Решение №04-50/3746 Решение по жалобе ООО «НИПИ ТРТИ» на положения документации ... от 16 августа 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

участника закупки № 003/06/54.3-789/2021

 «16» августа 2021 года                                                                город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:

<…>

при участии в режиме видеоконференцсвязи представителя МУ «Комитет по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству Администрации г. Улан-Удэ» (далее – Заказчик) <…>(доверенность от 13.08.2021), врио начальника МУ «Управление по муниципальным закупкам» (далее – Уполномоченный орган) <…>, представителей ООО «НИПИ ТРТИ» (далее – Заявитель) <…>доверености от 13.08.2021,

рассмотрев жалобу ООО ««Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры» (вх. от 10.08.2021 № 5232) на положения документации при проведении закупки в форме открытого конкурса в электронной форме - Выполнение работ по обследованию пассажиропотоков по маршрутам регулярных перевозок г. Улан-Удэ и оптимизации маршрутной сети г. Улан-Удэ с проведением научного исследования, с реестровым номером – 0302300048721000642 (далее – Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе), руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

у с т а н о в и л а:

Заявитель считает, что положения конкурсной документации, а именно подпункты 2.1 и 2.3 раздела 42 «Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе» нарушают требования Закона о контрактной системе.

Из жалобы следует, что требования Заказчика, в рамках показателя по нестоимостному критерию (пункт 2.1 раздел 42 документации), о наличии ученой степени исключительно по научной специальности «Транспортные и транспортно-технологические системы страны, ее регионов и городов, организация производства на транспорте» является незаконным, не направлено на выявление лучших условий исполнения контракта и ограничивает возможность участника закупки на получения максимального количества баллов по данному критерию. Так, обзор сайтов вузов страны показал низкий процент защитившихся специалистов по указанному профилю научной специальности. Также полагает, что кроме требуемой научной специальности, есть иные научные специальности, имея которые специалисты могут надлежащим образом выполнять работы, являющиеся предметом данной закупки.

Кроме того, Заявитель указывает, что в пункте 2.3 раздела 42 документации по показателю «Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг», документами, подтверждающими наличие собственного или арендованного программного обеспечения являются: копии свидетельств о государственной регистрации программ для ЭВМ в области транспортного планирования и/или транспортного моделирования.

Вместе с тем, податель жалобы считает, что такими документами должны являться соответствующие лицензионные договоры и/или договоры купли-продажи программы для ЭВМ и/или договоры аренды программы для ЭВМ.

Также указывает на неправомерно установленную 100-бальную шкалу по данному показателю, так как если у участника более 5 программ, это никак не улучшит качество выполненной работы. Согласно техническому заданию модель для Заказчика нужна в программе совместимой с PTV Visum 13. Запрашивать у участников закупки иные программы, в случае если Заказчик не сможет проверить результаты, выполненные с использованием дополнительных программ и оценить качество выполненных расчетов в других программных продуктах избыточно и нецелесообразно.

Просит признать жалобу обоснованной.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения согласно которым считает, что критерии оценки установлены в соответствии с действующим законодательством и потребностью Заказчика. Полагает, что нормами Правил 1085 и Закона о контрактной системе не определено содержание показателей нестоимостных критериев. Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает содержание и перечень подтверждающих документов по показателям, являющимся значимыми для определения наилучших условий исполнения контракта.

Заказчик считает, что для успешного выполнения работ по данной закупке требуется наличие двух специалистов высшей квалификации – докторов или кандидатов технических наук по специальности «Транспортные и транспортно-технологические системы страны, ее регионов и городов, организация производства на транспорте», как наиболее соответствующей предмету и характеру работ. Заказчиком ставится задача транспортного планирования не только в части пассажирских перевозок, должны быть выработаны рекомендации по актуализации Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, комплексной схемы организации дорожного движения, комплексной схемы обслуживания населения общественным транспортом.

Также Заказчик поясняет, что участник конкурса наряду с требуемыми копиями свидетельств о государственной регистрации программ для ЭВМ в области транспортного планирования и/или транспортного моделирования может представить соответствующие лицензионные договоры и/или договоры купли-продажи программы для ЭВМ и/или договоры аренды программы для ЭВМ документы, если он не является их разработчиком. Это не будет являться нарушением требований конкурсной документации.

Кроме того, показатель в рамках которого рассматривается количество единиц программного обеспечения, был включен для того, чтобы определить победителя с наиболее высокой квалификацией и материально-техническим оснащением.

Указывает, что оценка заявок по критериям не может ограничивать круг участников закупки, не препятствует участию в закупке.

Уполномоченный орган позицию Заказчика поддержал, считает, что установленные критерии оценки позволяют выявить участника, наиболее соответствующего его требованиям.

Просят признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее.

30.07.2021 в Единой информационной системе размещены изменения  извещения о проведении Конкурса (номер извещения – 0302300048721000642) и конкурсная документация в действующей редакции. Начальная (максимальная) цена контракта – 6 300 000,00 рублей.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).

При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Согласно Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:

Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе и значимость критериев:

1) цена контракта, значимость 20 процентов;

2) квалификация участников закупки, значимость 80 процентов.

В соответствии с разделом 42 Конкурсной документации для оценки заявок по нестоимостному критерию «Квалификация участников закупки» предусмотрены следующие показатели используются в том числе следующие показатели:

2.1. Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ

Значимость показателя – 30%. Коэффициент значимости показателя (КЗП1) – 0,3.

В рамках показателя рассматривается количество специалистов, работающих в штате организации, имеющих ученые степени кандидата и/или доктора наук по группе научных специальностей «Транспортные системы» по научной специальности «Транспортные и транспортно-технологические системы страны, ее регионов и городов, организация производства на транспорте» согласно номенклатуре научных специальностей, утвержденной приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 24.02.2021 № 118 (далее – Специалист(ы)).

Документами, подтверждающими наличие Специалистов, являются в совокупности:

1. Копии диплома кандидата и/или доктора технических наук с приложением копии автореферата по группе научных специальностей «Транспортные системы» по научной специальности «Транспортные и транспортно-технологические системы страны, ее регионов и городов, организация производства на транспорте» согласно номенклатуре научных специальностей, утвержденной приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 24.02.2021 № 118.

2. Копии трудовых книжек специалистов, работающих в штате организации и/или привлекаемых к исполнению контракта, подтверждающих трудовые отношения с участником закупки, с отметкой работодателя о работе на дату подачи заявки.

В случае отсутствия указанных копий документов и/или предоставления указанных документов не в полном объеме сведения о них не учитываются при оценке заявки.

Для оценки заявок по данному показателю установлена 100-балльная шкала предельных величин значимости показателя оценки, определяющая интервалы его изменений:

Отсутствие Специалистов - 0 баллов.

Наличие 1 (одного) Специалиста -  50 баллов;

Наличие 2 (двух) Специалистов и более - 100 баллов.

Количество баллов, присуждаемых заявке по показателю, определяется как количество баллов по шкале оценки умноженное на значимость показателя, которая равна 0,3 (НЦБ1i).

2.3. Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг

Значимость показателя – 40%. Коэффициент значимости показателя (КЗП3) – 0,4.

В рамках показателя рассматривается количество единиц собственного или арендованного участником закупки программного обеспечения в области транспортного планирования и/или транспортного моделирования за последние 10 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе, планируемое к использованию для исполнения контракта по настоящей закупке.

Документами, подтверждающими наличие собственного или арендованного участником закупки программного обеспечения, являются:

- копии свидетельств о государственной регистрации программ для ЭВМ в области транспортного планирования и/или транспортного моделирования (далее – программа для ЭВМ), полученные участником закупки за последние 10 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе, планируемые к использованию для исполнения контракта по настоящей закупке.

В случае отсутствия указанных копий документов и/или предоставления указанных документов не в полном объеме сведения о них не учитываются при оценке заявки.

Для оценки заявок по данному показателю установлена 100-балльная шкала предельных величин значимости показателя оценки, определяющая интервалы его изменений:

Отсутствие зарегистрированной программы для ЭВМ - 0 баллов;

Наличие 1 зарегистрированной программы для ЭВМ – 20 баллов;

Наличие 2 зарегистрированных программ для ЭВМ – 40 баллов;

Наличие 3 зарегистрированных программ для ЭВМ – 60 баллов;

Наличие 4 зарегистрированных программ для ЭВМ – 80 баллов;

Наличие 5 и более зарегистрированных программ для ЭВМ – 100 баллов.

Количество баллов, присуждаемых заявке по показателю, определяется как количество баллов по шкале оценки умноженное на значимость показателя, которая равна 0,4 (НЦБ3i).

Комиссия приходит к выводу, что установленные Заказчиком требования к участникам закупки о предоставлении в составе заявки копии диплома кандидата и/или доктора технических наук по научной специальности «Транспортные и транспортно-технологические системы страны, ее регионов и городов, организация производства на транспорте» не противоречат положениям Закона о контрактной системе, позволяя при этом выявить наилучшие условия исполнения договора, заключаемого по результатам проведения конкурса.

Кроме того, установленная шкала присуждаемых баллов в зависимости от количества единиц собственного или арендованного участником закупки программного обеспечения в области транспортного планирования и/или транспортного моделирования соответствуют требованиям Правил и требованиям законодательства о контрактной системе

Согласно частью 3 статьи 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

Одновременно с этим Закон о контрактной системе и нормативно-правовые акты субъекта Российской Федерации не регламентируют установление в конкурсной документации тех или иных показателей, а также необходимую информацию, раскрывающую содержание нестоимостных критериев.

Таким образом, прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит заказчику. Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Доводы Заявителя об ограничении количества участников закупки установленным Заказчиком порядком оценки не отвечают существу проведения процедуры конкурса, поскольку положения порядка оценки влияют на присвоение баллов в отношении поданных заявок, но не определяют условия допуска участников к конкурсу.

При таких данных, в отсутствие какого-либо обоснования неправомерности действий Заказчика по утверждению спорного порядка оценки, иное видение Заявителем методики оценки не свидетельствует о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.

Согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Вместе с тем, изучив документацию, Комиссия приходит к выводу, что исходя из установленного порядка оценки по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг" не предоставляется возможным определить, какие именно документы являются, подтверждающими наличие собственного или арендованного участником закупки программного обеспечения.

Так, в пункте 2.3 раздела 42 документации указано:

 «Документами, подтверждающими наличие собственного или арендованного участником закупки программного обеспечения, являются:

 - копии свидетельств о государственной регистрации программ для ЭВМ в области транспортного планирования и/или транспортного моделирования (далее – программа для ЭВМ), полученные участником закупки за последние 10 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе, планируемые к использованию для исполнения контракта по настоящей закупке».

Однако, свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ выдается в отношении их разработчика. Таким образом, Заказчиком не указаны документы, которые могут подтвердить наличие программного обеспечения в случае нахождения у участника закупки программного обеспечения в аренде или приобретенного другим законным способом.

Таким образом, установленный порядок оценки по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг" вводит в заблуждение участников закупки, не позволяет объективно выявить лучшие условия исполнения контракта, указанные в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2012 № 727/14, Комиссия Бурятского УФАС России   

р е ш и л а:

  1. Признать жалобу ООО «НИПИ ТРТИ» частично обоснованной.
  2. Признать Заказчика, Уполномоченного органа нарушившими пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать обязательное для исполнения предписание.
  4. Передать материалы жалобы для возбуждения административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны