Решение (комиссия) №ВГ/1404/23 Решение по обращению Отделения Социального фонда России по Р... от 28 июня 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 003/10/104-454/2023

по результатам рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков

«27» июня 2023 года                                                                                   г. Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:

<...>, председателя Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителя ИП Венгура В.В. по доверенности от 12.05.2023 <...>,

в отсутствие Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия (далее – Заказчик), ходатайствовавшего о рассмотрении обращения в отсутствие представителей,

рассмотрев обращение Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия (вх. № 1898-ЭП/23 от 20.06.2023) о включении в реестр недобросовестных поставщиков ИП Венгура В.В. в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на поставку калькуляторов электронных, ИКЗ 231032304882803260100101410012823244, и в результате осуществления проверки информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность подрядчика в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей),

у с т а н о в и л а:

Из обращения Заказчика следует, что по результатам электронного аукциона №0302100024823000048 между Заказчиком и ИП Венгура В.В. заключен контракт от 02.05.2023 № 0302100024823000048 на поставку калькуляторов электронных (далее – Контракт). В ходе приемки товара проведена экспертиза, в результате которой установлено несоответствие габаритов всего поставленного товара, а также дефекты у 9 калькуляторов. На основании п. 3.8 Контракта Заказчик отказался от приемки товара, о чем составлен и подписан 15.05.2023 в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке. Согласно п. 3.11 Контракта поставщик обязан был заменить товар с 16.05.2023 по 22.05.2023 включительно. В письме от 25.05.2023 Заказчик потребовал от поставщика дать ответ о сроках исполнения Контракта в течение двух рабочих дней, поскольку на 24.05.2023 поставка товара не осуществлена. В ответ поставщик письмом от 25.05.2023 просил рассмотреть возможность расторжения контракта по соглашению сторон. 05.06.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. На основании изложенного, просит включить сведения об индивидуальном предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков.

Представитель ИП Венгура В.В. пояснила, что 04.05.2023 товар был поставлен Заказчику и направлены электронные документы о приемке. 15.05.2023 Заказчик разместил в ЕИС мотивированный отказ. При подаче заявки была допущена ошибка, указаны размеры упаковки товара, в связи с чем поставщик просил расторгнуть товар по соглашению сторон. Заказчик не ответил на данное предложение. 07.06.2023 индивидуальным предпринимателем был предложен товар другой торговой марки STAFF STF-777 250448 с улучшенными характеристиками. 08.06.2023 поставщик через ЕИС повторно обратился к Заказчику о замене товара с улучшенной характеристикой по длине корпуса торговой марки STAFF STF-777 250448. 09.06.2023 от Заказчика поступил ответ о возможности поставить товар с улучшенными характеристиками, но Заказчик проигнорировал просьбу рассмотреть замену товара. 14.06.2023 поставщик в очередной раз обратился к Заказчику с просьбой согласовать замену товара с улучшенной характеристикой. Вся переписка велась через ЕИС. При этом, поставленный товар находится у Заказчика. В настоящее время индивидуальный предприниматель обратился в суд о признании одностороннего отказа незаконным (дело № А10-3910/2023). Просит учесть опыт поставки товаров для государственных и муниципальных нужд, исполнено 571 контракт в рамках Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, просит не включать сведения в реестр недобросовестных поставщиков.

Комиссия, исследовав и оценив в совокупности представленные документы (информацию), пришла к следующим выводам.

19.04.2023 Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении Аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта: 53920,20 рублей

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.04.2023 Победителем аукциона признается участник закупки идентификационный № 114022860, с ценовым предложением 27503,35 руб. (Двадцать семь тысяч пятьсот три рубля 35 копеек).

02.05.2023 между Заказчиком и поставщиком заключен Контракт.

В соответствии с пунктом 1 Контракта Заказчик поручает, а Поставщик принимает на себя обязательства по поставке Заказчику калькуляторов электронных, именуемых в дальнейшем «Товар», в соответствии со спецификацией (Приложение № 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта, в количестве поставляемого Товара: 60 шт. Цена Контракта составляет 27503 (двадцать семь тысяч пятьсот три) рубля 35 копеек, НДС не облагается (пункт 2.1 Контракта).

Согласно пункту 3.1 Контракта поставка Товара в полном объеме производится за счет Поставщика с момента заключения контракта по 15 мая 2023 г. включительно.

Заказчик осуществляет приемку поставленного Товара на соответствие условиям Контракта, в том числе его наименования, количества, качества, включая проведение экспертизы, подписание необходимых документов в срок не более 5 (пяти) рабочих дней со дня поступления документа о приемке (пункт 3.5 Контракта).

Пунктом 3.10 Контракта установлено, что в случае получения мотивированного отказа от подписания документа о приемке Поставщик вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и повторно направить Заказчику документ о приемке. Датой приемки поставленного товара считается дата размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного Заказчиком.

В соответствии с пунктом 12.3 Контракта Контракт может быть расторгнут по взаимному соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Как следует из материалов дела, 15.05.2023 в ЕИС размещен мотивированный отказ Заказчика от подписания документа о приемке.

24.05.2023 по результатам приемки поставленного товара Заказчиком составлен акт о том, что фактическое качество и комплектность товара не соответствуют требованиям Контракта: несоответствие габаритов товара в количестве 60 штук, у 9 калькуляторов имеются дефекты.

25.05.2023 в адрес поставщика направлено письмо о нарушении сроков поставки товара.

На основании части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, ст. 523 Гражданского кодекса РФ Заказчиком 05.06.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с существенным нарушением договора поставки в случае поставки товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок.

05.06.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено Заказчиком в ЕИС, что является датой надлежащего уведомления поставщика о принятом Заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта.

С учетом части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение вступило в законную силу, а указанный контракт расторгнут 16.06.2023.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (часть 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, подпункт «б» пункта 13 Постановления Правительствам РФ № 1078).

Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.

Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Антимонопольный орган при осуществлении проверки информации и документов, представленных Заказчиком, не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки и оценивает не правомерность расторжения контракта с позиции гражданского законодательства, а соблюдение Заказчиком процедуры одностороннего отказа от исполнения Контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе и оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.

Включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.

В соответствии с пунктом 15 Правил, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.

Комиссия Бурятское УФАС России, изучив представленные сторонами документы (информацию), пришла к выводу, что в действиях индивидуального предпринимателя отсутствует недобросовестное поведение, выраженное в умышленном неисполнении условий заключенного контракта.

Поставщик произвел поставку товара в установленный срок, неоднократно пытался согласовать замену товара с улучшенными характеристиками, о чем свидетельствует представленная переписка (письма от 08.06.2023, 09.06.2023, 14.06.2023).

Также Комиссия УФАС России, проанализировав информацию, размещенную в ЕИС установила, что индивидуальный предприниматель имеет положительный опыт исполнения контрактов, заключенных в рамках Закона о контрактной системе.

Принимая во внимание вышеуказанное, исходя из имеющихся на дату рассмотрения дела сведений, фактов и доказательств, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассматриваемом случае включение сведений об ИП Венгура В.В. в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не усматривается намерение в неисполнении заключенного Контракта.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и подпунктом «в» пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия Бурятского УФАС России,

р е ш и л а:

Отказать во включении информации об ИП Венгура Валерие Васильевиче (ИНН – 324109969666, адрес: <...>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

ОСФР по Республике Бурятия
ИНН 0323048828, ОГРН 1020300893249