Решение №04-50/4235 Решение по жалобе ООО «Камстром Плюс» на действия ГКУ «Управ... от 7 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

участника закупки № 003/06/33-957/2020

 «2» декабря 2020 года                                                                 город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<...>, председателя Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии:

представителей ООО «Камстром Плюс» <...>, доверенность от 01.12.2020 № 16, <...> доверенность от 01.12.2020 № 17, <...>, доверенность от 01.12.2020 № 18,

представителя ГКУ «Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия» <...>, доверенность от 11.09.2020 № 24,

представителей Республиканского агентства по государственным закупкам <...>, доверенность от 24.04.2020 №17, <...>, доверенность от 07.04.2020 № 16,

рассмотрев жалобу ООО «Камстром Плюс» (далее-Заявитель, Общество) (вх. от 25.11.2020 № 8198) на действия заказчика - ГКУ «Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия» (далее – Заказчик), уполномоченного органа – Республиканского агентства по государственным закупкам (далее – Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по объекту: "Ремонт автомобильной дороги Гусиноозерск-Петропавловка-Закаменск-граница с Монголией, км 0 - км 30 в Селенгинском районе Республики Бурятия", с реестровым номером – 0102200001620003515 (далее – Конкурс), и в результате рассмотрения жалобы в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе),

у с т а н о в и л а:

Заявителем направлено два запроса на разъяснение положений конкурсной документации. Заказчиком даны разъяснения, которые по мнению Общества, в нарушение статьи 54.3 Закона о контрактной системе, изменяют суть требований документации о закупке, а также считает, что документация содержит нарушения требований статьей 34, 54 Закона о контрактной системе.

Суть доводов, изложенных в жалобе Заявителя, сводится к следующему:

- в п. 2 раздела 26 конкурной документации и п. 15.1 проекта контракта указано «оказание услуги», что не соответствует наименованию объекта закупки;

- в соответствии с проектной документацией срок строительства составляет 9 месяцев, однако проектом контракта предусмотрен срок выполнения работ по объекту – со дня подписания контракта по 30.10.2023, что превышает срок выполнения работ по проектной документации;

- Заказчиком предусмотрен аванс в размере 10%, однако в конкурсной документации отсутствует раздел об авансировании и не понятны сроки выплаты аванса, а также не предусмотрен порядок предъявления актов выполненных работ с учетом выплаты авансовых платежей;

-  проектом контракта не установлен порядок оплаты затрат на временные здания и сооружения и затрат на производство работ вахтовым методом;

- заказчиком объявлена закупка на ремонт дороги, однако фактически объем работ, предусмотренный проектной документацией, относится к работам, выполняемым при капитальном ремонте;

Кроме того, Заявитель указывает о несоответствии информации, содержащейся в ведомости объемов работ и локальном сметном расчете по видам и объемам работ, группам грунтов и т.д., а также о несоответствии объемов работ в проектных чертежах, ведомости дефектов искусственных сооружений. Считает, что документация противоречит требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе.

Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Заказчик, Уполномоченный орган с доводами Заявителя не согласны, представили письменные пояснения на жалобу. Доводы, содержащиеся в отзыве на жалобу Общества, аналогичные разъяснениям данным на запрос ООО «Камстром Плюс». Просят признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:

05.11.2020 на официальном сайте Единой информационной системы размещено извещение о проведении Конкурса (реестровый номер – 0102200001620003515) и конкурсная документация. Начальная (максимальная) цена контракта – 534 062 956,00 рублей.

1. Пунктом 2 раздела 26 конкурсной документации и подпунктом 2 пункта 15.1 проекта контракта предусмотрено, что по соглашению сторон изменение существенных условий контракта возможно, если по предложению Заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом объем услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом объем оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному объему услуги исходя из установленной в контракте цены единицы услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом объема услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы услуги.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

В извещении о проведении Конкурса и разделе 1 конкурсной документации указано наименование объекта закупки - Выполнение работ по объекту: "Ремонт автомобильной дороги Гусиноозерск-Петропавловка-Закаменск-граница с Монголией, км 0 - км 30 в Селенгинском районе Республики Бурятия". Пунктом 1.1 проекта контракта предусмотрен предмет контракта – Генеральный подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по объекту: "Ремонт автомобильной дороги Гусиноозерск-Петропавловка-Закаменск-граница с Монголией, км 0 - км 30 в Селенгинском районе Республики Бурятия" (далее - Объект) с использованием своих материалов и в соответствии с Проектной документацией (Приложение №1 к контракту) и Сметой контракта (Приложение №3 к контракту), а Заказчик берет на себя обязательства принять работы и оплатить их в соответствии с условиями настоящего Контракта.

Указание в пункте 2 раздела 26 конкурсной документации и подпункте 2 пункта 15.1 проекта контракта слов «оказание услуг» не вводит участников закупки в заблуждение и не влияет на количество участников закупки, так как исходя из объекта закупки, предмета контракта, видов работ понятно, что закупка размещается на выполнение работ.

