Постановление №05-13/4818 Постановление по делу в отношении ПАО "Россети Сибирь" от 30 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 003/04/9.21-1031/2022

об административном правонарушении

«29» декабря 2022 г.                                                                                г. Улан-Удэ 

Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее – Бурятское УФАС России) Баглаева И.И., рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 003/04/9.21-1031/2022, возбужденного по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее – КоАП РФ), в отношении

Публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (юридический адрес: 660021, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, 144 «а», ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327, далее – ПАО «Россети Сибирь», Общество, ПАО),

в помещении Бурятского УФАС России по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 55, каб. 114,

29.12.2022 с участием:

защитника (представителя) ПАО «Россети Сибирь» <...>, действующего на основании доверенности от 18.11.2022 № 03/312, 

УСТАНОВИЛ:

В адрес Бурятского УФАС России поступило обращение <...> (вх. от 01.12.2022 № 7207) (далее-Заявитель) на предмет выявления в действиях ПАО «Россети Сибирь» нарушений Правил техприсоединения к электрическим сетям при выполнении мероприятий по присоединению объекта Заявителя к электрическим сетям.

 Из обращения следует, что ПАО «Россети Сибирь» не исполняет обязательства по заключенному договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 20.0300.2770.22 от 17.05.2022 с <...> на присоединение объекта «жилой дом», расположенного по адресу: Республика Бурятия, <...>, кадастровый номер земельного участка <...>.

В соответствии с пунктом 6 договора, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора – 18.11.2022, мероприятия не исполнены.

Из письменных пояснений филиала ПАО «Россети Сибирь»-«Бурятэнерго» от 16.12.2022 № 1.2/01/2573, приобщенных к материалам настоящего дела, следует, что договор № 20.0300.2770.22 с <...> заключен 17.05.2022, срок исполнения 15.11.2022.

Согласно техническим условиям к договору для осуществления технологического присоединения ЭУ Заявителя необходимо выполнить:

- реконструкцию ТП-389 «Хантаева» в части замены силового трансформатора на трансформатор ТМГ-1000 кВА большей мощности;

- монтаж ККУЭЭ.

Затраты филиала «Бурятэнерго» (расчетные), при условии выполнения работ по реализации договора ТП Заявителю хозяйственным способом, составляют 4 281 072,4 руб. с НДС.

В 2021-2022 годах отсутствовала реальная финансовая возможность для реализации части договоров об осуществлении технологического присоединения, до настоящего времени имеются проблемы в поставках оборудования и материалов для строительства и монтажа электросетевых объектов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23.2 Федерального закона № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», технологическое присоединение указанных потребителей с заявленной мощностью до 150 кВт относится к категории льготное присоединение к электросетям, источником для осуществления которых является тариф на услуги по передаче электрической энергии (инвестиционная программа).

Источник для строительства энергообъектов для технологического присоединения льготной категории заявителей предусматривается в инвестиционной программе филиала ПАО «Россети Сибирь»-«Бурятэнерго» в составе следующих инвестиционных проектов:

-«Технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей максимальной мощностью до 15 кВт включительно»

-«Технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей максимальной мощностью до 150 кВт включительно».

Приказом Миэнерго от 23.12.2021 № 32@ «Об утверждении изменений, вносимых в инвестиционную программу ПАО «Россети Сибирь» на 2022-2026 годы, утвержденную приказом Миэнерго России от 25.12.2019 № 29@», с изменениями, внесенными приказом приказом Минэнерго России от 23.12.2020 № 21@» инвестиционная программа филиала ПАО «Россети Сибирь»-«Бурятэнерго» утверждена с финансированием льготного технологического присоединения.

Общее финансирование по обоим проектам льготного технологического присоединения с учетом кредиторской задолженности составляет на 2022 год 173,75 млн.руб. в т.ч.

-капитальные затраты на льготное технологическое присоединение – 114,88 млн. руб.;

- на установку счетчиков для льготного технологического присоединения – 58,87 млн. руб.

При этом, размер денежных средств, необходимый для исполнения инвестиционной программы составляет на 2022 год 370 млн. руб.

Фактическое исполнение мероприятий по технологическому присоединению льготной категории заявителей (до 150 кВт) за 2021 год составило 276,05 млн. руб., или 137,5% от утвержденной инвестиционной программы (200,788 млн. руб.). Дефицит источника за 2021 год составил 75,3 млн. руб. Иные источники финансирования мероприятий по технологическому присоединению в 2021 году отсутствовали.

Филиал ПАО «Россети Сибирь»-«Бурятэнерго» является регулируемой организацией, финансирование деятельности которой осуществляется за счет средств, учтенных в необходимой валовой выручке при установлении тарифов на услуги по передаче электроэнергии.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

При этом, «необходимая валовая выручка» - представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (п. 2 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением правительства РФ от 29.12.2011 № 1178).

На протяжении многих лет рост тарифов (менее 3%) ниже фактической инфляции (более 8%) не учитывает экономически обоснованные расходы филиала в полном размере.

Кроме того, РСТ РБ начиная с 2015 года ежегодно реструктуризирует (на долгосрочный период регулирования – 5 лет) признанные экономически обоснованными расходы филиала, размер которых достиг 2.5 млрд. руб., что составляет 36% от всех расходов филиала.

Вступившими в силу судебными актами подтверждаются обстоятельства исключения Республиканской службой по тарифам РБ из необходимой валовой выручки Бурятэнерго источников для финансирования исполнения мероприятий по технологическому присоединению в 2020-2021 годах, экономически обоснованных выпадающих расходов по технологическому присоединению.

Обязательства по договору будут исполнены обществом по мере изыскания денежных средств и поступления необходимых материалов и оборудования.

По признакам совершения ПАО «Россети Сибирь» административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, начальником отдела антимонопольного контроля Бурятского УФАС России <...> 19.12.2022 составлен протокол об административном правонарушении.

Дело рассмотрено 29.12.2022 в присутствии представителя ПАО «Россети Сибирь», действующего на основании доверенности, который пояснил, что у ПАО отсутствовала объективная возможность для выполнения в установленный Правилами № 861 мероприятий по технологическому присоединению. Просрочка исполнения мероприятий обусловлена недостаточностью источников финансирования, просил назначить наказание с учетом вышеприведенных обстоятельств ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в размере 300 000 рублей.

Заслушав защитника ПАО, изучив протокол от 19.12.2022 и материалы дела об административном правонарушении, нахожу вину ПАО в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установленной и доказанной, исходя при этом из следующего.

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям. Мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи, с чем не составляет самостоятельного товарного рынка (данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.09.2009 № 6057/09).

В силу статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Согласно пункту 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В силу пункта 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.

Срок осуществления мероприятий в соответствии с пунктом 16 (б) Правил не может превышать 6 месяцев для категории заявителей к которой относится <...>. Таким образом, неисполнение сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в установленный Правилами срок, нарушает положения пункта 16 (б) Правил.

Вышеперечисленные нарушения указывают на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в соответствии с которой нарушение субъектом естественной монополии Правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения - это совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

В силу статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Таким образом, совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, лицом, уже подвергнутым административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

ПАО «Россети Сибирь» на дату совершения административного правонарушения является привлеченным к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление Бурятского УФАС России по делу № 003/04/9.21-12/2022 от 24.01.2022, которое вступило в силу 04.02.2022, исполненное 22.02.2022; постановление Бурятского УФАС России по делу № 003/04/9.21-80/2022 от 22.02.2022, которое вступило в силу 27.06.2022, исполненное 08.07.2022).

При таких обстоятельствах в действиях (бездействии) Общества, выразившихся в нарушении Правил технологического присоединения в пределах 1 года после указанной даты усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения – Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, просп. 50-летия Октября, 28 (место нахождения филиала ПАО «Россети Сибир»-«Бурятэнерго»).

Время совершения административного правонарушения – 19.11.2022.

Таким образом, у ПАО «Россети Сибирь» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства того, что при выполнении мероприятий по договору с Заявителем ПАО «Россети Сибирь» были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пункта 16 (б) Правил, в материалах дела отсутствуют.

Согласно статье 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.

В силу частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При этом при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

С целью соблюдения принципа справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, при решении вопроса о возможности снижения размера административного штрафа необходимо учитывать характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, степень вины лица, привлекаемого к административной ответственности, иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, позволяющие обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.

В рассматриваемом случае Обществом указаны обстоятельства и представлены доказательства в обоснование ограничения его финансовых возможностей при исполнении технических условий договора, связанных с необходимостью выполнить реконструкцию ТП-389 «Хантаева» в части замены силового трансформатора на трансформатор ТМГ-1000 кВА большей мощности; монтаж ККУЭЭ.

Считаю необходимым отметить, что исходя из общих принципов права, а также положений, закреплённых в статьях 1.2, 1.6, 3.1 КоАП РФ, назначаемое виновному лицу административное наказание не может иметь только карательный характер; применяемое административное наказание не должно свидетельствовать об игнорировании принципов законности, справедливости, неотвратимости юридической ответственности и общеправовой цели наказания, которая несёт не только карательный характер, но и является воспитательной мерой, направленной, с одной стороны, на предупреждение новых правонарушений, а с другой стороны, – на неотвратимое, справедливое наказание за уже совершённое нарушение. При этом необходимо учитывать то, что административное наказание (в его карательной части) не может обременять правонарушителя в степени, явно противоречащей указанным целям, а также принципам справедливости и целесообразности юридической ответственности.

С учетом изложенного полагаю, что имеются исключительные обстоятельства, связанные с характером совершённого правонарушения и его последствиями, поэтому прихожу к выводу о том, что штраф в размере 600 000 рублей, не обусловлен характером совершённого правонарушения, степенью его общественной вредности и последствиями, является значительной суммой, уплата которой приведёт к ухудшению финансового положения общества.

Принимая во внимание, что целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, с учётом установленных фактических обстоятельств настоящего дела и правил части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, прихожу к выводу о наличии оснований для назначения обществу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в размере 300 000 рублей.

Указанный размер административного штрафа соответствует характеру вменённого административного правонарушения и его последствиям, с учётом тяжелого финансового положения общества. Наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершённого правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Обстоятельств, смягчающих, либо отягчающих административную ответственность не установлено.

Административное правонарушение, совершенное ПАО «Россети Сибирь», причиняет организационный вред охраняемым законом общественным отношениям в сфере энергетики, связанным с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям.

При таких обстоятельствах отсутствуют законные основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения ПАО «Россети Сибирь» от административной ответственности в связи с малозначительностью.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 4.1, частью 2 статьи 9.21, статьями 23.48, 29.9, 29.10, 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать ПАО «Россети Сибирь» (660021, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, 144А, ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

2. За нарушение части 2 статьи 9.21 КоАП РФ назначить ПАО «Россети Сибирь» наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.

Врио руководителя                                                                                    И.И. Баглаева

Штраф должен быть перечислен по реквизитам:                

 

Получатель:                              ИНН 0323057082 КПП 032601001

                                                   УФК по Республике Бурятия

                                                   (Бурятское УФАС России

                                                   л/с 04021082740) 

                                                   Казначейский счет

                                                   03100643000000010200

                                                     ЕКС 40102810545370000068

Банк получателя:                     отделение   

                                                   – НБ Республика Бурятия/УФК по

                                                   по Республике Бурятия г. Улан-Удэ

                                                   БИК 018142016

                                                   ОКТМО 81701000

                                                   КБК 161 1 16 01091 01 0021 140  

Назначение платежа:              штраф за нарушение статьи 9.21 КоАП РФ

                                                  УИН 16100500000001519907

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления; юридические лица вправе обжаловать постановление в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление по делу об административном правонарушении может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.

Связанные организации

Связанные организации не указаны