Решение (комиссия) №ИБ/872/23 Решение по внеплановой проверке в отношении Министерства спо... от 22 мая 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 003/10/99-312/2023

по результатам внеплановой проверки соблюдения

законодательства о контрактной системе

«22» мая 2023 года                                                                                              г. Улан-Удэ

На основании подпункта «б» пункта 1 части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 – ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее – Бурятское УФАС России) от 05.05.2023 № 18/23 «О проведении внеплановой проверки» в соответствии с поручением ФАС России от 13.06.2019 № МЕ/49839-ПР/19 о проведении инициативных внеплановых проверок по закупкам, осуществляемым в рамках реализации национальных проектов, инспекция Бурятского УФАС России по проведению внеплановой проверки (далее – Инспекция) в составе:

Руководителя Инспекции – <...>;

Членов Инспекции:

<...>;

<...>,

проведя внеплановую проверку соблюдения требований заказчиком -Министерством спорта и молодежной политики Республики Бурятия (далее – Заказчик), уполномоченным органом – Республиканским агентством по государственным закупкам (далее – Уполномоченный орган) требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку и монтаж спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, номер извещения - 0102200001623000482 (далее – Аукцион),

у с т а н о в и л а:

14.02.2023 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы размещено извещение о проведении Аукциона № 0102200001623000482. Предмет торгов – поставка и монтаж спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок. Начальная (максимальная) цена контракта – 8 416 000,00 рублей. Национальный проект «Демография».

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 28.02.2023 на участие в Аукционе подано 6 заявок, из них 5 заявок признаны несоответствующими требованиям закона и извещения об осуществлении закупки. По результатам рассмотрения заявок на участие в закупке только одна заявка на участие в закупке соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки. В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 52 Закона о контрактной системе, электронный аукцион признан несостоявшимся.

13.03.2023 между Заказчиком и ООО СПОРТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ" заключен государственный контракт на сумму 8 373 000,00 рублей.

По результатам проведенной внеплановой проверки Инспекцией установлено следующее нарушение:

Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки установлены статьей 42 Закона о контрактной системе.

Так, согласно пункту 3 части 1 статьи 42 настоящего закона извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, электронный документ, содержащий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

Общие требования к содержанию состава заявок для участия в конкурентном способе определение поставщика установлены статьей 43 Закона о контрактной системе.

В соответствие с подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).

Аналогичные требования установлены в извещении о проведении электронного аукциона (Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с Законом и инструкция по ее заполнению).

Приложением №1 к Техническому заданию (Описание объекта закупки) установлены наименования товаров в соответствии с приказом Минспорта России № 1049 от 24.12.2021, в том числе требования к техническим, функциональным, качественным и эксплуатационным характеристикам товара (всего 26 позиций).

Приложением к Техническому заданию разработана инструкция по заполнению заявки на участие в закупке (далее – Инструкция).

Так, Инструкцией установлены следующие правила заполнения заявки:

«Участник закупки при составлении заявки помимо положений «Инструкции по заполнению заявки» должен руководствоваться общепринятыми правилами русского языка и контекста предложений.

В случае, если Заказчиком единицы измерения размеров не указаны считать, что они указаны в миллиметрах, если не указаны единицы измерения массы считать, что они указаны в килограммах.

Участник закупки в заявке в обязательном порядке указывает как значения показателей, так и единицы измерения. В случае не указания Участником закупки единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров, такая заявка Участника закупки признается не соответствующей требованиям, установленным Извещением.

В случае применения заказчиком в техническом задании слов:

«≥», «не менее», «не должен быть менее», «не ниже», «минимум» - участником предоставляется значение равное или превышающее указанное;

«≤», «не более», «не должен быть более», «не>», «не выше» «максимум» - участником предоставляется значение равное или менее указанного;

«<», «менее», «ниже» - участником предоставляется значение меньше указанного;

«не уже» - участником предоставляется интервал равный или более указанного;

«не шире» - участником предоставляется интервал равный или менее указанного;

«>», «более», «выше», «свыше» - участником предоставляется значение превышающее указанное;

«до» - участником предоставляется значение меньше указанного, за исключением случаев, когда указанное значение сопровождается словом «включительно» либо используется при диапазонном значении;

«от» - участником предоставляется указанное значение или превышающее его.

«менее…» и «более…» - участник закупки в своей заявке, указывает конкретный показатель, не включая крайние значения.

«от … до …» - участник закупки в своей заявке, указывает диапазонный показатель в установленных требованиями пределах включая крайние значения.

«не менее…» и «не более…» - участник закупки в своей заявке, указывает конкретный показатель, входящий в минимальное и максимальное значения включая крайние значения.

«минимум…, максимум…» - участник закупки в своей заявке, указывает диапазонный показатель в установленных требованиями пределах включая крайние значения.

В случае применения заказчиком в техническом задании перечислений характеристик через союз «и», знаки «,» «;» - участник указывает характеристики всех перечисленных значений.

В случае, если характеристика товара указана с использованием нескольких значений, требования применяются к каждому значению.

При использовании союзов «или», «либо» - участники выбирают одно из значений.

- со знаками «±», «+/-» - участник предлагает конкретное цифровое значение, исключение — указание погрешностей,

- если в Техническом задании наименование и (или) значения показателей отмечено символом «*», то данное значение установлено как значение показателей, которые не могут изменяться.

При предоставлении участниками конкретных значений показателей необходимо исключить употребление слов и словосочетаний: «или», «либо», «и (или)», «должен быть/иметь», «должна быть/иметь», «должны быть/иметь», «должно быть/иметь», «может», «в основном», «и другое», «в пределах», «ориентировочно», «ориентировочный», «ориентировочная», «ориентировочное», «приблизительно», «приблизительный», «приблизительная», «приблизительное», «не более», «не менее», «не ранее», «не хуже», «не выше», «не ниже», «до», «от», «более», «менее», «выше», «ниже», «возможность», «возможно» за исключением случаев, когда показатель должен быть указан без изменения указанных значений.

Символ «х» читать как символ-разделитель при описании размеров, например, Д×Ш×В. Если к размерам товара с использованием символа «х» между показателями размеров установлены требования к значению показателей размера товара с использованием слов «не менее», «не более», «не больше», «менее», «более», «выше», «ниже», «не выше», «не ниже», «меньше», «больше», «свыше» и последующего знака «:», то это требование относится ко всем значениям показателей размера товара, при отсутствии знака «:» это требование относится только к значению показателя размера товара, указанного непосредственно после указанного слова

Во всех иных случаях требования к показателям товаров, установлены в виде неизменяющихся значений, по которым участник закупки представляет сведения, точно соответствующие требованиям.

Ответственность за достоверность сведений о конкретных показателях товара, товарном знаке (при наличии), наименовании страны происхождения товара, указанных в заявке на участие в закупке, несет участник закупки.

При оформлении заявки участникам следует использовать общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов. Сведения, которые содержатся в заявке, не должны допускать двусмысленных толкований».

Инспекция приходит к выводу о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявки, поскольку вышеописанные положения инструкции вводят участников закупки в заблуждение.

Как было указано выше, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

Положения статьи 6 настоящего закона устанавливают, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Исходя из толкования пункта 3 части 2 статьи 42 Закона инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе должна максимально точно определять порядок и правила заполнения заявки. Инструкция обеспечивает правильное понимание участниками закупки положений извещения об осуществлении закупки.

При этом, положения инструкции не должны носить такой характер, который вводит в заблуждение участников закупки, ограничивает количество участников закупки, а также может привести к необоснованному допуску либо отказу участников к участию в электронном аукционе.

В соответствии с письмом ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.

Проанализировав позиции Технического задания, Инструкцию, а также заявки участников закупки, Инспекция, пришла к выводу, что в совокупности вышеизложенного, не позволяется возможным однозначно установить порядок заполнения заявки на участие в электронном аукционе в части предоставления показателей товара, что вводит участников закупки в заблуждение при формировании заявки.

Через установленную Инструкцию требования к характеристикам товара, Заказчиком поставлены в прямую зависимость от формы их изложения. Выявленные нарушения Закона о контрактной системе создают условия для указания участниками в заявках неверных характеристик и, соответственно, отклонения заявок комиссией по осуществлению закупок. Инспекцией УФАС отмечено, что подобные определения могут приводить к неоднозначному толкованию установленных требований к характеристикам товаров.

Так, например, заявка с идентификационным номером 66 отклонена по позициям 5, 7, 13, 19, 24 Технического задания, заявка № 61 отклонена по позициям 2, 10, 22 в соответствии с указанным в Инструкции значением: «Символ «х» читать как символ-разделитель при описании размеров, например, Д×Ш×В. Если к размерам товара с использованием символа «х» между показателями размеров установлены требования к значению показателей размера товара с использованием слов «не менее», «не более», «не больше», «менее», «более», «выше», «ниже», «не выше», «не ниже», «меньше», «больше», «свыше» и последующего знака «:», то это требование относится ко всем значениям показателей размера товара, при отсутствии знака «:» это требование относится только к значению показателя размера товара, указанного непосредственно после указанного слова».

Положения такой инструкции не направлены на надлежащее определение поставщика, а направлены на введение участников закупки в заблуждение, влекущее ограничение доступа к участию в закупке, поскольку искусственно усложняет процесс заполнения сведений о показателях товара.

Таким образом, установленная в приложении к Техническому заданию Инструкция противоречит пункту 3 части 2 статьи 42, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.

Руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе, Инспекция Бурятского УФАС России

р е ш и л а:

  1. Признать Министерство спорта и молодежной политики Республики Бурятия, Республиканское агентство по государственным закупкам нарушившими требования, установленные частью 2 статьи 8, пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

  2. Предписание об устранении нарушения требований законодательства о контрактной системе не может быть выдано, поскольку контракт заключен.

  3. Передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

ГБООУ "Верхнесаянтуйская санаторная школа-интернат"
ИНН 0319002490, ОГРН 1020300895515
Минспорта РБ
ИНН 0323068648, ОГРН 1020300976508