Решение б/н Решение по жалобе ООО «Байкальская авиационная компания» на ... от 5 марта 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

участника закупки № 003/06/33-102/2020

«2» марта 2020 года                                                                   город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

 <…>,

в присутствии:

представителя ООО «Байкальская авиационная компания» <…>, доверенность от 26.02.2020,

представителей АУ РБ «Забайкальская база авиационной охраны лесов»: <…>, доверенность от 30.05.2019 № 25, <…>, доверенность от 03.02.2020 № 03, <…>, доверенность от 03.02.2020 № 04,

рассмотрев жалобу ООО «Байкальская авиационная компания» (далее – Заявитель) (вх. от 21.02.2020 № 881) на действия АУ РБ «Забайкальская база авиационной охраны лесов» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на оказание авиационных транспортных услуг на самолете ТВС-2МС (или эквивалент) с экипажем для проведения работ по мониторингу пожарной опасности и тушению лесных пожаров на территории лесного фонда Республики Бурятия силами Автономного учреждения Республики Бурятия "Забайкальская база авиационной охраны лесов", проведению воздушных тренировок и летной подготовки работников парашютно-десантной пожарной службы Автономного учреждения Республики Бурятия "Забайкальская база авиационной охраны лесов" в 2020 году (№ 1002500003320000002) (далее – Аукцион), и в результате рассмотрения жалобы в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе),

у с т а н о в и л а:

Заявитель указывает, что Заказчик, включив в Техническое задание характеристики, которые способен обеспечить только ТВС-2МС (эквивалент по заявленных характеристикам отсутствует) нарушает требования, установленные п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе. Также, установив завышенные требования к самолету, совершил действия, направленные на ограничение конкуренции и создание эксплуатантам воздушных судов ТВС-2МС, а именно ООО «Нимбус», преимущественных условий участия в закупке, что нарушает статью 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). Просит приостановить закупку, признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении допущенного нарушения.

Заказчик не согласен с доводами Заявителя, из пояснений следует, что в Техническом задании установлены требования к тактико-техническим характеристикам самолета, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. При этом указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Все характеристики товара определены исходя из нужды (потребности) Заказчика.

Кроме того, Заказчик указывает, что под технические характеристики самолета, сформированные Заказчиком, подпадает не только один самолет ТВС-2МС, но и самолет АН-3. Просит признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и изучения представленных документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:

11.02.2020 на официальном сайте в Единой информационной системе размещено извещение о проведении Аукциона № 1002500003320000002 и документация об аукционе. Последние изменения внесены 14.02.2020. Начальная (максимальная) цена контракта - 7 664 675,99 рублей.

Техническим заданием (приложение № 1 к контракту) установлены характеристики типа воздушного судна: легкий самолет (1 единица), работающий на авиационном топливе ТС-1, пригодный для авиапатрулирования лесного фонда, высадки парашютистов-пожарных, десантирования грузов, с возможностью работы с грунтовых авиаплощадок и базирования на оперативных точках Заказчика на территории Республики Бурятия. Тактико-технические данные самолета должны обеспечивать перевозку пассажиров не менее 9 человек или грузов весом 1500 кг, максимальную взлетную массу – не более 5500 кг, максимальную дальность полета при разовой заправке топливом – не менее 1300 км, крейсерскую скорость – не менее 200 км/час, практический потолок не менее 3000 м.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 настоящего закона предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться также следующим правилом:

использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.  

В зависимости от своих потребностей заказчик вправе установить конкретные требования к качеству, к техническим, функциональным характеристикам товара, к размерам, к упаковке, максимальным или минимальным значениям показателей, что подтверждается частями 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Таким образом, из приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку в соответствии с требованиями указанного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом сформулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, обеспечить приобретение товара с необходимыми заказчику характеристиками, довести до сведения участников закупки сведения о характеристиках требуемого товара, в наибольшей степени удовлетворяющих потребности заказчика, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

При этом, при формировании документации об аукционе заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющего его потребностям.

Изложенное соответствует правовому подходу, содержащемуся в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 304-КГ14-3003, согласно которому заказчику предоставлено право на установление в аукционной документации требований к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям, при этом сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников закупки.

Таким образом, нормы Закона о контрактной системе направлены на обеспечение конкуренции не между товарами и не между производителями товаров, а между участниками закупок, при этом основной задачей этих норм является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате этого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом ему товаре.

Изложенное соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 28 декабря 2010 года N 11017/10, в соответствии с которой основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Кроме того, Заказчиком представлено письмо ООО «Байкальская авиационная компания» от 17.01.2020 № 04/20, в котором указано, что данное общество готово выполнить работы по оказанию транспортных услуг с использованием воздушного судна ТВС-2МС (или эквивалент) для проведения работ по мониторингу пожарной опасности на территории лесного фонда Республики Бурятия в 2020году. А также указана цена коммерческого предложения.

ООО «Байкальская авиационная компания» могло подать заявку на участие в Аукционе и исполнить условия контракта, следовательно, его права и законные интересы не нарушены.

Таким образом, довод Заявителя не подтвердился и признается несостоятельным.

Кроме того, довод Заявителя в части создания ООО «Нимбус», преимущественных условий участия в закупке, не подтвержден какими-либо документами, в связи с чем, нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции не усматривается.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частями 3, 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России 

р е ш и л а:

Признать жалобу ООО «Байкальская авиационная компания» необоснованной.

Признаки нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции отсутствуют.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Председатель комиссии <...>

Члены комиссии <...>, <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны