Заключение №05-11/4339 Заключение по делу ООО «Бурятская электросетевая компания» от 30 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 003/01/10-866/2021

29 сентября 2021 г.                                                                                г. Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<...>;

<...>,

<...>;

рассмотрев дело № 003/01/10-866/2021, возбужденное в отношении ООО «Бурятская электросетевая компания» (далее-ООО «БЭСК», ОГРН 1180327000952) по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

при участии представителя Улан-Удэнского локомотивовагоноремонтного завода-филиала АО «Желдорреммаш» <...> (доверенность № 84.135-2021 от 27.08.2021),

в отсутствие представителя ООО «БЭСК», извещено (почтовое уведомление № 80080264157067),

УСТАНОВИЛА:

11.05.2021 в Бурятское УФАС России поступило заявление Улан-Удэнского локомотивовагоноремонтного завода-филиала АО «Желдорреммаш» (вх. № 2955; далее -У-У ЛВРЗ), указывающее на наличие в действиях сетевой организации - ООО «БЭСК» признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившихся в уклонении от заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии.

Бурятским УФАС России по результатам рассмотрения заявления У-У ЛВРЗ в действиях ООО «БЭСК» установлены признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в уклонении от заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с АО «Желдореммаш» в лице филиала У-У ЛВРЗ.

Бурятское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдало ООО «БЭСК» предупреждение исх. № 05-18/3314 от 13.07.2021 о необходимости прекратить указанные действия путем направления в срок до 28.07.2021 в адрес У-УЛВРЗ документов, необходимых для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии.

О выполнении предупреждения ООО «БЭСК» надлежало сообщить в Бурятское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

13.07.2021 предупреждение направлено на официальную электронную почту ООО «БЭСК» besk03@yande.ru; данный адрес указан на официальном сайте ООО «БЭСК».

14.07.2021 предупреждение направлено почтовой связью по юридическому адресу ООО «БЭСК» - г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 9, офис 301. Согласно уведомлению о вручении почтового отправления № 80080862703000 предупреждение получено адресатом 20.07.2021.

В установленный срок ООО «БЭСК» предупреждение не исполнило; сведений относительно исполнения предупреждения или о ходе его исполнения в Бурятского УФАС России не поступало.

19.08.2021 в Бурятское УФАС России поступило письмо У-УЛВРЗ исх. № 34.344-2021 от 18.08.2021 (вх. № 5501), в котором заявитель сообщил, что предупреждение не исполнено и документы, необходимые для заключения договора не направлены.

В силу части 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (часть 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Таким образом, Бурятским УФАС России установлен факт неисполнения ООО «БЭСК» предупреждения при наличии признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции 11.08.2021 Бурятским УФАС России возбуждено дело № 003/01/10-866/2021; ООО «БЭСК» привлечено к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика.

Заседание Комиссии Бурятского УФАС России состоялось 29.09.2021.

Представитель У-УЛВРЗ доводы заявления поддержал в полном объеме.

Комиссия, рассмотрев в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции, обстоятельства и материалы дела № 003/01/10-866/2021 пришла к выводу о нарушении ООО «БЭСК» требований пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции в рамках рассмотрения дела № 003/01/10-866/2021 проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг передачи электрической энергии, целью которого являлось установление временного интервала исследования рынка, продуктовых и географических границ рынка (аналитический отчет № 06-14/19).

В результате анализа установлено:

-временные границы исследования состояния рынка включают время (период) совершения предполагаемого нарушения антимонопольного законодательства и определены как период с 09.02.2021 по 11.08.2021;

-продуктовые границы рынка определены как рынок услуг по передаче электрической энергии;

-географические границы рынка, находящегося в состоянии естественной монополии, определены как территория пролегания электрических сетей, используемых ООО «БЭСК» для оказания услуг по передаче электроэнергии в границах г. Улан-Удэ.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» услуги по передаче электрической энергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных Законом об электроэнергетике.

В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции ООО «БЭСК» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии.

Статьей 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление доминирующим положением путем экономически или технологически не обоснованного отказа либо уклонения от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

По существу нарушения антимонопольного законодательства установлено следующее.

Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия  № 1/24 от 25.12.2020 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями на 2021 год» между У-У ЛВРЗ и ООО «БЭСК» установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год.

Договорные отношения необходимо установить в отношении объектов электроэнергетики в г. Улан-Удэ (согласно акт об осуществлении технологического присоединения находятся по ул. Лимонова, 2 «б», г. Улан-Удэ).

У-У ЛВРЗ в целях урегулирования договорных отношений в адрес ООО «БЭСК» посредством электронной почты и почтовой связью неоднократно направлялись письма с офертой договора и просьбой представить в адрес У-У ЛВРЗ документы, необходимые для заключения договора на оказание услуг по передаче электрической энергии (№ 34.008-2021 от 14.01.2021, № 34.161-2021 от 26.02.2021, № 34.184-2021 от 23.03.2021).

06.04.2021 У-У ЛВРЗ от ООО «БЭСК» поступило письмо № 01-04 от 01.04.2021, в котором сообщалось о смене учредителя и о невозможности представить на текущий момент документы для заключения договора.

Этим же письмом ООО «БЭСК» сообщило о направлении документов следующим письмом, однако, учредительные документы в У-У ЛВРЗ не поступили.

Как следует из заявления У-У ЛВРЗ, все предпринятые попытки связаться с ООО «БЭСК» для урегулирования вопроса по заключению договора были безуспешными.

Комиссия Бурятского УФАС России, проанализировав фактические обстоятельства дела, пришла к выводу, что ООО «БЭСК», уклоняясь в нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции от заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с У-У ЛВРЗ, злоупотребляет доминирующим положением, чем ущемляет права и законные интересы У-У ЛВРЗ и результатом неправомерных действий является ущемление интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Материалами дела подтверждается бездействие ООО «БЭСК» в вопросе урегулирования договорных отношений, в то время как договор является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации в силу действующего законодательства.

Неурегулирование отношений оказания услуг по передаче электрической энергии нарушают установленные принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также  бесперебойного оказания этих услуг.

Отсутствие заключенного договора между сторонами договора препятствует У-У ЛВРЗ в осуществлении деятельности и получении дохода от осуществляемого вида деятельности.

Согласно части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика (ответчиков) по делу нарушения антимонопольного законодательства Комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

В соответствии с частью части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Связанные организации

Связанные организации не указаны