В данной части довод жалобы признается несостоятельным.

2. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

В соответствии с частью 3 статьи 54.3 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

Извещением о проведении Конкурса предусмотрены сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг – согласно конкурсной документации. В разделе 6 конкурсной документации указано, что сроки завершения работы - в соответствии с проектом контракта (Приложение №3 к конкурсной документации). Пунктом 5.1 проекта контракта предусмотрен срок выполнения работ по Объекту: со дня подписания контракта по 30.10.2023 г. (Приложение №2 к контракту – график выполнения работ).

Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом сроки выполнения работ предусмотрены положениями документации о закупке и не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе.

Кроме того, Заказчик пояснил, что при установлении данных сроков выполнения работ руководствовался распоряжением Правительства Республики Бурятия от 05.06.2020 № 301-р, которым утвержден предельный срок выполнения работ по указанному объекту с учетом сроков, необходимых для определения подрядчиков, - 2020-2023 годы.

Довод Заявителя признается необоснованным.

3. Довод Заявителя, что в конкурсной документации отсутствует раздел об авансировании и не понятны сроки выплаты аванса, а также то, что не предусмотрен порядок предъявления актов выполненных работ с учетом выплаты авансовых платежей, признается несостоятельным.

В соответствии с пунктом 12 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация о размере аванса, устанавливаемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (если предусмотрена выплата аванса).

Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.

В извещении о проведении Конкурса содержится информация об авансе в размере 10%.

Проект контракта согласно части 3 статьи 54.3 настоящего закона является неотъемлемой частью конкурсной документации, пунктом 4.3 проекта контракта предусмотрено, что Заказчик в целях обеспечения выполнения работ по настоящему Контракту по письменному обращению Генерального подрядчика в течение 30 дней выдает аванс в размере 10 % от общей стоимости работ, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации на текущий финансовый год. Выплата аванса при исполнении контракта, заключенного с участником закупки, указанным в части 1 или 2 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе не допускается.

Раздел 9 проекта контракта устанавливает порядок сдачи и приемки работ, порядок общий и не зависит от авансирования.

Таким образом, сроки авансирования, порядок приемки выполненных работ предусмотрены проектом контракта, в действиях Заказчика отсутствует нарушение требований законодательства о контрактной системе.

4. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в разделе 4 проекта контракта предусмотрен порядок оплаты работ.

Затраты на временные здания, сооружения и на производство работ вахтовым методом предусматриваются проектной документацией.

Довод Общества, что проектом контракта не установлен порядок оплаты указанных затрат, признается необоснованным.

Из пояснений Заказчика следует, что в соответствии с п. 4.84 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), расчеты за временные здания и сооружения могут производиться по установленным нормам или за фактически построенные временные здания и сооружения, при этом расчеты за это производятся на основе проектно-сметной документации, а по установленной норме – в соответствии с договорными условиями. Затраты на производство работ вахтовым методом понесенные подрядной организацией оплачиваются в соответствии с расчетом №09-01, размещенным в ЕИС.

5.  Заявитель указывает о несоответствии информации, содержащейся в ведомости объемов работ и локальном сметном расчете по видам и объемам работ, группам грунтов, а также о несоответствии объемов работ в проектных чертежах, ведомости дефектов искусственных сооружений.

Указанные несоответствия содержатся в ведомости объемов работ и локальном сметном расчете, данные разделы согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 входят в состав проектной документации.

Заказчиком проведена государственная экспертиза и получено положительное заключение АУ РБ «Управление государственной экспертизы Республики Бурятия» № 03-0066-16.

Таким образом, уполномоченный орган провел экспертизу проектной документации и контрольный орган в сфере закупок не вправе давать оценку тех или иных разделов проекта на предмет соответствия (несоответствия) положений проектной документации.

6. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Пунктами 10.1, 14.3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) введены понятия: линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения; капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (часть 2 статьи 48 ГрК РФ).

Проектной документацией предусмотрены виды работ по замене дорожного покрытия (устройство новой дорожной одежды), частичной заменой водопропускных труб, замена конструкций моста (демонтаж с последующим устройством новой) и т.д., которые относятся к выполнению работ по капитальному ремонту.

Работы по данной закупке осуществляются по проектной документации, прошедшей государственную экспертизу.

Из описания объекта закупки не следует, что Заказчиком размещается закупка в рамках проведения работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства. Заказчик разместил закупку без учета требований к выполнению работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. В соответствии с абз. 3 части 1 статьи 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. В силу нормы части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Согласно части 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Конкурсная документация не содержит требование к участникам закупки и требования к составу заявки о наличии свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Таким образом, Заказчиком допущено нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, за допущенные нарушения предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России 

р е ш и л а:

  1. Признать жалобу ООО «Камстром Плюс» обоснованной в части. 
  2. Признать Заказчика нарушившим пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
  4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны