответствии с ГОСТ Р 70185-2022 «Технические средства реабилитации. Сигнализаторы звука световые и вибрационные. Общие технические условия» (далее – ГОСТ Р 70185-2022), который утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.06.2022 и разработан ФГБУ «Российский институт стандартизации» совместно с ООО «Исток Аудио Трейдинг» без учета замечаний одного из производителя сигнализатора звука – ООО «Аурика», то есть без учета характеристик товара других производителей. Считает, что в действиях Заказчика содержится нарушение статьи 33 Закона о контрактной системе, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), что проводит к ограничению количества участников закупки и создает преимущественные условия участия в Аукционе хозяйствующему субъекту, реализующему продукцию определенного производителя. Кроме того, считает, что Заказчик неправомерно установил требование о предоставлении в составе заявки на участие в закупке декларации сведений о первом уровне радиоэлектронной продукции, что нарушает положения Закона о контрактной системе и требования постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 «О МЕРАХ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД, О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2016 Г. N 925 И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (далее – Постановление № 878). Просит приостановить закупку, провести внеплановую проверку, признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Заказчик представил письменные возражения на жалобу Заявителя, считает доводы несостоятельными, указывает, что описание объекта закупки соответствует требованиям, установленным статьей 33 Закона о контрактной системе и составлено в соответствии с ГОСТ Р 70185-2022. Считает довод о том, что характеристикам, приведенным в техническом задании Заказчика, соответствует только один товар - сигнализатор, производителя группа компаний «Исток», является необоснованным, указывает, что техническим характеристикам соответствуют сигнализаторы марок: «Вибротон», производитель ООО «Аурика»; «Пульсар-3», производитель ОАО «Исток-Аудио Интернэшнл»; «Энеджи», производитель ООО «Элита Групп». Кроме того, указывает, что в извещение установлено общее требование, сформированное в соответствии с пунктом 3(3) Постановления № 878. Просит признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных документов и пояснений, Бурятское УФАС России установила следующее:

25.12.2023 на официальном сайте Единой информационной системы размещено извещение о проведении Аукциона № 0302100024823000312. Начальная (максимальная) цена контракта – 543 278,20 рублей.

1. Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: 1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Статья 33 Закона о контрактной системе закрепляет правила описания объекта закупки, в частности, пункт 2 части 1 статьи 33 настоящего закона устанавливает, что заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Заказчиком представлен приказ Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от 01.11.2023 № 2178 «О применении рекомендаций по составлению технических заданий для закупок технических средств реабилитации в территориальных органах СФР», которым утверждены рекомендации по составлению технического задания на обеспечение инвалидов и детей-инвалидов сигнализаторами звука световыми и вибрационными согласно приложению к настоящему приказу (далее – Рекомендации по составлению технического задания), также указано о необходимости руководителям территориальных органов СФР обеспечить использование в практической работе указанные рекомендации.

Функциональные, технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики объекта закупки указаны в документе в электронной форме «Описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона № 44-ФЗ» (далее – Техническое задание), который в полном объеме дублируют положения, указанные в Рекомендации по составлению технического задания.

В соответствии с Техническим заданием объектом закупки является технические средства реабилитации, а именно сигнализаторы звука различной модификации. Техническим заданием установлено, что настольный приемник со световой индикацией служит для оповещения пользователя о наличии бытовых сигналов:

  • дверного звонка;

  • домашнего стационарного телефона;

  • сотового телефона (смартфона);

  • домофона.

Настольный световой приемник имеет возможность устанавливаться в удобном для наблюдения месте (прикроватная тумба, стол, стена и т.д.). Настольный приемник имеет дисплей. Приемник имеет возможность установки на вертикальную и горизонтальную поверхность.

Настольный приемник оповещает пользователя о произошедших бытовых событиях с помощью:

  • световой индикации;

  • звуковой индикации;

  • в текстовом виде (за счет текста на русском языке).

Оспариваемые требования, указанные в Техническом задании Заказчика, отражены в ГОСТ Р 70185-2022 (п. 5.1.1, п. 5.6.18, п. 5.6.27).

Таким образом, на основании пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, предусматривающего, что заказчик устанавливает при составлении описания объекта закупки показатели, требования, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, Заказчик описал объект закупки в соответствии с требованиями ГОСТ Р 70185-2022, Рекомендаций по составлению технического задания и исходя из потребности.

Согласно статьи 10 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.

Согласно части 1 статьи 12 настоящего закона государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Заказчик вправе включить в извещение такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.

В извещении об осуществлении закупки установлены требования к техническим и функциональным характеристикам объекта закупки в целях реализации потребностей Заказчика, а сведения, запрещенные к указанию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в извещении отсутствуют, следовательно, ее положения не противоречит нормам законодательства о контрактной системе.

Согласно возражениям Заказчика, помимо производителя, указанного Заявителем в жалобе – Группа компаний «Исток», описанию объекта закупки соответствует товар марки «Энеджи», производитель ООО «Элита Групп».

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в извещении установлены требования к объекту закупки в соответствии с ГОСТ Р 70185-2022, а также с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемой деятельности, в связи с чем, Комиссия делает вывод о том, что довод Заявителя, указанный в жалобе, является несостоятельным.

Довод Заявителя относительно того, что ГОСТ Р 70185-2022 разработан без учета характеристик товара других производителей, в том числе ООО «Аурика», не может быть рассмотрен на предмет соответствия требованиям Закона о контрактной системе, так как не относится к данной области рассмотрения.

Довод жалобы о нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Законом о защите конкуренции, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, Заявитель имеет право обратиться в антимонопольный орган с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства. При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.

Следовательно, в рамках данного рассмотрения жалобы, довод Заявителя о нарушении требований, установленных Законом о защите конкуренции, не подлежит рассмотрению.

2. В Требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом № 44-ФЗ и инструкции по ее заполнению (приложение № 3 к извещению о проведении электронного аукциона) предусмотрено, что для участия в электронном аукционе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом, должна содержать:

- в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке:

- номер реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров, а для целей подтверждения первого уровня радиоэлектронной продукции - также сведения о первом уровне радиоэлектронной продукции.

Пунктом 3(2) Постановления № 878 установлено, что, за исключением случаев, установленных настоящим постановлением:

подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является наличие сведений о такой продукции в реестре или евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, правила формирования и ведения которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров);

подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции первому уровню является наличие в реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров сведений о первом уровне радиоэлектронной продукции.

Пунктом 3(3) Постановления № 878 установлено, что для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции требованиям, предусмотренным пунктом 3(2) настоящего постановления, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров, а для целей подтверждения первого уровня радиоэлектронной продукции - также сведения о первом уровне радиоэлектронной продукции.

Следовательно, Заказчиком установлено общее требование, предусмотренное пунктом 3(3) указанного постановления и в случае если предлагаемый товар будет относиться к первому уровню радиоэлектронной продукции, то также участник предоставляет сведения о первом уровне такой продукции, нарушение в указанной части не установлено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частями 3, 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России

р е ш и л а:

  1. Признать жалобу ООО «Медпроф» необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

ОСФР по Республике Бурятия
ИНН 0323048828, ОГРН 1020300893249
ООО "Медпроф"
ИНН 7105057864, ОГРН 1197154012318