Решение №05-32/4321 Решение по жалобе ООО «Энергостандарт» на действия заказчика... от 30 ноября 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРешение по результатам рассмотрения жалобы
№ 003/07/3-921/2022
«29» ноября 2022 года г. Улан-Удэ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:
<...>, председатель Комиссии,
<...>, член Комиссии,
<...>, член Комиссии,
при участии представителей:
заказчика ГАУЗ «Республиканский перинатальный центр Министерства здравоохранения Республики Бурятия» (далее-ГАУЗ «РПЦ МЗ РБ»): <…> Д.Ч.- по доверенности б/н от 21.11.2022, <…> А.Г. – по доверенности б/н от 27.04.2022;
заявителя ООО «Энергостандарт»: директора <…> В.Ю., <…> А.Ц по доверенности № 3 от 22.03.2022,
рассмотрев жалобу ООО «Энергостандарт» (далее – Заявитель) на действия заказчика ГАУЗ «РПЦ МЗ РБ» (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по проведению капитального ремонта здания по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Солнечная, 4 «а», извещение № 32211796505,
УСТАНОВИЛА:
В Бурятское УФАС России 18.11.2022 поступила жалоба ООО «Энергостандарт» на действия заказчика ГАУЗ «РПЦ МЗ РБ» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по проведению капитального ремонта здания по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Солнечная, 4 «а», извещение № 32211796505.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.
В целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы Комиссией Бурятского УФАС России 28.11.2022 объявлялся перерыв до 11:00 часов 29.11.2022.
Согласно доводам жалобы, Заявитель выражает несогласие с решением конкурсной комиссии о признании второй части заявки, не соответствующей требованиям конкурсной документации, а также с требованиями, установленными в конкурсной документации.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в рассмотрении лиц, изучив материалы жалобы, Комиссия Бурятского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Типовым положением о закупке товаров, работ, услуг ГАУЗ «РПЦ МЗ РБ», утвержденным решением наблюдательного совета Заказчика (протокол от 29.07.2022) (далее - Положение о закупке).
Пунктом 6.3.1.2 Положения о закупке установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 6.4.5 Положения о закупке заявка должна содержать все сведения и документы, установленные Заказчиком в документации о закупке, включая сведения и документы об участнике закупки, подавшем такую заявку (если на стороне участника закупки выступает одно лицо) или сведения и документы о лицах, выступающих на стороне одного участника (по каждому из указанных лиц в отдельности, если на стороне участника выступает несколько лиц).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Комиссией установлено, что извещение № 32211796505, и документация о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по проведению капитального ремонта здания по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Солнечная, 4 «а», размещены в ЕИС www.zakupki.gov.ru 07.11.2022, дата и время окончания подачи заявок 14.11.2022 в 08:00 (местного времени), начальная (максимальная) цена договора составляет 11 816 340,00 рублей.
Согласно Протоколу рассмотрения вторых частей заявок от 17.11.2022 № 32211796505 заявка Заявителя была признана не соответствующей требованиям конкурсной документации, поскольку отсутствуют копии документов, подтверждающих полномочия лица на осуществление действий от имени участника, то есть отсутствует решение (приказ) о назначении генерального директора.
Заявитель в своей жалобе указывает, что ООО «Энергостандарт» на основании пункта 3.4 Соглашения о коллективном участии в закупке от 01.11.2022, являясь лидером коллективного участия, подало заявку от своего имени на участие в конкурсе, представляя интересы всех членов коллективного участника.
Согласно пунктам 2.4.1-2.4.2 раздела 2.4 «Особенности подачи заявки коллективным участником закупки» конкурсной документации, для целей проведения закупки лица, выступающие на стороне одного участника закупки, рассматриваются в качестве коллективного участника закупки. Член коллективного участника закупки не вправе подавать самостоятельную заявку на участие в такой закупке или входить в состав других коллективных участников такой закупке. Несоблюдение данного требования будет основанием для отклонения заявок как всех участников закупки, на стороне которых выступает такое лицо, так и заявки, поданной таким лицом самостоятельно.
В соответствии с вышеуказанным, по мнению Заявителя коллективный участник является одним участником, и соответственно был представлен документ, подтверждающий полномочия лица действовать от имени участника конкурентной закупки-Соглашение о коллективном участии в закупке.
У участника № 10 Соглашения о коллективном участии в закупке отсутствуют полномочия действовать от имени участника конкурентной закупки и представить такой документ он не может, он действует только в рамках Соглашения о коллективном участии в закупке, являясь одним из членов коллективного участника.
В соответствии с пунктом 5 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления копии документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, за исключением случаев подписания заявки:
а) индивидуальным предпринимателем, если участником такой закупки является индивидуальный предприниматель;
б) лицом, указанным в едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (далее в настоящей статье - руководитель), если участником такой закупки является юридическое лицо.
Заявитель исходя из положений Закона о закупках, не содержащих прямых указаний какие документы необходимо представлять в качестве подтверждения полномочий лица действовать от имени участника конкурентной закупки, в заявке приложил выписки из ЕГРЮЛ на всех членов коллективного участника. Заявитель полагает, что его заявка соответствовала требованиям конкурсной документации.
Комиссией Бурятского УФАС России установлено, что в соответствии с подпунктами 1, 3 пункта 2.10.5 конкурсной документации непредставление обязательных документов, несоответствие заявки на участие в закупке требованиям извещения и (или) документации является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 2.4.7 раздела 2.4 «Особенности подачи заявки коллективным участником закупки» конкурсной документации требования, установленные в соответствии с подпунктами 1-5 пункта 1.7.5 предъявляются к каждому члену коллективного участника закупки отдельно. Иные требования, установленные в подразделах и, предъявляются к лидеру коллективного участника закупки.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1.7.5 раздела 1.7 «Требования к составу заявки участников закупки» конкурсной документации установлено требование о включении участником закупки в состав второй части заявки копий документов, подтверждающих полномочия лица на осуществление действий от имени участника, за исключением случаев подписания заявки: индивидуальным предпринимателем (участником закупки) или лицом, указанным в едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (руководитель юридического лица) (для юридического лица).
Заявителем в составе второй части заявки не представлены копии документов, подтверждающих полномочия лица на осуществление действий от имени члена коллективного участника – ООО «Регион Строй» (решение о назначении генерального директора).
Комиссия Бурятского УФАС России в данном случае считает необходимым отметить, что Заявителю при подаче заявки необходимо было ознакомиться с требованиями, установленными конкурсной документацией к составу заявки. Вместе с тем, при подаче заявки Заявитель согласился с установленными конкурсной документацией требованиями.
В связи с чем, Комиссия Бурятского УФАС России не усматривает нарушений Заказчиком при проведении оценки заявки Заявителя.
Комиссия Бурятского УФАС России также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия конкурсной документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии Бурятского УФАС России отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку комиссия Заказчика действовала в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по жалобе в их совокупности и взаимосвязи Комиссия Бурятского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы, и отмечает, что фактически Заявитель оспаривает положения конкурсной документации, по его мнению, ограничивающие конкуренцию, которые подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями конкурсной документации (определение Верховного суда РФ от 12.11.2021 № 305-ЭС21-20460).
В свою очередь, действия, совершенные уже на стадии рассмотрения заявок, допустимы к обжалованию исключительно лицами, подавшими заявки на участие в закупке.
Вместе с тем, спорные положения документации, которые, по мнению Заявителя (несоответствие пункта 2.4.7 конкурсной документации требованиям пункта 5 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках), являлись необъективными, подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. Заявитель, будучи участником конкурентной процедуры, подав заявку, согласился со всеми требованиями и условиями закупочной документации.
На основании вышеизложенного, с учетом обоснованности отклонения закупочной комиссией Заказчика заявки на участие в конкурсе ООО «Энергостандарт», Бурятское УФАС России приходит к выводу о том, что процедура закупки проведена без нарушений положений Закона о закупках и других нормативно-правовых актов, регламентирующих закупочную деятельность Заказчика.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Энергостандарт» необоснованной.