Постановление №05-13/624 Постановление по делу в отношении ПАО «Россети Сибирь» от 25 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 003/04/9.21-79/2022

об административном правонарушении

«22» февраля 2022 г.                      г. Улан-Удэ

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее – Бурятское УФАС России) Грибко Виктор Анатольевич, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 003/04/9.21-79/2022, возбужденного по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее – КоАП РФ), в отношении

Публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (юридический адрес: 660021, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, 144 «а», ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327, далее – ПАО «Россети Сибирь», Общество, ПАО),

в помещении Бурятского УФАС России по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 55, каб. 114,

22.02.2022 с участием:

защитника (представителя) ПАО «Россети Сибирь» <...>, действующего на основании доверенности от 01.12.2020 № 03/474;

<...>,

УСТАНОВИЛ:

В адрес Бурятского УФАС России поступили обращения <...> (вх. от 10.01.2022 № 13, от 09.02.2022 № 819) (далее-Заявитель) на предмет выявления в действиях ПАО «Россети Сибирь» нарушений Правил техприсоединения энергопринимающих устройств в части аннулирования заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям.

Из обращений следует, что 07.12.2021 через личный кабинет Заявителем подана заявка с полным пакетом документов на непосредственное технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «Россети Сибирь» энергопринимающих устройств (крестьянского (фермерского хозяйства), расположенного по адресу: Республика Бурятия, Мухоршибирский район, <...>, с максимальной мощностью 15 кВт, напряжением 0,4 кВ, по третьей категории надежности. Заявке присвоен № 3350190. 13.12.2021 в личном кабинете Заявителя поступил отказ ПАО «Россети Сибирь» в технологическом присоединении в связи с тем, что ближайшие электросетевые объекты ПАО «Россети Сибирь» расположены на расстоянии более 2 км от границы земельного участка, принадлежащего Заявителю. При этом, ПАО «Россети Сибирь» сообщило, что возможность электроснабжения удаленных сельскохозяйственных объектов рассмотрена в программе развития энергетической отрасли Республики Бурятия на 2018-2022 годы (далее-Программа развития), разработанной и утверждённой филиалом ПАО «Россети Сибирь»-«Бурятэнерго» совместно с Правительством Республики Бурятия. В целях снижения нагрузки на тариф за электрическую энергию Программой развития определена возможность электроснабжения вышеуказанных объектов с применением мини-АГЭУ (солнечные панели, сопряжённые с дизельными станциями и аккумуляторными батареями). В настоящее время, в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия № 178 предоставляются субсидии на приобретение данных установок в размере 95% за счет средств республиканского бюджета, для чего необходимо обратиться в Минсельхоз РБ.

На 06.02.2022 статус заявки № 3350190 обозначен как аннулирована.

Заявителем 08.02.2022 подана аналогичная вторая заявка на присоединение указанного объекта, заявке присвоен № 3823401.

На указанную заявку ПАО «Россети Сибирь» сообщило, что ближайшие электросетевые объекты ПАО «Россети Сибирь» расположены на расстоянии более 7 км от границы земельного участка, принадлежащего Заявителю, и также предложило обратиться в Минсельхоз РБ для приобретения мини-АГЭУ (солнечные панели, сопряжённые с дизельными станциями и аккумуляторными батареями) за счет средств республиканского бюджета.

Заявитель указывает на несоответствие действий ПАО «Россети Сибирь» положениям Правил  техприсоединения к электрическим сетям.

Из письменных пояснений филиала ПАО «Россети Сибирь»-«Бурятэнерго» от 21.01.2022 № 1.2/01/96 следует, что Заявка № 3350190 была отложена с комментариями: «При рассмотрении Вашей заявки, выяснилось, что ближайшие электросетевые объекты ПАО «Россети Сибирь» расположены на расстоянии более 2 км от границы земельного участка, принадлежащего Вам. Также сообщаю, что возможность электроснабжения удаленных сельскохозяйственных объектов рассмотрена в программе развития энергетической отрасли Республики Бурятия на 2018-2022 годы (далее-Программа развития), разработанной и утверждённой филиалом ПАО «Россети Сибирь»-«Бурятэнерго» совместно с Правительством Республики Бурятия. В целях снижения нагрузки на тариф за электрическую энергию Программой развития определена возможность электроснабжения вышеуказанных объектов с применением мини-АГЭУ (солнечные панели, сопряжённые с дизельными станциями и аккумуляторными батареями). В настоящее время, в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия № 178 предоставляются субсидии на приобретение данных установок в размере 95% за счет средств республиканского бюджета. Таким образом, Вам необходимо обратиться в Минсельхоз РБ.»

По признакам совершения ПАО «Россети Сибирь» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, начальником отдела антимонопольного контроля Бурятского УФАС России <...> 10.02.2022 составлен протокол об административном правонарушении.

Дело рассмотрено 22.02.2022 в присутствии защитника ПАО «Россети Сибирь»  (в режиме ВКС посредством плагина Trueconf), действующего на основании доверенности, который вины ПАО в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, не признал, считает, что в действиях ПАО отсутствует событие и состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Защитник полагает, что ПАО последовательно, добросовестно осуществляло действия в соответствии с требованиями Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), нарушение Правил ПАО не допущено.

Заслушав защитника ПАО, изучив протокол от 10.02.2022 и материалы дела об административном правонарушении, нахожу вину ПАО в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, установленной и доказанной, исходя при этом из следующего.

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям. Мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи, с чем не составляет самостоятельного товарного рынка (данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.09.2009 № 6057/09).

В силу статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Согласно пункту 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В силу пункта 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

В соответствии с абзацем 14  пункта 15 Правил сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.

Таким образом, аннулирование ПАО «Россети Сибирь» заявки № 3350190 не соответствует положениям Правил.

Абзацем 3 пункта 15 Правил технологического присоединения установлено, что сетевая организация направляет в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.

Согласно имеющимся документам ПАО «Россети Сибирь» не направило в адрес Заявителя оферту договора об осуществлении технологического присоединения в срок, установленный пунктом 15 Правил технологического присоединения.

Исходя из изложенного следует, что ПАО не было принято достаточных мер для соблюдения норм Правил.

Вышеперечисленные нарушения указывают на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в соответствии с которой нарушение субъектом естественной монополии Правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Рассмотрев все обстоятельства дела об административном правонарушении, установлено, что событие административного правонарушения имело место, состав административного правонарушения образуют:

Объективная сторона – нарушение пункта 15 Правил, в части необоснованного аннулирования заявки № 3350190 и не направления в адрес Заявителя оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Факультативными признаками объективной стороны правонарушения являются место, время и способ совершения правонарушения.

Способ совершения - нарушение Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям путем необоснованного аннулирования заявки № 3350190 и не направления в адрес Заявителя оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Место совершения административного правонарушения – Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, просп. 50-летия Октября, 28 (место нахождения филиала ПАО «Россети Сибирь»-«Бурятэнерго»).

Время совершения административного правонарушения – 12.01.2022 (рабочий день, следующий за последним днем окончания установленного срока для направления в адрес Заявителя оферты договора об осуществлении технологического присоединения в соответствии с пунктом 15 Правил).

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства того, что при рассмотрении заявок <...> ПАО «Россети Сибирь» были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пункт 15 Правил в материалах дела отсутствуют.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность не установлено.

При рассмотрении настоящего дела учитывается, что административное правонарушение, совершенное ПАО «Россети Сибирь», имеет высокую степень общественной опасности, поскольку в результате его совершения <...> был незаконно лишён права на своевременное непосредственное технологическое присоединение к электрическим сетям.

Административное правонарушение, совершенное ПАО «Россети Сибирь», причиняет организационный вред охраняемым законом общественным отношениям в сфере энергетики, связанным с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении лица, привлеченного к административной ответственности, к исполнению своих обязанностей.

При таких обстоятельствах отсутствуют законные основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения ПАО «Россети Сибирь» от административной ответственности в связи с малозначительностью.

При рассмотрении дела, оснований для освобождения ПАО «Россети Сибирь» от административной ответственности не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 4.1, частью 1 статьи 9.21, статьями 23.48, 29.9, 29.10, 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать ПАО «Россети Сибирь» (660021, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, 144А, ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

2. За нарушение части 1 статьи 9.21 КоАП РФ назначить ПАО «Россети Сибирь» наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

3.  Выдать ПАО «Россети Сибирь» представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

             Руководитель                                                                                  В. А. Грибко

Штраф должен быть перечислен по реквизитам:                

Получатель:                              ИНН 0323057082 КПП 032601001

                                                   УФК по Республике Бурятия

                                                   (Бурятское УФАС России

                                                   л/с 04021082740) 

                                                   Казначейский счет

                                                   03100643000000010200

                                                     ЕКС 40102810545370000068

Банк получателя:                     отделение– НБ Республика Бурятия/УФК по

                                                   по Республике Бурятия г. Улан-Удэ

                                                   БИК 018142016

                                                   ОКТМО 81701000

                                                   КБК 161 1 16 01091 01 0021 140  

Назначение платежа:              штраф за нарушение статьи 9.21 КоАП РФ

                                                  УИН 16100500000001293194

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления; юридические лица вправе обжаловать постановление в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление по делу об административном правонарушении может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.

Связанные организации

Связанные организации не указаны