Решение (комиссия) №ИБ/682/24 Решение по внеплановой проверке в отношении ГКУ РБ «Управлен... от 29 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 003/10/99-58/2024

по результатам внеплановой проверки

соблюдения законодательства о контрактной системе

«29» февраля 2024 года                                                                      г. Улан-Удэ

На основании пункта «б» части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона о контрактной системе), в соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 04.12.2023 № 75/23, инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по проведению внеплановой проверки (далее – Инспекция) в составе:

руководителя инспекции: <...>;

членов инспекции:

<...>,

<...>,

проведя проверку действий заказчика ГКУ РБ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» (далее – Заказчик, ГКУ РБ «УКС ПРБ») на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при заключении государственного контракта с единственным подрядчиком от 29.09.2023 № 14ГК-2023 на выполнение строительно-монтажных работ на объекте «Строительство корпуса № 2 на 176 учащихся МБОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Д.Ж. Жанаева в с. Хоринск Хоринского района Республики Бурятия (далее – контракт),

у с т а н о в и л а:

В соответствии с пунктом 19 постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В ОТНОШЕНИИ ЗАКАЗЧИКОВ, КОНТРАКТНЫХ СЛУЖБ, КОНТРАКТНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ, КОМИССИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ И ИХ ЧЛЕНОВ, УПОЛНОМОЧЕННЫХ ОРГАНОВ, УПОЛНОМОЧЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОПЕРАТОРОВ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛОЩАДОК, ОПЕРАТОРОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛОЩАДОК, БАНКОВ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ РАЗВИТИЯ "ВЭБ.РФ", РЕГИОНАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРА ЖАЛОБ, ПЛАНОВЫХ И ВНЕПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК, ПРИНЯТЫХ ПО НИМ РЕШЕНИЙ И ВЫДАННЫХ ПРЕДПИСАНИЙ, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ» (далее – Постановление № 1576) основанием для проведения внеплановой проверки, в том числе является получение информации о признаках нарушения законодательства о контрактной системе.

В адрес Бурятского УФАС России поступило обращение депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Будуева Н.Р., направленное прокуратурой Республики Бурятия (вх. от 31.01.2024 № 509/24) на действия Заказчика по неправомерному заключению контракта с ООО «ЭНХ инжиниринг», который не отвечал требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно отсутствовал необходимый уровень ответственности СРО. Просит провести проверку по доводам, изложенным в обращении.

В результате осуществления внеплановой проверки, изучив правовую позицию сторон, в том числе информацию, представленную Заказчиком, СРО Ассоциация «Строители Республики Бурятия», Инспекция Бурятского УФАС России установила следующее:

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Перечень случаев, при которых Заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определены частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 46-ФЗ) и пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 339 «О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления» в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик вправе осуществлять закупку товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории, на основании акта высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, изданного в соответствии с настоящим постановлением.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 16.03.2022 № 115 «О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Республики Бурятия у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления» (далее – Постановление № 115) установлено, что в период до 31 декабря 2023 года включительно в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Бурятия у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд Республики Бурятия, определенных актом Правительства Республики Бурятия, изданным в соответствии с настоящим постановлением.

29.09.2023 между ГКУ РБ «УКС ПРБ» и ООО «ЭНХ инжиниринг» заключен государственный контракт № 14ГК-2023 на выполнение строительно-монтажных работ на объекте «Строительство корпуса № 2 на 176 учащихся МБОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Д.Ж. Жанаева в с. Хоринск Хоринского района Республики Бурятия на основании распоряжения Правительства Республики Бурятия от 28.09.2023 № 822-р, в соответствии с протоколом заседания Президиума Межведомственного штаба по обеспечению стабильного функционирования отраслей экономики в условиях введенных санкций от 26.09.2023 № 01.08-008-8054/23, на сумму 354 052 000,00 рублей.

Постановлением № 115 утвержден порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд Республики Бурятия (далее – Порядок). Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что в целях осуществления закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Бурятия у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик направляет главному распорядителю бюджетных средств обращение, содержащее, в том числе информацию о единственном поставщике (подрядчике, исполнителе), включая его наименование, идентификационный номер налогоплательщика, и обоснование выбора такого поставщика (подрядчика, исполнителя), а также результаты проведенной заказчиком проверки соответствия единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе, за исключением частей 2 и 2.1 указанной статьи.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единое требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Частью 3 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;

2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.

Согласно частям 5, 6 ГрК РФ член саморегулируемой организации самостоятельно при необходимости увеличения размера внесенного им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до следующего уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам, предусмотренного частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса, обязан вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации. Член саморегулируемой организации, не уплативший указанный в части 5 настоящей статьи дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не имеет права принимать участие в заключении новых договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров.

Во исполнение пункта 2 Порядка Заказчиком в адрес Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия направлено письмо от 20.09.2023, в котором указано, что ГКУ РБ «УКС ПРБ», руководствуясь Постановлением № 115, направляет для рассмотрения в установленном порядке обращение в целях осуществления закупки для государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя): наименование контракта - выполнение строительно-монтажных работ на объекте «Строительство корпуса № 2 на 176 учащихся МБОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Д.Ж. Жанаева в с. Хоринск Хоринского района Республики Бурятия; наименование поставщика – ООО «ЭНХ инжиниринг»; сумма – 354 052 000,00 рублей, в т.ч НДС 20%.

В том числе к письму приложена информация, содержащая результаты проведенной Заказчиком проверки соответствия единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) ООО «ЭНХ инжиниринг» требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе (приложение № 3):

Требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе:

- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки – соответствует.

Из пояснений Заказчика следует, что Заказчиком была изучена информация из единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, согласно которой ООО «ЭНХ инжиниринг» является членом саморегулируемой организации – СРО Ассоциация «Строители Республики Бурятия» с 10.07.2023 и имеет право выполнять работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства по договору строительного подряда в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии). Обязательства по контракту исполняются подрядчиком, уровень ответственности члена СРО соответствует цене заключенного контракта.

В соответствии с частями 12, 13 статьи 55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:

1) сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, реконструкцию (в том числе снос объекта капитального строительства, его частей в процессе строительства, реконструкции), капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее в целях настоящей части - строительство), стоимость которого по одному договору не превышает девяносто миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

2) пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

3) один миллион пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

4) два миллиона рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

5) пять миллионов рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

6) сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять только снос объекта капитального строительства, не связанный со строительством, реконструкцией объекта капитального строительства (простой уровень ответственности члена саморегулируемой организации).

Минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:

1) двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает девяносто миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

2) два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

3) четыре миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

4) семь миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

5) двадцать пять миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).

Инспекцией Бурятского УФАС России установлено, что на момент заключения контракта от 29.09.2023 на сумму 354 052 000,00 рублей ООО «ЭНХ инжиниринг» являлось членом Саморегулируемой организации Ассоциация «Строители Республики Бурятия» и имело первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации. Второй уровень ответственности у Общества появился только с 01.11.2023.

Уровень ответственности члена саморегулируемой организации не может быть меньше, чем предложение о цене контракта при заключении контракта.

Таким образом, Заказчиком неправомерно заключен контракт с лицом, не соответствующим на момент заключения контракта требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, не имеющим соответствующего уровня ответственности члена саморегулируемой организации, что привело к нарушению пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, подпункта «ж» пункта 2 Порядка.

Контракт в настоящее время на стадии исполнения, Общество с 25.12.2023 имеет третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации, в связи с чем предписание об устранении допущенного нарушения не может быть выдано.

На основе изученных документов, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, по результатам проведенной внеплановой проверки Инспекция Бурятского УФАС России

р е ш и л а:

  1. Признать ГКУ РБ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» нарушившим требования, установленные пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, подпунктом «ж» пункта 2 Порядка.

  2. Предписание об устранении нарушения требований законодательства о контрактной системе не может быть выдано, поскольку контракт заключен и находится на стадии исполнения.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

ГКУ РБ "УКС ПРБ"
ИНН 0323082240, ОГРН 1020300965630
Прокуратура Республики Бурятия
ИНН 0323059932, ОГРН 1020300990478