Решение (комиссия) №ИБ/1520/23 Решение по внеплановой проверке в отношении МКУ «Баргузински... от 4 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 003/10/99-447/2023

по результатам внеплановой проверки соблюдения

законодательства о контрактной системе

«04» июля 2023 года                                                                                                  г. Улан-Удэ

На основании подпункта «б» пункта 1 части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее – Бурятское УФАС России) от 20.06.2023 № 40/23 «О проведении внеплановой проверки», в соответствии с поручением ФАС России от 13.06.2019 № МЕ/49839-ПР/19 о проведении инициативных внеплановых проверок по закупкам, осуществляемым в рамках реализации национальных проектов, инспекция Бурятского УФАС России по проведению внеплановой проверки (далее – Инспекция) в составе:

руководителя Инспекции – <...>;

членов Инспекции:

<...>,

<...>,

проведя внеплановую проверку соблюдения заказчиком – МКУ «Баргузинский районный комитет имущественных отношений» (далее – Заказчик) требований, установленных Законом о контрактной системе при проведении запроса котировок в электронной форме: «Разработка проектной документации по рекультивации несанкционированных свалок в МО «Баргузинский район»», номер извещения – 0302300035223000021,

у с т а н о в и л а:

18.04.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение об осуществлении закупки на разработку проектной документации по рекультивации несанкционированных свалок в МО «Баргузинский район», номер извещения – 0302300035223000021.

Начальная (максимальная) цена контракта – 2 700 075,33 рублей.

Национальный проект: «Экология».

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.04.2023 на участие в запросе котировок в электронной форме подано 2 заявки, которые признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Победителем электронного запроса котировок признается участник закупки идентификационный № 114082597.

02.05.2023 заключен муниципальный контракт с ООО «Байкальский экологический центр» ИНН 0323413936, статус контракта «Контракт заключен».

В ходе внеплановой проверки, Инспекцией установлены следующие нарушения:

1. На основании пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки об отсутствии обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:

а) физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки;

б) руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки;

в) единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки. Выгодоприобретателем для целей настоящей статьи является физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества.

При этом, в пункте 9 Информационной карты электронного документа «Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с Законом и инструкция по ее заполнению» установлено: «отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества».

Кроме того, в соответствии с пунктом 10.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

10.1) участник закупки не является иностранным агентом.

При этом Заказчиком требование к участникам закупки, соответствующим пункту 10.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в составе извещения не установлено.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Таким образом, указанные действия заказчика являются нарушением пунктов 9, 10.1 части 1 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Вместе с тем, в заявках участников закупки содержатся декларации о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3-5, 7-11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в действующей редакции.

2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных указанной частью, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Законодательством о градостроительной деятельности определены случаи, при которых определенные работы должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемой организации в соответствующей области (часть 2 статьи 47, часть 4 статьи 48, часть 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации) (далее – ГрК РФ).

В этой связи в извещении об осуществлении закупки на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства в реализацию положений пункта 1 части 1 и части 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе устанавливается требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, в области архитектурно-строительного проектирования, в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства соответственно, за исключением случаев, при которых такое членство не требуется в соответствии с ГрК РФ.

Кроме того, согласно пункту 12 части 1 статьи 43 настоящего закона извещение об осуществлении закупки должно также содержать исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям к участникам закупки. Подпунктом «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в закупке должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона.

Следует отметить, что документы, подтверждающие соответствие участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут быть таким законодательством не предусмотрены, в связи с чем подтверждающие документы устанавливаются в извещении об осуществлении закупки и, соответственно, представляются в заявке на участие в закупке, если такие документы предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 30.12.2021 № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 55.17 ГрК РФ внесены изменения, вступившие в силу с 1 сентября 2022 года и предусматривающие:

- исключение представления саморегулируемой организацией выписки из реестра членов саморегулируемой организации в качестве документа, подтверждающего членство в такой организации;

- ведение единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах. Сведения, содержащиеся в таком едином реестре, подлежат размещению в сети Интернет и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

Если в результате изменений, внесенных в ГрК РФ, документ, подтверждающий членство в саморегулируемой организации, исключен и подтверждением такого членства является наличие сведений в вышеуказанном едином реестре:

- требование к подтверждающему документу в извещении об осуществлении закупки не устанавливается, подтверждающий документ в заявке на участие в закупке не представляется;

- в случае отсутствия сведений об участнике закупки в вышеуказанном едином реестре заявка такого участника закупки отклоняется в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 11 статьи 48, подпунктом «а» пункта 1 части 5 статьи 49, подпунктом «а» пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе на основании пункта 3 части 12 статьи 48 указанного закона в связи с несоответствием участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Инспекцией установлено, что Заказчик в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии предусмотрел следующее:

В пункте 1 указанных требований установлено, что заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом, должна содержать:

- документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона (в соответствии с разделом 6 информационной карты), документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона (в соответствии с разделами 10 и 11 информационной карты, соответственно), если иное не предусмотрено Законом.

В разделе 6 Информационной карты установлено:

Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона.

 

 

Документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона):

- копия выписки из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04 марта 2019 г. № 86, подтверждающая право участника осуществлять подготовку проектной документации по договору подряда на подготовку проектной документации, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров*.

*В соответствии со ст.55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к участнику закупки предъявляются следующие требования:

- членство в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, имеющей компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированные в соответствии со ст. 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

- совокупный размер обязательств участника закупки по договорам подряда на подготовку проектной документации, которые заключены с использованием конкурентных способов заключения договоров, не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

- минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда члена саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации должен соответствовать требованиям части 10 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Уровень ответственности участника закупки (члена саморегулируемой организации) не может быть меньше, чем его предложение о цене контракта.

Данные требования не распространяются на участников закупок в случаях, перечисленных в части 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требование к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

Таким образом, в действиях Заказчика содержится нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат в себе признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

В связи с заключением муниципального контракта основания для выдачи предписания отсутствуют.

Руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе, Инспекция Бурятского УФАС России

р е ш и л а:

1. Признать в действиях МКУ «Баргузинский районный комитет имущественных отношений» нарушение пунктов 9, 10.1 части 1 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

2. Передать материалы настоящей проверки уполномоченному должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

МКУ "Баргузинский районный комитет имущественных отношений"
ИНН 0301002668, ОГРН 1020300507413