Решение (комиссия) №ИБ/1365/24 Решение по обращению ГКУ РБ «Управление капитального строите... от 2 мая 2024 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 003/10/104-269/2024

по результатам рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков

«27» апреля 2024 года                                                                              город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Бурятского УФАС России) в составе: <...>, председателя Комиссии; <...>, члена Комиссии; <...>, члена Комиссии,

при участии представителя государственного казенного учреждения Республики Бурятия «Управление капитального строительства правительства Республики Бурятия» (далее – ГКУ РБ «УКС ПРБ», Заказчик) <...> (доверенность от 23.10.2023 № 30) и представителя общества с ограниченной ответственностью «Эргодизайн» ИНН 7801308209 (далее – ООО «Эргодизайн», Поставщик, Общество) <...> (доверенность от 24.04.204 № 7),

рассмотрев обращение ГКУ РБ «УКС ПРБ» (вх. № 2289-ЭП/24 от 23.04.2024) о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО «Эргодизайн» в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на поставку и установку мебели на объект «Приспособление под современное использование объекта культурного наследия по адресу г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 46 под Театр кукол «Ульгэр» (лот 1), ИКЗ – 232032308224003260100101810010000414, номер извещения – 0102200001623001328 (далее – Аукцион), и в результате осуществления проверки информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность подрядчика в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей),

у с т а н о в и л а:

07.04.2023 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС) в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0102200001623001328 о проведении Аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта – 2 105 499,69 руб.

02.05.2023 между ГКУ РБ «УКС ПРБ» и ООО «Эргодизайн» заключен государственный контракт № 0102200001623001328 (реестровый номер – 2032308224023000112) (далее – Контракт).

Пунктом 1 статьи 766 Гражданского Кодекса РФ установлено, что государственный контракт должен содержать условие об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения сторон.

На основании пункта 1.1 Контракта Поставщик обязуется осуществить поставку и установку мебели на объект «Приспособление под современное использование объекта культурного наследия по адресу г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 46 под Театр кукол «Ульгэр» (лот 1) (далее – Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.

В соответствии с пунктом 1.2 Контракта наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение № 1 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта.

Цена Контракта составляет 2 063 389,44 (два миллиона шестьдесят три тысячи триста восемьдесят девять рублей сорок четыре копейки) руб., НДС не облагается.

В силу пункта 3.1 Контракта поставка и установка Товара осуществляются Поставщиком по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ на объект строительства «Приспособление под современное использование объекта культурного наследия по адресу г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 46 под Театр кукол «Ульгэр», с момента заключения контракта до 29.02.2024 г. с предварительным согласованием с Заказчиком конкретной даты поставки.

По письменному согласованию с заказчиком Поставщик вправе осуществить поставку Товара, предусмотренного спецификацией, по частям. В случае поставки Товаров отдельными частями, оплата Товара производится Государственным заказчиком только за фактически поставленный Товар.

Товар устанавливается в соответствии с проектной документацией на объект. Проектная документация предоставляется Заказчиком по запросу Поставщика.

В соответствии с пунктом 4.1 Контакта Поставщик обязан поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией.

Как следует из представленных документов (информации), 01.04.2024 Заказчиком в адрес Поставщика направлено письмо № 576, в котором указано, что поставка и установка Товара ООО «Эргодизайн» не осуществлена, информация о предполагаемой дате поставки также не предоставлена. Учитывая изложенное, Заказчик просил в срок до 05.04.2024 осуществить поставку и установку Товара по Контракту. Поставщик на вышеуказанное письмо ответ не направил.

По состоянию па 10.04.2024 ООО «Эргодизайн» не приступило к исполнению Контракта.

В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, но решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом о контрактной системе (пункт 12.2 Контракта).

В соответствии с подпунктом 4.4.7 пункта 4.4 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно подпункту 4.3.3 пункта 4.3 Контракта в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Федерального закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта;

На основании вышеизложенного, в соответствии с частями 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе и положений Контракта Заказчиком 10.04.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по причине неисполнения ООО «Эргодизайн» обязательств по Контракту.

Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке урегулирован частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Так, частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссией установлено, что решение о расторжении контракта размещено в ЕИС 10.04.2024.

Таким образом, датой надлежащего уведомления Поставщика о расторжении контракта с учетом положений части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе является 10.04.2024.

Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

С учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, а указанный контракт расторгнут 23.04.2024.

Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).

Как следует из представленных материалов, до вступления решения в силу нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения Поставщиком не устранено.

Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

На основании вышеуказанной нормы Заказчиком 23.04.2024 в антимонопольный орган направлено обращение о включении информации об ООО «Эргодизайн» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Комиссия, исследовав и оценив в совокупности представленные документы (информацию) и пояснения, пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (часть 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, подпункт «б» пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 № ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 № ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий – наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.

При рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.

Поставщиком представлены письменные пояснения (вх. № 2395-ЭП/24 от 27.04.2024), из которых следует, что обязательства по Контракту Поставщиком не были исполнены по ряду причин.

Из-за напряженной экономической ситуации в стране и мире поставщики комплектующих товаров и материалов известили ООО «Эргодизайн» об увеличении сроков поставки товаров и стоимости сырья для производства товара, также большинство поставщиков перешли на отгрузку продукции на условиях 100 % предоплаты.

По информации от производителей, не смотря на согласованные графики закупок и внесенные предоплаты, отгрузка товара ведется в сокращенных количествах. Указанное обстоятельство приводит к дисбалансу на всех этапах производства мебели и не позволяет выполнить в полном объеме взятые на себя обязательства.

Попытки заказать у производителей указанные в Контракте позиции не увенчались успехом из-за слишком длительного срока изготовления товара, существенно выходящего за рамки сроков по Контракту.

Общество находится в крайне тяжелом финансовом положении.

ООО «Эргодизайн» в период исполнения обязательств по Контракту принимало во внимание и тот факт, что необходимо своевременно оплачивать налоги, заработную плату, несвоевременная оплата может повлечь взыскание начисленных налоговых санкций в полном размере, поставить под угрозу дальнейшую деятельность ООО «Эргодизайн», в том числе привести к задержке выплаты заработной платы работникам общества, невыполнению обязательств перед контрагентами (в том числе по государственным контрактам и договорам поставки), что могло в конечном счете привести к банкротству налогоплательщика.

В результате длительного тяжелого финансового положения, от Поставщика потребовался значительный объема человеческих ресурсов для исполнения обязательств по Контракту, что в результате послужило причиной временной парализации деятельности организации, невозможности дальнейшего участия в торгах. Уровень доходов Поставщика вследствие этого значительно упал, что вынудило ООО «Эргодизайн» обратиться в банки для заключения кредитных договоров. Банки отказали в выдаче кредитов.

Представитель Поставщика сообщила, что Общество не отказывалось и не уклонялось от исполнения Контракта, просила не включать ООО «Эргодизайн» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Вместе с тем, в подтверждение вышеуказанных обстоятельств Поставщик не предоставил соответствующих документов (информации).

В силу статьи 2 Гражданского Кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.

Комиссия Бурятского УФАС России отмечает, что, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона. Действуя в рамках заключенного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязательств.

При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Закона о контрактной системе, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.

Участник закупки, не исполнивший в полном объеме обязательства в соответствии с положениями государственного контракта, образует существенное нарушение его условий, поскольку Заказчик лишился того, на что рассчитывал при размещении закупки и заключении данного контракта.

Комиссия, исследовав фактические обстоятельства дела и представленные материалы, приходит к выводу о виновности ООО «Эргодизайн» в ненадлежащем исполнении своих обязательств, при исполнении Контракта Поставщик проявил недобросовестное поведение по отношению к Заказчику, не исполнив обязательства по Контракту – ООО «Эргодизайн» не осуществило поставку и установку мебели на объект «Приспособление под современное использование объекта культурного наследия по адресу г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 46 под Театр кукол «Ульгэр» (лот 1).

Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского Кодекса РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.

Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

Указанная позиция изложена в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств».

Также по мнению Верховного суда РФ под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы «нормального», обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2015 № 306-ЭС14-7853 по делу № А65-29455/2013).

Безусловных и убедительных доказательств, свидетельствующих о невозможности ООО «Эргодизайн» оказать услуги в соответствии с условиями Контракта либо доказательства того, что невозможность исполнения Контракта стала следствием непреодолимой силы, противоправных действий третьих лиц, Поставщиком не представлено, как и не представлены доказательства, подтверждающие принятие Обществом мер для надлежащего исполнения обязательств по Контракту.

Наличие иных не зависящих от ООО «Эргодизайн» причин, препятствовавших ему надлежащим образом исполнить свои обязательства по Контракту, в ходе рассмотрения обращения не установлено.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО «Эргодизайн» не исполнены надлежащим образом обязанности, предусмотренные Контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях Поставщика как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о не проявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов Заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.

Учитывая соблюдение Заказчиком процедуры расторжения Контракта, принимая во внимание поведение ООО «Эргодизайн», выразившееся в неисполнении принятых на себя обязательств, а также обращение Заказчика, произведя анализ документов, всесторонне исследовав обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника закупки, ущербу, нанесенному Заказчику и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия Бурятского УФАС России

р е ш и л а:

1. Включить сведения об обществе с ограниченной ответственностью «Эргодизайн» ИНН 7801308209 (юридический адрес: 190013, г. Санкт-Петербург, ул. Рузовская, д. 16 литер А, пом. 32н, офис 131), его директоре Полудневой Ольге Николаевне ИНН 027813719485 в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года.

2. Датой включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в Единой информационной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

ГКУ РБ "УКС ПРБ"
ИНН 0323082240, ОГРН 1020300965630
ООО "Эргодизайн"
ИНН 7801308209, ОГРН 1167847203996