Решение №ВГ/1703/23 Решение по жалобе ООО "Лидер" на действия заказчика ФКУ "Упр... от 17 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

участника закупки № 003/06/33-518/2023

«17» июля 2023 года                                                                            город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<...>, председателя Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителя Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства» <...>, в отсутствие представителя ООО «Лидер», уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Лидер» (далее – Заявитель) (вх. от 10.07.2023 № 2136-эп/23) на действия заказчика – Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства" (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме - Ремонт защитных дорожных сооружений на автомобильной дороге Р-258 «Байкал» Иркутск – Улан-Удэ – Чита км 123+150 – км 123+430; км 128+380 – км 128+850; км 130+060 – км 130+110; км 135+190 – км 135+400; км 156+150 – км 156+327, Иркутская область (№ 0302100003023000019, далее – Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе) (в редакции, действующей на момент проведения указанной закупки),

у с т а н о в и л а:

Заявитель указывает, что не согласен с порядком оценки заявок на участие в конкурсе, указывает, что Заказчиком установлено предельное максимальное значение по детализирующему показателю «Общая цена исполненных участников закупки договоров» критерия «Квалификация участников закупки…» не менее начальной (максимальной) цены контракта, т.е. не менее 953 486 000,00 рублей. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства РФ от 20.12.2021 № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ» (далее – Постановление № 2604) содержит только требование к сопоставимому характеру исполненного контракта, а не к сопоставимому объему. Также считает, что согласно приказу Минтранса России от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» указанные Заказчиком виды работ относятся к капитальному ремонту. Документация о закупке при осуществлении закупки работ по капитальному ремонту должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности. Просит приостановить закупку, признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении допущенного нарушения.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, считает, что в его действиях отсутствует нарушение законодательства о контрактной системе. Просит признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее.

23.06.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение о проведении Конкурса № 0302100003023000019. Начальная (максимальная) цена контракта – 953 486 000,00 рублей.

1. В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

Согласно части 8 статьи 32 настоящего закона порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением № 2604.

При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе).

Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе).

Приложение № 5 к извещению об осуществлении закупки Заказчиком разработан порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. Установлен в том числе критерий оценки – «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»: значимость – 40, показатель оценки - наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта; значимость показателя оценки – 100%, показатель оценки, детализирующий показатель оценки - характеристика квалификации участников закупки N1 (общая цена исполненных участником закупки договоров), значимость показателя, детализирующего показатель оценки – 100%, формула оценки или шкала оценки - если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", рассчитывается по формуле.

Согласно подпункту «ж» пункта 20 Положения:

ж) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное минимальное значение  ( Хпредmin ) характеристики объекта закупки, - по формуле:

БХi = ( Хi - Хпредmin) х 100 / ( Хmax - Хпредmin)

где:

Хmax - максимальное значение по критерию оценки «Квалификация участников закупки», содержащееся в заявке, подлежащей оценке (т.е. общая цена исполненных участником закупки договоров из предложений по данному критерию, сделанных одним из участников);

Х- значение по критерию оценки «Квалификация участников закупки», содержащееся в предложении участника закупки, заявка которого оценивается;

Хпредmin - предельное минимальное значение по критерию оценки «Квалификация участников закупки», установленное Заказчиком.

Заказчиком установлено предельное минимальное значение по детализирующему показателю «Общая цена исполненных участником закупки договоров» - не менее начальной (максимальной) цены контракта, т.е. не менее 953 486 000,00 рублей.

Оценка заявок по критерию оценки «Квалификация участников закупки» осуществляется с учетом требований раздела V. «Оценка заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки», пункта 32 Раздела VI. «Особенности оценки заявок при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг», в порядке, установленном подпунктом «ж» пункта 20 раздела IV. Оценка заявок по критерию оценки «Характеристики объекта закупки» Положения об оценке заявок.

В рамках указанного критерия установлен один показатель «Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта».

Детализирующий показатель оценки – «Общая цена исполненных участником закупки договоров».

