Постановление №05-13/4329 Постановление по деле об административном правонарушении в о... от 1 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 003/04/9.21-887/2022

об административном правонарушении

«29» ноября 2022 г.                                                                           г. Улан-Удэ  

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее – Бурятское УФАС России) Грибко Виктор Анатольевич, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 003/04/9.21-887/2022, возбужденного по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее – КоАП РФ), в отношении

Публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (юридический адрес: 660021, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, 144 «а», ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327, далее – ПАО «Россети Сибирь», Общество, ПАО),

в помещении Бурятского УФАС России по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 55, каб. 114,

29.11.2022 с участием:

защитника (представителя) ПАО «Россети Сибирь» <...>, действующего на основании доверенности от 18.11.2022 № 03/312,

УСТАНОВИЛ:

В адрес Бурятского УФАС России поступило обращение: С., через Прокуратуру Железнодорожного района г. Улан-Удэ (вх. от 14.10.2022 № 6346) (далее-Заявитель) на предмет выявления в действиях ПАО «Россети Сибирь» нарушений Правил техприсоединения к электрическим сетям при выполнении мероприятий по присоединению объекта Заявителя к электрическим сетям.

Из обращения следует, что ПАО «Россети Сибирь» не исполняет обязательства по заключенному договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 20.0300.4198.21 от 18.08.2021 с С., на присоединение малоэтажной жилой застройки в <...>.

Из письменных пояснений филиала ПАО «Россети Сибирь»-«Бурятэнерго» от 03.11.2022 № 1.2/01/2239 следует, что согласно техническим условиям, для осуществления технологического присоединения ЭУ Заявителя (жилой дом) необходимо выполнить реконструкцию ВЛ-0,4 кВ Л-11 от ТП 44 в части замены провода протяженностью 0,05 км для обеспечения трехфазного режима; монтаж ККУЭЭ.

Затраты филиала «Бурятэнерго» (расчетные), при условии выполнения работ по реализации договора ТП Заявителю хозяйственным способом, составляют 78 052,44 руб. с НДС.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23.2 Федерального закона № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», технологическое присоединение потребителей с заявленной мощностью до 150 кВт осуществляется за счет тарифов на услуги по передачи электрической энергии.

Мероприятия до настоящего времени не выполнены, ввиду отсутствия источников финансирования.

В 2021 году отсутствовала реальная финансовая возможность для реализации части договоров об осуществлении технологического присоединения, до настоящего времени имеются проблемы в поставках оборудования и материалов для строительства и монтажа электросетевых объектов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23.2 Федерального закона № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», технологическое присоединение указанных потребителей с заявленной мощностью до 150 кВт относится к категории льготное присоединение к электросетям, источником для осуществления которых является тариф на услуги по передаче электрической энергии (инвестиционная программа).

Источник для строительства энергообъектов для технологического присоединения льготной категории заявителей предусматривается в инвестиционной программе филиала ПАО «Россети Сибирь»-«Бурятэнерго» в составе следующих инвестиционных проектов:

-«Технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей максимальной мощностью до 15 кВт включительно»

-«Технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей максимальной мощностью до 150 кВт включительно».

Приказом Миэнерго от 23.12.2021 № 32@ «Об утверждении изменений, вносимых в инвестиционную программу ПАО «Россети Сибирь» на 2022-2026 годы, утвержденную приказом Миэнерго России от 25.12.2019 № 29@», с изменениями, внесенными приказом приказом Минэнерго России от 23.12.2020 № 21@» инвестиционная программа филиала ПАО «Россети Сибирь»-«Бурятэнерго» утверждена с финансированием льготного технологического присоединения.

Общее финансирование по обоим проектам льготного технологического присоединения с учетом кредиторской задолженности составляет на 2022 год 173,75 млн.руб. в т.ч.

-капитальные затраты на льготное технологическое присоединение – 114,88 млн. руб.;

- затраты на установку счетчиков для льготного технологического присоединения – 58,87 млн. руб.

При этом, размер денежных средств, необходимый для исполнения инвестиционной программы составляет на 2022 год 370 млн. руб.

Фактическое исполнение мероприятий по технологическому присоединению льготной категории заявителей (до 150 кВт) за 2021 год составило 276,05 млн. руб., или 137,5% от утвержденной инвестиционной программы (200,788 млн. руб.). Дефицит источника за 2021 год составил 75,3 млн. руб. Иные источники финансирования мероприятий по технологическому присоединению в 2021 году отсутствовали.

Кроме того, Решением Верховного суда РБ от 30.03.2021 признано незаконным решение регулирующего органа- Республиканской службы по тарифам РБ о распределении в целях сглаживания на последующие периоды регулирования суммы в размере 112 711, 46 тыс. рублей- плановые выпадающие расходы по технологическому присоединению. Решение вступило в законную силу (период 2020). 

Аналогичное судебное разбирательство за период 2021 осуществлено Верховным судом РБ в рамках дела № 3а-50/2021. Решением от 11.11.2021 (вступило в законную силу) Верховный суд РБ признал незаконным приказы РСТ РБ об установлении НВВ ПАО «Россети Сибирь» и об установлении единых котловых тарифов(ЕКТ) на 2021, в части необоснованного «сглаживания» на последующие период регулирования суммы в размере 903 238, 64 тыс. рублей, из которых 217 млн. руб. – плановые выпадающие расходы по технологическому присоединению.

Вынесенные судебные акты подтверждают обстоятельства фактического исключения из НВВ Бурятэнерго источников для финансирования исполнения мероприятий по технологическому присоединению в 2020-2022, представляющие собой экономически обоснованные выпадающие расходы по технологическому присоединению.  

Обязательства по договору с С. будут исполнены обществом по мере поступления необходимых материалов и оборудования.

По признакам совершения ПАО «Россети Сибирь» административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля Бурятского УФАС России <...> 15.11.2022 составлен протокол об административном правонарушении.

Дело рассмотрено 29.11.2022 в присутствии защитника ПАО «Россети Сибирь», действующего на основании доверенности от 18.11.2022 № 03/312.

Защитником к материалам дела приобщена справка о финансовом состоянии филиала Бурятэнерго по состоянию на 01.09.2022 из которой следует. что кредиторская задолженность на 01.09.2022 составляет 2 401,3 млн. руб. в т. ч. просроченная 315,8 млн. руб.

Для своевременного выполнения производственных и инвестиционных программ филиал вынужден привлекать кредиты банков, которые на 01.09.2022 достигли максимального критического уровня 7 151,4 млн. руб. (104% от всех расходов филиала), расходы на их обслуживание за 2021 год в сумме 494,4 млн. руб. не предусмотрены в тарифах. Расходы на обслуживание за 2022 ожидается в сумме 834,1 млн. руб. и не имеют источника погашения.

В связи с этим филиал не имеет возможности привлекать дополнительные кредитные ресурсы.

Обязательства филиала (9 552,7 млн. руб.) на 5 085 млн. руб. превышают быстрореализуемые ликвидные активы филиала (4 467, 7 млн. руб.), что свидетельствует о тяжелом финансовом положении филиала «Бурятэнерго».

Заслушав защитника ПАО, изучив протокол от 15.11.2022 и материалы дела об административном правонарушении, нахожу вину ПАО в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установленной и доказанной, исходя при этом из следующего.

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям. Мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи, с чем не составляет самостоятельного товарного рынка (данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.09.2009 № 6057/09).

В силу статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Согласно пункту 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В силу пункта 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.

Срок осуществления мероприятий в соответствии с пунктом 16 (б) Правил не может превышать 6 месяцев для категории заявителей к которой относятся С. Таким образом, неисполнение сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в установленный Правилами срок, нарушает положения пункта 16 (б) Правил.

Исходя из изложенного следует, что ПАО не было принято достаточных мер для соблюдения норм Правил.

Вышеперечисленные нарушения указывают на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в соответствии с которой нарушение субъектом естественной монополии Правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения - это совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

В силу статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Таким образом, совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, лицом, уже подвергнутым административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

ПАО «Россети Сибирь» на дату совершения административного правонарушения является привлеченным к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление Бурятского УФАС России по делу № 003/04/9.21-12/2022 от 24.01.2022, которое вступило в силу 04.02.2022, исполненное 22.02.2022; постановление Бурятского УФАС России по делу № 003/04/9.21-80/2022 от 22.02.2022, которое вступило в силу 27.06.2022, исполненное 08.07.2022).

Таким образом, ПАО «Россети Сибирь» в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ, считается подвергнутым административному наказанию за совершение однородного правонарушения.

При таких обстоятельствах в действиях (бездействии) Общества, выразившихся в нарушении Правил технологического присоединения в пределах 1 года после указанной даты усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Рассмотрев все обстоятельства дела об административном правонарушении, установлено, что событие административного правонарушения имело место, состав административного правонарушения образуют:

Объективная сторона – нарушение пункта 16 (б) Правил, в части несоблюдения срока осуществления мероприятий, который не может превышать 6 месяцев для категории заявителей к которой относятся С.

Факультативными признаками объективной стороны правонарушения являются место, время и способ совершения правонарушения.

Способ совершения - нарушение Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям путем несоблюдения срока осуществления мероприятий по техприсоединению.

Место совершения административного правонарушения – Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, просп. 50-летия Октября, 28 (место нахождения филиала ПАО «Россети Сибирь»-«Бурятэнерго»).

Время совершения административного правонарушения –19.08.2022.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства того, что при выполнении мероприятий по договору с Заявителем ПАО «Россети Сибирь» были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пункта 16 (б) Правил, в материалах дела отсутствуют.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность не установлено.

При рассмотрении дела, оснований для освобождения ПАО «Россети Сибирь» от административной ответственности не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 4.1, частью 2 статьи 9.21, статьями 23.48, 29.9, 29.10, 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать ПАО «Россети Сибирь» (660021, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, 144А, ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

2. За нарушение части 2 статьи 9.21 КоАП РФ назначить ПАО «Россети Сибирь» наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей.

Руководитель                                                                                   В. А. Грибко

 

Штраф должен быть перечислен по реквизитам:                 

Получатель:                              ИНН 0323057082 КПП 032601001

                                                   УФК по Республике Бурятия

                                                   (Бурятское УФАС России

                                                   л/с 04021082740) 

                                                   Казначейский счет

                                                   03100643000000010200

                                                     ЕКС 40102810545370000068

Банк получателя:                     отделение   

                                                   – НБ Республика Бурятия/УФК по

                                                   по Республике Бурятия г. Улан-Удэ

                                                   БИК 018142016

                                                   ОКТМО 81701000

                                                   КБК 161 1 16 01091 01 0021 140  

Назначение платежа:              штраф за нарушение статьи 9.21 КоАП РФ

                                                  УИН 16100500000001548079

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления; юридические лица вправе обжаловать постановление в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление по делу об административном правонарушении может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.

Связанные организации

Связанные организации не указаны