Решение б/н Решение и предписание по делу № 02-03/8-2013 в отношении ОАО... от 12 июня 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Улан-Удэ                                                                       Дело № 02-03/8-2013  

04 декабря 2013 г.                                                              

Резолютивная часть решения объявлена 20 ноября 2013 года

Полный текст решения изготовлен 04 декабря 2013 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

рассмотрев в заседании 20.11.2013 дело № 02-03/8-2013 от 21.03.2013, возбужденное по заявлению физического лица <…> по признакам нарушения ОАО «Территориальная генерирующая компания № 14» (далее –ОАО «ТГК-14») части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

при участии:

от ответчика ОАО «ТГК-14» -  представителей по доверенности <…>, <…>,

от лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, ТСЖ «Багульник» - председателя ТСЖ <…>,

в отсутствие надлежаще извещенных заявителя <…>, лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, Республиканской службы государственной жилищной инспекции.

 

УСТАНОВИЛА:

Из заявления <…> следует, что в связи с передачей в ООО «Тепловая компания» тепловых сетей и котельных города, перезаключением договоров администрацией г. Улан-Удэ им была произведена оплата за отопление в сумме 1242,0 рубля в ООО «Тепловая компания» (чек № 67 от 08.07.2011). Заявитель дважды обращался в ОАО «ТГК-14» с заявлением о зачислении на его лицевой счет данной суммы с приложением копии чека об оплате в ООО «Тепловая компания». ООО «Тепловая компания» сообщило на запрос заявителя о передаче платежа в ОАО «ТГК-14» с указанием входящего номера. Кроме того, за 2011 год ОАО «ТГК-14» необоснованно выставило задолженность за горячее водоснабжение по якобы установленному общедомовому счетчику, в то время как в доме заявителя по ул. Норильская, 20, общедомовой счетчик не установлен.  Общедомовой счетчик установлен в доме № 16 улицы Норильская на группу домов №№ 16,18,20,22, но постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 не предусматривает расчет потребления горячей воды по счетчику, установленному на группу домов.

Из пояснений ОАО «ТГК-14» следует, что денежные средства, оплаченные <…> в ООО «Тепловая компания», не могут быть зачтены в счет оплаты тепловой энергии по лицевому счету заявителя в связи с исполнением обязанностей ОАО «ТГК-14» по подаче тепловой энергии и неисполнением заявителем обязанности по оплате полученной тепловой энергии непосредственно в ОАО «ТГК-14» как надлежащему кредитору. ООО «Тепловая компания» не передало информацию об осуществленном платеже по оплате за тепловую энергию в ОАО «ТГК-14».

Учет потребленной тепловой энергии и теплоносителя в доме № 20 по улице Норильской в течение 2011 года производился с использованием общедомового прибора учета, определяющего объем тепловой энергии для нужд отопления (Гкал) и объема тепловой энергии и массы теплоносителя для нужд горячего водоснабжения (тонны+Гкал), по четырем многоквартирным домам по ул. Норильской (№№16,18,20,22). Снабжение горячей водой потребителей, проживающих в указанном жилом доме, осуществляется посредством ее приготовления в центральном тепловом пункте. Согласно приложению №1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, обеспечение температуры подаваемой горячей воды для закрытых систем центрального теплоснабжения должно быть не менее 50 градусов. В соответствии с показаниями общедомового прибора учета следует, что температура потребленной горячей воды превышала установленные Правилами нормы. И, как следствие, повлекло перерасход тепловой энергии фактически потребленной по сравнению с произведенными и предъявленными к оплате за истекший год начислениями по горячей воде.

В марте 2012 года ОАО «ТГК-14» произвело корректировку (доначисление размера платы) по услуге горячего водоснабжения за 2011 год исходя из показаний общедомового прибора учета в соответствии с пунктом 23 Правил по формуле № 9 Приложения № 2. Таким образом, согласно показаниям ТСЖ «Багульник» ОАО «ТГК-14» произвело корректировку размера платы в соответствии с фактическим потреблением горячей воды жителями четырех домов. <…>  произведено доначисление размера платы за ГВС в размере 3029 рублей 11 копеек исходя из количества тепловой энергии, использованной для подогрева 1 куб.м. холодной воды как разницы между объемом, начисленным в 2011 году, и фактическим потреблением тепловой энергии в соответствии с показаниями общедомового прибора учета.          

В ходе рассмотрения дела представитель ТСЖ «Багульник» <…> представила запрошенные документы, в том числе технические условия на установку прибора учета тепловой энергии в  горячей воде, выданные ОАО «ТГК-14» 11.07.2007, план расположения приборов учета отопления и горячего водоснабжения по ул. Норильской. Также пояснила, что приборы учета, регистрирующие потребление тепловой энергии и горячего водоснабжения жильцов многоквартирных домов №№ 16, 18, 20, 22 по ул. Норильская, установлены в доме № 16 в 2006 году, что обусловлено конструкцией тепловых сетей. Приборы учета приняты к коммерческому учету ОАО «ТГК-14», допущены в эксплуатацию в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго РФ от 12.09.1995 № Вк-4936.

В ходе рассмотрения дела представители Республиканской службы государственной жилищной инспекции сообщили следующее. Транзитные сети тепло-, горячего и холодного водоснабжения, проходящие по всему подвальному помещению от дома № 2 до дома № 22 по ул. Норильская г. Улан-Удэ, решением Арбитражного суда по делу № А10-1557/2012 от 09.08.2012 признаны собственностью ТСЖ «Багульник». Общедомовые приборы учета тепловой энергии и горячей воды установлены на границе балансовой принадлежности, иные точки учета не определены. Считают возможным использовать существующие приборы учета в коммерческих целях при условии осуществления регулировки инженерных систем для равномерного распределения тепловой энергии и горячей воды по многоквартирным домам №№ 2-22 по ул. Норильская, входящих в единый архитектурный комплекс.

 Комиссией установлено, что решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ по делу № 2-1322/2013 от 15.05.2013 действия «Теплоэнергосбыт Бурятии» филиала ОАО «ТГК-14» по доначислению платы по услуге горячее водоснабжение за 2011 год, произведенное потребителям-пользователям жилых помещений по договору найма и собственникам многоквартирных домов, оборудованных общедомовыми приборами учета, признаны незаконными.

22.07.2013 Судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ по делу № 2-1322/2013 от 15.05.2013 в части признания действий ОАО «ТГК-14» по доначислению платы по услуге горячее водоснабжение за 2011 год, произведенное потребителям-пользователям жилых помещений по договору найма и собственникам многоквартирных домов, оборудованных общедомовыми приборами учета, незаконными, оставлено без изменения.

Комиссия, рассмотрев дело в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции, исследовав доказательства по делу о нарушении антимонопольного законодательства, пришла к следующим выводам:  

«Теплоэнергосбыт Бурятии» филиал ОАО «ТГК-14» - обособленное подразделение ОАО «ТГК-14», оказывающее услуги по теплоснабжению (реализация тепловой энергии), распределению тепловой энергии, ведению договорной работы с потребителями и т.д. «Теплоэнергосбыт Бурятии» филиал ОАО «ТГК-14» создано Решением Совета директоров ОАО «ТГК-14» Протокол № 31 от 04.09.2006.

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Согласно статье 4 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии осуществляет деятельность, в том числе в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии. ОАО «ТГК-14» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара более 35 процентов, по передаче, производству и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии) в географических границах города Улан-Удэ с долей более 65% приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по РБ от 28.09.2006 № 62-ПР.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии. ОАО «ТГК-14» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.

  Изучив представленные сторонами доказательства, выслушав пояснения сторон, антимонопольным органом  установлено, что требование заявителя в части зачета ОАО «ТГК-14» оплаченной им суммы в размере 1 242,0 рублей согласно чеку № 67 от 08.07.2011 за потребленную тепловую энергию в ООО «Тепловая компания»  не подлежит удовлетворению, поскольку вопрос об исполнении (неисполнении) обязательств по договору, в том числе по договору теплоснабжения, не относится к компетенции антимонопольного органа и должен рассматриваться в судебном порядке по иску заинтересованной стороны.

Проанализировав имеющиеся в материалах документы, Комиссия Бурятского УФАС России пришла к выводу о том, что приборы учета, учитывающие потребление тепловой энергии жильцов многоквартирных домов №№ 16,18,20,22 по ул. Норильская, установлены в доме № 16 в 2006 году, что обусловлено конструкцией тепловых сетей. Приборы учета приняты к коммерческому учету ОАО «ТГК-14», допущены в эксплуатацию в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго РФ от 12.09.1995 № Вк-4936.

В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст. 544 ГК РФ).

По правилам п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной правовой нормы постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).

Пунктом 16 Правил предусмотрено, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

В силу п.п «б» п. 19 Правил установлено При отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для горячего водоснабжения в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

В соответствии с п. 22 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

В соответствии с п.п. «а» п. 23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для горячего водоснабжения в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Таким образом, положениями пунктов 22,23 Правил урегулирован порядок определения размера платы за потребленные услуги горячего водоснабжения, подлежащий применению при расчете ежемесячной платы за горячее водоснабжение.

Действия ресурсоснабжающей организации по  начислению <…> дополнительной  платы за горячее водоснабжение в размере 3029,11  рублей 11 копеек за 2011 год в соответствии с пунктом 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, являются незаконными.

Действующее законодательство не содержит норм, позволяющих исполнителю, предоставляющему коммунальные услуги гражданам, производить начисление дополнительной платы за предоставление такой коммунальной услуги как горячее водоснабжение. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, также не предусматривают подобного права исполнителя.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг гражданам прямо урегулированы действующим законодательством, которое не допускает начисление дополнительной платы за ранее предоставленную услугу по горячему водоснабжению.

ОАО «ТГК-14», являясь субъектом естественной монополии, занимая доминирующее положение на рынке оказания услуг по производству, передаче и распределению горячей воды в географических границах г. Улан-Удэ, необоснованно начислило <…> дополнительную  плату за горячее водоснабжение, тем самым ущемив интересы заявителя.

 Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. Исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьёй 50 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ОАО «ТГК-14», выразившиеся в начислении физическому лицу <…>  дополнительной платы за горячее водоснабжение в размере 3029 рублей 11 копеек за 2011 год, нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2. Выдать ОАО «ТГК-14» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Направить настоящее решение Комиссии уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Председатель Комиссии                                                         <…>

Члены Комиссии                                                                     <…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

ПРЕДПИСАНИЕ

 

г. Улан-Удэ                                                                      Дело № 02-03/8-2013

04 декабря 2013 г.                                                             

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>;

руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьёй 50 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 04.12.2013 года по делу № 02-03/8-2013 о нарушении ОАО «Территориальная генерирующая компания № 14» (далее –ОАО «ТГК-14») части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в начислении физическому лицу <…> дополнительной платы за горячее водоснабжение в размере 3029 рублей 11 копеек за 2011 год,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ОАО «ТГК-14» прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно в срок до 19 декабря 2013 года исключить требование об оплате <…> дополнительной платы за горячее водоснабжение за 2011 год в размере 3029,11 рублей.

О выполнении настоящего предписания сообщить в письменном виде в адрес Бурятского УФАС России до 24 декабря 2013 года и представить доказательства исполнения предписания. 

 

Председатель Комиссии                                          <…>

Члены Комиссии                                                       <…>

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны