Решение (комиссия) №ИБ/482/24 Решение по обращению ГБУЗ «Еравнинская центральная районная ... от 13 февраля 2024 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 003/10/104-52/2024

по результатам рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков

«8» февраля 2024 года                                                                  город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<...>, председателя Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей ГБУЗ «Еравнинская центральная районная больница» <...>, приказ от 26.12.2016, <...> доверенность от 08.02.2024 № 110, <...>, доверенность от 08.02.2024 № 110, представителя ИП Ненашева Г.П. по доверенности от 07.02.2024 <...>,

рассмотрев обращение ГБУЗ «Еравнинская центральная районная больница» (далее – ГБУЗ «Еравнинская ЦРБ», Заказчик) (вх. от 01.02.2024 № 525-эп/24) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) сведений об индивидуальном предпринимателе Ненашеве Геннадии Петровиче (далее- ИП Ненашев Г.П., Поставщик) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключенного по результатам проведенного электронного аукциона на поставку системы ультразвуковой визуализации универсальной, с питанием от сети, № 0102200001623003308 (далее – Аукцион), в соответствии с статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",

у с т а н о в и л а:

Из представленных документов Заказчика следует, что 11.12.2023 между ГБУЗ «Еравнинская ЦРБ» и ИП Ненашевым Г.П. заключен контракт № 01022000016230033080001 на поставку системы ультразвуковой визуализации универсальной, с питанием от сети (далее – контракт). 16.01.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с несоответствием отдельных параметров представленного товара требованиям заключенного контракта (приложение № 2). Руководствуясь частью 16 статьи 95, статьей 104 Закона о контрактной системе, Заказчик направил настоящее обращение в антимонопольный орган для рассмотрения.

Поставщик указывает, что 20.12.2023 товар доставлен Заказчику в полном объеме, соответствующий требованиям технического задания (приложение № 2 к контракту) и в установленный контрактом срок, 21.12.2023 представитель Поставщика провел ввод в эксплуатацию и обучение правилам эксплуатации специалистов Заказчика. Просит не включать сведения о нем в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, изучения материалов, представленных Заказчиком, Поставщиком, установила следующее.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 30.11.2023 победителем закупки признается участник закупки № 31 – ИП Ненашев Г.П. (заявке присвоен первый порядковый номер, в порядке пп. «б» п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона), предложивший по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям Закона и извещения об осуществлении закупки.

Контракт № 01022000016230033080001 между ГБУЗ «Еравнинская ЦРБ» и ИП Ненашевым Г.П. на поставку системы ультразвуковой визуализации универсальной, с питанием от сети заключен 11.12.2023, на сумму 6 423 853,33 рублей.

Согласно предмету контракта Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, осуществить поставку поставка системы ультразвуковой визуализации универсальной, с питанием от сети (код КТРУ –26.60.12.132-00000036) (далее - оборудование) в соответствии со спецификацией (приложение N 1 к контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих оборудование и специалистов Заказчика, осуществляющих техническое обслуживание оборудования, правилам эксплуатации и технического обслуживания оборудования в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) оборудования (далее - услуги), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, принять и оплатить поставленное оборудование и надлежащим образом оказанные услуги (п. 1.1 контракта).

Пунктом 5.1 контракта предусмотрено, что поставка оборудования осуществляется Поставщиком в место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 контракта, в течение 10 календарных дней с даты заключения контракта. Поставщик за 1 (один) рабочий день до осуществления поставки оборудования направляет в адрес Заказчика уведомление о времени доставки оборудования в место доставки.

В приложении № 2 к контракту содержится спецификация (приложение № 1 к контракту) и техническое задание (приложение № 2 к контракту) с указанием наименования характеристик товара, единицы измерения характеристики и значения, предлагаемого участником.

Акт приемки от Поставщика размещен 21.12.2023, отказ Заказчика от приемки товара сформирован 22.12.2023.

Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

На основании части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, пункта 12.3 контракта 16.01.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с ненадлежащим исполнением Поставщиком условий контракта.

Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС 16.01.2024. Порядок расторжения контракта Заказчиком соблюден, 29.01.2024 контракт считается расторгнутым.

В решении об одностороннем отказе от исполнения контракта указано, что 22.12.2023 Поставщик доставил медицинское оборудование Модель: CHISON, производства «ЧИСОН Медикал Технолоджис Ко, Лтд», KHP.CHISON Medical Technologies Co. Ltd. No.3. Changjiang South Road. Xinwu District. Wuxi. 214028 Jiangsu. P.R.China) совместно с инженером. Инженер распаковал товар и провел обучение специалистов Заказчика. При приемке медицинского оборудования на предмет соответствия условиям контракта (Приложение №2), выявлены несоответствия по отдельным параметрам технического задания.

22.12.2023 Заказчиком направлено в адрес ИП Ненашева Г.П. уведомление № 1219 о даче разъяснения по позициям, указанным в приложении к уведомлению. Ответ получен от Поставщика в этот же день.

При проверке характеристик, указанных в уведомлении пп. 1-3, 6-8, данные характеристики не соответствуют техническому заданию (приложение № 2 к контракту).

В акте о несоответствии медицинского оборудования «Система ультразвуковой визуализации универсальная с питанием от сети «Чисон», производства Китай» от 25.12.2023 содержится, что Заказчик, рассмотрев ответ от Поставщика от 22.12.2023, решил, что медицинское оборудование, поставленное в рамках заключенного контракта, не соответствует следующим характеристикам:

- глубина сканирования (Доступно только при выборе Датчик линейный № 1 – Да) - значение, предлагаемое участником – 160 мм, выявленное несоответствие – 150 мм;

- максимальная частота сканирования (Доступно только при выборе Датчик конвексный № 1-Да) - значение, предлагаемое участником – 7 МГц, выявленное несоответствие – 6,8 МГц;

- минимальная частота сканирования (Доступно только при выборе Датчик секторный фазированный № 1 –Да) - значение, предлагаемое участником – 1 МГц, выявленное несоответствие – 3 МГц;

- специализированные режимы визуализации, пакеты программ и расчетов для общих исследований – значение, предлагаемое участником –количественная оценка относительной жесткости тканей при компрессионной эластографии, выявленное несоответствие – нет.

В ответе на уведомление Заказчика от 22.12.2023 № 1219, ИП Ненашев Г.П. дал разъяснения относительно спорных позиций, указав, что характеристики поставленного оборудования соответствуют техническому заданию Заказчика.

В связи с отсутствием каких-либо подтверждающих документов (экспертиз и т.д.) о соответствии либо несоответствии представленного оборудования требованиям технического задания как со стороны Заказчика, так и со стороны Поставщика, Комиссия Бурятского УФАС России не может сделать однозначный вывод о соответствии либо несоответствии поставленного товара.

Статьей 104 Закона о контрактной системе предусмотрено, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2).

Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном неисполнении заключенного контракта.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П и от 21 ноября 2002 года № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом неисполнения контракта, должно быть установлено, что участник закупки не исполнил заключенный контракт немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.

Комиссия Бурятское УФАС России, изучив представленные документы сторон, пришла к выводу, что в действиях ИП Ненашева Г.П. отсутствует недобросовестное поведение, выраженное в умышленном неисполнении условий заключенного контракта. Данное обстоятельство подтверждается пояснениями представителя индивидуального предпринимателя, а также копиями представленных документов.

Установлено, что в рамках исполнения контракта, Поставщик в установленный контрактом срок осуществил поставку оборудования, представитель ИП Ненашева Г.П. провел ввод оборудования в эксплуатацию, а также обучение правилам эксплуатации специалистов Заказчика, разместил акт приемки товара. После получения от Заказчика уведомления вел своевременную переписку, предоставляя разъяснения по спорным характеристикам товара.

Таким образом, данный факт свидетельствует об отсутствии умысла по неисполнению обязательств по контракту и намерений причинить вред Заказчику. Следовательно, материалами дела не подтверждается, что ИП Ненашев Г.П. совершал недобросовестные действия по умышленному уклонению от исполнения контракта, Поставщик предпринял меры с целью выполнения условий контракта.

Подпунктом «а» пункта 15 Постановления № 1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.

Таким образом, Поставщиком предприняты меры и совершены действия, направленные на исполнение заключенного контракта, следовательно, в его действиях отсутствует вина, а также недобросовестное поведение.

Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (ч. 1). Статьей 10 Гражданского кодекса РФ установлено, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (ч.5).

Какие-либо доказательства целенаправленного уклонения от исполнения заключенного контракта при имеющейся у него соответствующей возможности надлежащим образом его исполнить, и уклонение лица от исполнения контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в материалах дела отсутствуют. Сам по себе факт неисполнения контракта, не свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки, как то понимается в статье 10 ГК РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что Поставщик осуществлял свои гражданские права, связанные с исполнением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовал в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом).

С учетом изложенного, уполномоченный орган при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Принимая во внимание вышеуказанное, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение сведений о Поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не усматривается намерение в неисполнении заключенного контакта.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"

р е ш и л а:

1. Отказать Заказчику – ГБУЗ «Еравнинская центральная районная больница» во включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении индивидуального предпринимателя Ненашева Геннадия Петровича (ИНН 363002140037, <...>).

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

ГБУЗ "Еравнинская ЦРБ"
ИНН 0305002002, ОГРН 1020300567231