Решение №05-32/2915 Решение по жалобе АО «Теплоэнерго» на действия заказчика МП ... от 12 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по результатам рассмотрения жалобы № 003/07/3-659/2022

«10» августа 2022 года                                                                            г. Улан-Удэ                   

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

в составе:

<...>,

<...>,

<...>,

рассмотрев 10.08.2022 посредством видеоконференц-связи жалобу ООО «Теплоэнерго»,

при участии представителей:

от МП «БВК» Пихлаева А.В. (доверенность № 34 от 10.08.2022), Сергеевой Т.В. (доверенность № 31 от 05.08.2022), 

от ООО «Красноярсккрайуголь» Чернышенко О.А. (доверенность от 09.08.2022),

от АО «Теплоэнерго», доверенность не представлена,

УСТАНОВИЛА:

02.08.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Бурятское УФАС России) поступила жалоба ООО «Теплоэнерго» (вх. № 4795, 4801 от 02.08.2022) на действия заказчика - МП «БВК.

Рассмотрение жалобы состоялось 10.08.2022.

Доводы жалобы ООО «Теплоэнерго»:

-заказчик осуществляет запрос предложений № 32211578170 на поставку угля марки 3 БР на 2022-2023 на основании Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), в то время как обязан осуществлять закупку на основании Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), поскольку Положение о закупке опубликовано в единой информационной системе 19.07.2022;

-для проведения закупки заказчиком выбрана электронная площадка  ЭТП «РосТорги», не отвечающая единым требованиям к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.062018 № 656;

-срок оплаты товара определен в нарушение действующего законодательства.

В письменном отзыве МП «БВК» выразили несогласие с жалобой.

По результатам рассмотрения жалобы Комиссия Бурятского УФАС России пришла к выводу об обоснованности всех доводов жалобы АО «Теплоэнерго» в силу следующего.

МП «БВК» зарегистрировано в качестве юридического лица 16.11.2021.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ на официальном сайте ФНС России единственным учредителем МП «БВК» является муниципальное образование «Город «Северобайкальск».

В соответствии с пунктом 1.1 устава МП «БВК» создано в соответствии с Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - № 161-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 2 № 161-ФЗ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Исходя из положений № 161-ФЗ муниципальные предприятия как юридические лица, преследующие коммерческие цели, создаются и действуют на основе муниципальной формы собственности, в связи с этим их учредителем является муниципальное образование. От имени муниципального образования, права собственника имущества муниципального предприятия осуществляют органы местного самоуправления.

Муниципальное предприятие как организационно-правовая форма является унитарным и принадлежит муниципальному образованию; функции собственника исполняет орган местного самоуправления и их деятельность следовательно, правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия регламентируется нормами № 161-ФЗ.

Постановлением главы администрации муниципального образования «Город Северобайкальск» от 05.05.2022 № 403 МП «БВК» с 05.05.2022 присвоен статус единой теплоснабжающей организации.

Положение о закупке МП «БВК» товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках) на основании Закона о закупках размещено в единой информационной системе 19.05.2022.

27.07.2022 в единой информационной системе опубликовано извещение о проведении МП «БВК» на основании Положения о закупках и Закона о закупках запроса предложений на поставку угля марки 3 БР на 2022-2023 (извещение № 32211578170).

Статьей 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) регулируются особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами.

В соответствии с пунктом 2 части 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением:

1) закупок федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, осуществляемых без использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории Российской Федерации капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) на приобретение на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации;

2) закупок, осуществляемых в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе:

а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

То есть, из указанной нормы Закона о контрактной системе прямо следует, что муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Закона о закупках, при условии, если Положение о закупках размещено в единой информационной системе до начала года.

На основании изложенного, Комиссия Бурятского УФАС России пришла к выводу, что проведение запроса предложений на поставку угля марки 3 БР на 2022-2023 (извещение № 32211578170) на основании Положения о закупках и Закона о закупках неправомерно, поскольку Положение о закупках МП «БВК» опубликовано в единой информационной системе 19.05.2022, а не до начала 2022 года, как того требует статья 15 Закона о контрактной системе.

В силу статьи 15 Закона о контрактной системе закупка угля марки 3 БР на 2022-2023 должна осуществляться МП «БВК» на основании положений Закона о контрактной системе и при соблюдении процедуры в части установления срока оплаты товара и выбора электронной торговой площадки из числа аккредитованных на проведение конкурентных процедур на основании Закона о контрактной системе.

В рассматриваемом случае МП «БВК» нарушило требования статьи 15 Закона о контрактной системе.

Также заказчиком нарушены требования части 1 и 2 статьи 2 Закона о закупках.

Статья 2 Закона о закупках устанавливает правовую основу закупки товаров, работ, услуг:

-согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках ври закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке);

-согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке.

В данном случае Закон о закупке и Положение о закупке товаров, работ, услуг не является правовой основой закупки для МП «БВК» в силу пункта 2 части 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной; принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Комиссия Бурятского УФАС России, руководствуясь статей 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1.признать жалобу ООО «Теплоэнерго обоснованной.

2.признать МП «БВК» нарушившим требования части 1 и 2 статьи 2 Закона о закупках;

3.выдать МП «БВК» обязательное для исполнения предписание.

4.передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Бурятского УФАС России для решения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по части 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Председатель Комиссии                                                                        <...>

Члены Комиссии                                                                                    <...><...>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Бурятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны