Решение №05-32/4321 Решение по жалобе ООО «Энергостандарт» на действия заказчика... от 30 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

№ 003/07/3-921/2022

«29» ноября 2022 года                                                                                   г. Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:

<...>, председатель Комиссии,

<...>, член Комиссии,

<...>, член Комиссии,

при участии представителей:

заказчика ГАУЗ «Республиканский перинатальный центр Министерства здравоохранения Республики Бурятия» (далее-ГАУЗ «РПЦ МЗ РБ»): <…> Д.Ч.- по доверенности б/н от 21.11.2022, <…> А.Г. – по доверенности б/н от 27.04.2022;

заявителя ООО «Энергостандарт»: директора <…> В.Ю., <…> А.Ц по доверенности № 3 от 22.03.2022,

рассмотрев жалобу ООО «Энергостандарт» (далее – Заявитель) на действия заказчика ГАУЗ «РПЦ МЗ РБ» (далее – Заказчик)  при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по проведению капитального ремонта здания по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Солнечная, 4 «а», извещение № 32211796505,

УСТАНОВИЛА:

В Бурятское УФАС России 18.11.2022 поступила жалоба ООО «Энергостандарт» на действия заказчика ГАУЗ «РПЦ МЗ РБ» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по проведению капитального ремонта здания по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Солнечная, 4 «а», извещение № 32211796505.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

В целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы Комиссией Бурятского УФАС России 28.11.2022 объявлялся перерыв до 11:00 часов 29.11.2022.

Согласно доводам жалобы, Заявитель выражает несогласие с решением конкурсной комиссии о признании второй части заявки, не соответствующей требованиям конкурсной документации, а также с требованиями, установленными в конкурсной документации.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в рассмотрении лиц, изучив материалы жалобы, Комиссия Бурятского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Типовым положением о закупке товаров, работ, услуг ГАУЗ «РПЦ МЗ РБ», утвержденным решением наблюдательного совета Заказчика (протокол от 29.07.2022) (далее - Положение о закупке).

Пунктом 6.3.1.2 Положения о закупке установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 6.4.5 Положения о закупке заявка должна содержать все сведения и документы, установленные Заказчиком в документации о закупке, включая сведения и документы об участнике закупки, подавшем такую заявку (если на стороне участника закупки выступает одно лицо) или сведения и документы о лицах, выступающих на стороне одного участника (по каждому из указанных лиц в отдельности, если на стороне участника выступает несколько лиц).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Комиссией установлено, что извещение № 32211796505, и документация о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по проведению капитального ремонта здания по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Солнечная, 4 «а», размещены в ЕИС www.zakupki.gov.ru 07.11.2022, дата и время окончания подачи заявок 14.11.2022 в 08:00 (местного времени), начальная (максимальная) цена договора составляет 11 816 340,00 рублей.

Согласно Протоколу рассмотрения вторых частей заявок от 17.11.2022 № 32211796505 заявка Заявителя была признана не соответствующей требованиям конкурсной документации, поскольку отсутствуют копии документов, подтверждающих полномочия лица на осуществление действий от имени участника, то есть отсутствует решение (приказ) о назначении генерального директора.

Заявитель в своей жалобе указывает, что ООО «Энергостандарт» на основании пункта 3.4 Соглашения о коллективном участии в закупке от 01.11.2022, являясь лидером коллективного участия, подало заявку от своего имени на участие в конкурсе, представляя интересы всех членов коллективного участника.

Согласно пунктам 2.4.1-2.4.2 раздела 2.4 «Особенности подачи заявки коллективным участником закупки» конкурсной документации, для целей проведения закупки лица, выступающие на стороне одного участника закупки, рассматриваются в качестве коллективного участника закупки. Член коллективного участника закупки не вправе подавать самостоятельную заявку на участие в такой закупке или входить в состав других коллективных участников такой закупке. Несоблюдение данного требования будет основанием для отклонения заявок как всех участников закупки, на стороне которых выступает такое лицо, так и заявки, поданной таким лицом самостоятельно.

В соответствии с вышеуказанным, по мнению Заявителя коллективный участник является одним участником, и соответственно был представлен документ, подтверждающий полномочия лица действовать от имени участника конкурентной закупки-Соглашение о коллективном участии в закупке.

У участника № 10 Соглашения о коллективном участии в закупке отсутствуют полномочия действовать от имени участника конкурентной закупки и представить такой документ он не может, он действует только в рамках Соглашения о коллективном участии в закупке, являясь одним из членов коллективного участника.

В соответствии с пунктом 5 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления копии документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, за исключением случаев подписания заявки:

а) индивидуальным предпринимателем, если участником такой закупки является индивидуальный предприниматель;

б) лицом, указанным в едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (далее в настоящей статье - руководитель), если участником такой закупки является юридическое лицо.

Заявитель исходя из положений Закона о закупках, не содержащих прямых указаний какие документы необходимо представлять в качестве подтверждения полномочий лица действовать от имени участника конкурентной закупки, в заявке приложил выписки из ЕГРЮЛ на всех членов коллективного участника. Заявитель полагает, что его заявка соответствовала требованиям конкурсной документации.

Комиссией Бурятского УФАС России установлено, что в соответствии с подпунктами 1, 3 пункта 2.10.5 конкурсной документации непредставление обязательных документов, несоответствие заявки на участие в закупке требованиям извещения и (или) документации является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 2.4.7 раздела 2.4 «Особенности подачи заявки коллективным участником закупки» конкурсной документации требования, установленные в соответствии с подпунктами 1-5 пункта 1.7.5 предъявляются к каждому члену коллективного участника закупки отдельно. Иные требования, установленные в подразделах и, предъявляются к лидеру коллективного участника закупки.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1.7.5 раздела 1.7 «Требования к составу заявки участников закупки» конкурсной документации установлено требование о включении участником закупки в состав второй части заявки копий документов, подтверждающих полномочия лица на осуществление действий от имени участника, за исключением случаев подписания заявки: индивидуальным предпринимателем (участником закупки) или лицом, указанным в едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (руководитель юридического лица) (для юридического лица).

Заявителем в составе второй части заявки не представлены копии документов, подтверждающих полномочия лица на осуществление действий от имени члена коллективного участника – ООО «Регион Строй» (решение о назначении генерального директора).

Комиссия Бурятского УФАС России в данном случае считает необходимым отметить, что Заявителю при подаче заявки необходимо было ознакомиться с требованиями, установленными конкурсной документацией к составу заявки. Вместе с тем, при подаче заявки Заявитель согласился с установленными конкурсной документацией требованиями.

В связи с чем, Комиссия Бурятского УФАС России не усматривает нарушений Заказчиком при проведении оценки заявки Заявителя.

Комиссия Бурятского УФАС России также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия конкурсной документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии Бурятского УФАС России отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку комиссия Заказчика действовала в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по жалобе в их совокупности и взаимосвязи Комиссия Бурятского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы, и отмечает, что фактически Заявитель оспаривает положения конкурсной документации, по его мнению, ограничивающие конкуренцию, которые подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями конкурсной документации (определение Верховного суда РФ от 12.11.2021 № 305-ЭС21-20460).

В свою очередь, действия, совершенные уже на стадии рассмотрения заявок, допустимы к обжалованию исключительно лицами, подавшими заявки на участие в закупке.

Вместе с тем, спорные положения документации, которые, по мнению Заявителя (несоответствие пункта 2.4.7 конкурсной документации требованиям пункта 5 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках), являлись необъективными, подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. Заявитель, будучи участником конкурентной процедуры, подав заявку, согласился со всеми требованиями и условиями закупочной документации.

На основании вышеизложенного, с учетом обоснованности отклонения закупочной комиссией Заказчика заявки на участие в конкурсе ООО «Энергостандарт», Бурятское УФАС России приходит к выводу о том, что процедура закупки проведена без нарушений положений Закона о закупках и других нормативно-правовых актов, регламентирующих закупочную деятельность Заказчика.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Энергостандарт» необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны