Постановление б/н Постановление по делу в отношении ПАО "ТГК-14" от 16 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу

об административном правонарушении № 003/04/14.31-564/2020

«14» июля 2020 г.                                                                            г. Улан-Удэ

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия Грибко В.А., рассмотрев постановление заместителя прокурора Республики Бурятия старшего советника юстиции <...> от 21.05.2020 и материалы дела об административном правонарушении № 003/04/14.31-564/2020, возбужденного в отношении ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» (672090, г. Чита, ул. Профсоюзная, д. 23, ИНН 7534018889, ОГРН 1047550031242),

14 июля 2020 года в помещении Бурятского УФАС России, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 55, кабинет № 114,

в присутствии представителей:

ПАО «ТГК-14» - <...> по доверенности № 134 от 01.01.2020,

Прокуратуры Республики Бурятия – <...>, <...>,

МКУ «Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ» - <...>, <...> по доверенности от 30.03.2020 № 4,

УСТАНОВИЛ:

Решением Комиссии Бурятского УФАС России от 14.04.2020 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 05-11/05-2019 ПАО «ТГК-14» признано злоупотребившим доминирующим положением на рынке оказания коммунальной услуги отопления в географических границах территории расположения многоквартирных домов в г. Улан-Удэ, собственниками и пользователями жилых помещений в которых оплата за коммунальную услугу отопления производится непосредственно ресурсоснабжающей организации ПАО «ТГК-14», в период в период с 2016 по 2019 годы, посредством нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при начислении гражданам денежных средств за потребленную коммунальную услугу по отоплению, результатом которого является ущемление интересов неопределенного круга потребителей.

Согласно пункту 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 14.31 КоАП РФ, является принятие Комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства РФ.

Исследовав постановление заместителя прокурора Республики Бурятия старшего советника юстиции <...> о возбуждении дела об административном правонарушении от 21.05.2020 и материалы дела об административном правонарушении № 003/04/14.31-564/2020, мною установлено следующее.

По результатам анализа правоприменительной практики контрольно-надзорных органов Прокуратурой Республики Бурятия выявлены признаки нарушения ПАО «ТГК-14» запрета на злоупотребление доминирующим положением в сфере ценообразоваения.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее-Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В силу части 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок определения размера платы за коммунальные услуги регламентирован Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

Проведенный анализ правоприменительной практики Управления муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ показал, что ПАО «ТГК-14» в период с 2016 по 2019 годы в нарушение статьи 157 ЖК РФ, а также пунктов 42(1), 59(1) Правил №354 не производилась корректировка платы за коммунальную услугу по отоплению, а также производилась корректировка без учета фактически потребленного объема тепловой энергии жителям 94 многоквартирных домов г. Улан-Удэ.

Например, согласно информации Общества объем тепловой энергии по общедомовому прибору учета в многоквартирном доме № 42 по улице Цивилева г. Улан-Удэ в денежном выражении за 2017 год составил 3 700 719 руб. 95 коп. Предъявлено жителям за корректируемый период 3 537 330 руб. 13 коп. Разница составила - 163 389 руб. 82 коп.

Расчет корректировки по квартире № 97 названного дома по формуле 3(2) произведен Обществом следующим образом: 3 700 719,95 х 78,8 (площадь квартиры) / 11 096,20 кв.м, (общая площадь жилых и нежилых помещений) - 26 000,03 (общий размер платы за прошедший год) = 279 руб. 74 коп.

Вместе с тем согласно посуточным ведомостям учета параметров теплопотребления ПАО «ТГК-14» общий объем тепловой энергии с 01.10.2016 по 30.09.2017 составил 1613,088 Гкал, что составляет в денежном выражении 3 012 280 руб. 53 коп.

Разница составляет 3 537 330 руб. 13 коп. - 3 012 280 руб. 53 коп. = 525 049 руб. 60 коп. При этом корректировка должна выглядеть следующим образом: 3 012 280,53 х 78,8 / 11 096,20 - 26 000,03 = - 4 608,22 руб.