К оценке принимается исключительно исполненный участником закупки договор, предусматривающий выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.

Сведения о наличии у участника закупки опыта выполнения работ в соответствии с настоящим порядком оценки подтверждаются следующими документами:

- копия исполненного договора (контракта);

- копия акта (актов) выполненных работ, подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного договора (контракта).

Последний акт, составленный при исполнении договора (контракта) должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.

Все документы должны быть представлены в полном объеме, со всеми приложениями за исключением случаев, предусмотренных пунктами 31-33 Положения об оценке заявок, когда к оценке принимаются документы, в том числе, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).

К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом.

В случае отсутствия в заявке указанной информации или квалификация не подтверждена указанным комплектом документов, подтверждающим наличие у участника закупки опыта работы, связанного с предметом контракта, присваивается 0 (ноль) баллов.

Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.

При осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги оценка заявок по критерию оценки «Квалификация участников закупки» проводится по общим правилам, установленным в разделе V указанного постановления, с учетом особенностей, установленных в п. 32 раздела VI Постановления № 2604.

В соответствии с пп «б» п. 32 раздела VI Постановления № 2604 для оценки заявок установлен обязательный показатель оценки - «наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта», а также в соответствии с пп «а» п. 28 раздела V Постановления установлен детализирующий показателей оценки - «общая цена исполненных участником закупки договоров».

К оценке заявок по критерию оценки «Квалификация оценки заявок» принимается исключительно исполненный договор, предусматривающий выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги. Последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.

Согласно пп «б» п. 28 раздела V Постановления № 2604 оценка заявок по детализирующим показателям осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 раздела IV, применение шкалы оценки не допускается.

Оценка по детализирующему показателю производится по формуле установленной в пп «ж» пункта 20 раздела IV указанного Постановления, так как значение характеристики объекта закупки (общая цена исполненных участником закупки договоров), определена количественным значением (в рублях) и находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, а значит количество баллов, присваиваемых заявке, может быть рассчитано по одной из формул установленных пунктом 20 раздела IV Постановления.

Заказчиком установлен порядок оценки заявок для расчета баллов по детализирующему показателю в извещении установлена формула, предусмотренная пп "ж" пункта 20 Положения, в соответствии с которой в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное минимальное значение характеристики объекта закупки (общая цена исполненных участником закупки договоров не менее НМЦК, т.е. не менее 953 486 000,00 рублей).

Заказчик самостоятельно устанавливает показатели, раскрывающие содержание соответствующего критерия оценки.

С учетом требований Закона о контрактной системе и Постановления № 2604 в целях соблюдения принципа обеспечения конкуренции Заказчик обосновал и установил соответствующий показатель, раскрывающий содержание соответствующего критерия оценки.

Кроме того, за непредоставление указанных документов участник получает «0» баллов по критерию, но при этом его заявка не отклоняется и рассматривается, и может быть признана соответствующей требованиям извещения.

Исходя из довода жалобы Заявителя следует, что в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе по детализирующему показателю критерия неправомерно не принимаются к оценке контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по сносу автомобильной дороги.

Согласно порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе критерий содержит детализирующий показатель.

В рамках детализирующего показателя критерия оценивается предложение участника закупки об общем количестве исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ, связанных с предметом контракта. При этом под работами, связанными с предметом контракта, понимаются исполненные контракты (договора) у участника закупки на выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе Заказчиком установлен в соответствии с подпунктом "в" пункта 32 Положения.

Комиссия приходит к выводу, что положение порядка оценки заявок не ограничивает количество участников и не влечет ограничение конкуренции.

Таким образом, в действиях Заказчика в указанной части отсутствуют нарушения законодательства о контрактной системе.

2. Статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены следующие понятия:

10) капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги;

11) ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.

Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» (далее - Приказ № 402), пунктом 10 раздела IV к работам по содержанию автомобильных дорог отнесены:

3) установка дорожных ограждений, сигнальных столбиков, противоослепляющих экранов, световозвращающих устройств;

11) противокамнепадные мероприятия, включая оборку склонов, противоселевые мероприятия.

Вместе с тем, пункт 2.3 раздела I Классификации предусматривает при проведении ремонта участка автомобильной дороги и (или) дорожных сооружений выполнение отдельных работ по содержанию элементов автомобильной дороги и (или) дорожных сооружений, если указанные работы необходимы для приведения ремонтируемого участка в надлежащее техническое состояние.

Кроме того, пунктом 5 Раздела III Приказа № 402 «Классификация работ по ремонту автомобильных дорог» предусмотрены следующие виды работ:

3) по искусственным и защитным дорожным сооружениям:

н) восстановление берегозащитных и противоэрозионных сооружений;

х) восстановление подпорных стен, противолавинных галерей, навесов, противоэрозионных сооружений, восстановление укрепительных и регуляционных сооружений, сооружений для защиты от наледей, оползней и др.

Пунктом 5 Раздела III Приказа № 402 «Классификация работ по ремонту автомобильных дорог» предусмотрены следующие виды работ:

п) замена ограждений, перил и тротуаров;

р) восстановление несущей способности тротуаров, перил и ограждений с восстановлением гидроизоляции и системы водоотвода.

Заказчик пояснил, что в связи с имеющимися случаями на участках дороги Р-258 «Байкал» Иркутск – Улан-Удэ – Чита схода горных масс с выходом на проезжую часть автодороги заказчик запланировал выполнение работ по противооползневым и селезащитным мероприятиям на участках, на которых возможно возникновение или активизация оползневых смещений и обвалов. Противооползневые и селезащитные сооружения предусматривают в том числе стабилизацию (укрепление) склонов, крепление защитных сеток, противоэрозионных матов. Как показала практика (успешно реализованные заказчиком объекты на км 157+500; км 263+200 а/д Р-258) эффективным методом стабилизации оползневых склонов является устройство нагельных полей (металлические анкерные стержни, устанавливаемые путем бурения скважин с одновременной подачей цементирующего раствора). Отсылка заявителя жалобы к разделу II Классификации по капитальному ремонту автомобильных дорог некорректна, так как в пункте 4 данного раздела речь идет о работах по земляному полотну и водоотводу автомобильной дороги, тогда как в рассматриваемом объекте работы по земляному полотну автомобильной дороги не предусмотрены. Работы производятся по защитным дорожным сооружениям. Кроме того, ООО «Лидер» зарегистрирован в ЕГРЮЛ 11.04.2018, опыта исполнения контракта (договора) за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке с учетом правопреемства не имеет, а, значит, не соответствует дополнительным требования, установленным в извещении об осуществлении закупки, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» и при условии подачи заявки на участие в конкурсе, организация не могла быть признана участником закупки. Согласно сведениям Единой информационной системы ООО «Лидер» не имеет подтверждённых исполненных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, а также данная организация не была участником данных закупок.

Таким образом, документация по объекту разработана в соответствии с действующими нормативными документами, виды работ по установке барьерного ограждения, бурению скважин под анкерные стержни, креплению противоэрозионных матов не противоречат Классификации работ.

Ввиду того, что объектом закупки не является капитальный ремонт автомобильной дороги, а ремонт защитных дорожных сооружений, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки Заказчикам не предусмотрена обязанность размещать проектную документацию в составе извещения.

В извещении об осуществлении закупки Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки и указан перечень документов для их подтверждения согласно требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» в соответствии с наименованием видов работ, являющихся объектом закупки и в пределах начальной (максимальной) цены контракта.

При таких обстоятельствах Комиссия признает, что извещение об осуществлении закупки соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.

Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, не представил, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России

р е ш и л а:

Признать жалобу ООО «Лидер» необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

ФКУ Упрдор "Южный Байкал"
ИНН 0326012322, ОГРН 1020300983702
ООО "Лидер"
ИНН 9729270347, ОГРН 1187746396782