В связи с изложенным, Обществом неверно определен объем тепловой энергии, использованный при предоставлении коммунальной услуги по отоплению, не проведена корректировка размера платы в сторону уменьшения на общую сумму 525 049 руб. 60 коп., а также излишне предъявлено к оплате 163 389 руб. 82 коп.

Аналогичным образом неправильно рассчитан размер платы жителям 87 многоквартирных домов г. Улан-Удэ.

По указанным фактам УМЖИ г. Улан-Удэ в 2017-2019 годах выдавались предписания, по которым ПАО «ТГК-14» произведены перерасчеты.

Более того, в нарушение пункта 3(2) приложения № 2 к Правилам № 354 ПАО «ТГК-14» не проводится корректировка платы за услугу по отоплению в первом квартале года, следующего за расчетным. Данные обстоятельства подтверждаются проведенной Обществом корректировкой собственникам 7 многоквартирных домов (адреса приведены в приложении № 2) только после вмешательства муниципальной жилищной инспекции и не проведением таких корректировок по заявлениям собственников жилых помещений многоквартирных домов.

После вмешательства контролирующих органов собственникам многоквартирных домов произведен перерасчет платы на общую сумму 27,9 млн. рублей.

ПАО «ТГК-14» занимает долю в размере более 50 % на рынке оказания коммунальной услуги отопления в географических границах территории расположения многоквартирных домов в г. Улан-Удэ, собственниками и пользователями жилых помещений в которых оплата за коммунальную услугу отопления производится непосредственно ресурсоснабжающей организации ПАО «ТГК-14».

Таким образом ПАО «ТГК-14» на территории г. Улан-Удэ сформирована неправомерная практика обсчета потребителей коммунальной услуги по отоплению. Действия ПАО «ТГК-14», выразившиеся в неправильном начислении платы за услугу по отоплению в нарушение порядка ценообразования, установленного Жилищным кодексом РФ, Правилам № 354, свидетельствуют о нарушении пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ установлена административная ответственность за  совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 4 решения Комиссии Бурятского УФАС России от 14.04.2020 материалы по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 05-11/05-2019 направлены в Прокуратуру Республики Бурятия для решения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ. 

Постановлением заместителя прокурора Республики Бурятия старшего советника юстиции <...> от 21.05.2020 в отношении ПАО «ТГК-14» возбуждено дело об административном правонарушении.

ПАО «ТГК-14» о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении 003/04/14.31-564/2020 извещено определением от 03.07.2020 N 05-13/2574, копия которого направлена заказным письмом с уведомлением.

Совокупностью доказательств, в том числе постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 21.05.2020  и материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства, доказано событие административного правонарушения, совершение его Обществом, вина Общества, а также наличие всех необходимых оснований для привлечения Общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Злоупотребление ПАО «ТГК-14» доминирующим положением образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Объект административного правонарушения - общественные отношения в области предпринимательской деятельности.

Субъект административного правонарушения - ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» (ИНН 7534018889, ОГРН 1047550031242).

Объективная сторона административного правонарушения выражается в совершении ПАО «ТГК-14», занимающим доминирующее положение на рынке оказания коммунальной услуги отопления в географических границах территории расположения многоквартирных домов в г. Улан-Удэ, собственниками и пользователями жилых помещений в которых оплата за коммунальную услугу отопления производится непосредственно ресурсоснабжающей организации ПАО «ТГК-14», в период 2016-2019 гг. действий, выразившихся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при начислении гражданам денежных средств за потребленную коммунальную услугу по отоплению, признанных злоупотреблением доминирующим положением, и недопустимых в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции результатом которого является ущемление интересов неопределенного круга потребителей.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Место совершения административного правонарушения - место нахождения филиала ПАО «ТГК-14» «Теплоэнергосбыт Бурятии» (г. Улан-Удэ, ул. Трактовая, 26.

Время совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, является день обнаружения административного правонарушения, т.е. день вступления в силу решения антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения ПАО «ТГК-14» антимонопольного законодательства - 15.04.2020.

В силу пункта 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности начинает исчисляться со дня вступления в силу решения антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения, и на дату рассмотрения дела об административном правонарушении не истек.

Согласно части 3 Примечания к статье 14.31 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, а также поименованные в названной части Примечания.

МКУ «Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ» поясняет, что присутствуют обстоятельства отягчающие административную ответственность: продолжение противоправного поведения, несмотря на требования уполномоченных на то лиц прекратить его; причинение в результате совершения административного правонарушения ущерба гражданам, организациям или государству в размере более одного миллиона рублей.

Однако, материалами дела подтверждается наличие одного обстоятельства, отягчающего административную ответственность, а именно совершение ПАО «ТГК-14» длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год, а именно злоупотребление Обществом доминирующим положением продолжалось на протяжении 2016-2019 гг.

Согласно части 2 Примечания к статье 14.31 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного названной статьей, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ.

ПАО «ТГК-14» вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31КоАП РФ не признало, вместе с тем, исх. от 14.07.2020 № 109-оПииР просит о смягчении административного наказания в связи с устранением выявленных нарушений и выполнении корректировки начислений, исполнения в полном объеме предписаний УМЖИ г. Улан-Удэ, наличия факта привлечения к административной ответственности Управлением Роспотребнадзора по РБ. ПАО «ТГК-14 является крупнейшим поставщиком тепловой энергии на территории двух субъектов РФ - Забайкальский край и Республика Бурятия, обеспечивая бесперебойное и качественное теплоснабжение объектов производственной и социальной сферы, является системообразующей организацией российской экономики, и не может быть поставлена под угрозу в период подготовки к отопительному сезону 2020-2021 гг.

Материалами дела подтверждается наличие одного обстоятельства, смягчающего административную ответственность, а именно устранение выявленных нарушений и выполнении корректировки начислений.

С учетом одного обстоятельства, отягчающего административную ответственность (пункт 1 части 3 Примечания статьи 14.31 КоАП РФ), и одного обстоятельства, смягчающего административную ответственность (пункт 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ) считаю необходимым назначить наказание в виде административного штрафа в размере 650000 (шестисот пятидесяти тысяч) рублей (300000 + 1/2 х (1000000-300000)) - 87500 + 87500).

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, является правонарушением в области предпринимательской деятельности. Данное правонарушение, является значимым, запрещенным антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства, прихожу к выводу, что характер данного административного правонарушения не позволяет признать его малозначительным и освободить ПАО «ТГК-14» от административной ответственности по основанию, предусмотренному статьей 2.9 КоАП РФ, поскольку злоупотребление доминирующим положением представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношения. При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Административный штраф, налагаемый на ПАО «ТГК-14» в размере 650000 рублей, определен с учетом характера совершенного правонарушения, обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, имущественного и финансового положения Общества, в пределах санкции части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, соответствует конституционным принципам дифференциации и справедливости наказания за совершенное ПАО «ТГК-14» административное правонарушение, обеспечит фактическую реализацию целей административного наказания, предупреждение новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10, частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» (672090, г. Чита, ул. Профсоюзная, д. 23, ИНН 7534018889, ОГРН 1047550031242) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

2. Назначить ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14»  административное наказание в виде административного штрафа в размере 650 000 (шестисот пятидесяти тысяч) рублей.

3. Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:

УИН                                           16100500000000590721

Получатель:                              ИНН 0323057082 КПП 032601001

                                                    УФК МФ РФ по Республике Бурятия

                                                    (Бурятское УФАС России

                                                     л/с 03021082740) 

Банк получателя:                       р/с 40105810500000010001 отделение

                                                     – НБ Республики Бурятия г.Улан-Удэ

                                                     БИК 048142001

                                                     ОКТМО 81701000

                                                     КБК 161 1 16 01141 01 0031 140

Назначение платежа: штраф за нарушение антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение одного года со дня вступления в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в Арбитражный суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.    

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Руководитель                                                                                     В.А. Грибко

Связанные организации

Связанные организации не указаны