Решение №04-56/3161 Решение по обращению Управления Федеральной службы исполнени... от 2 сентября 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 003/06/104-713/2022

по результатам рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков

   «7» сентября 2022 года                                                                    город Улан-Удэ                                Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<…>, заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия <…>, доверенность от 05.09.2022 № вн-37-389, директора ООО "Технокомплект 27» <…>,

рассмотрев обращение Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия (далее – Заказчик) (вх. от 31.08.2022 № 5453) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) сведений об обществе с ограниченной ответственностью «Технокомплект 27» (далее – Общество, Поставщик) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключенного по результатам проведенного электронного аукциона на поставку машины брикетировочной, 0102100005622000008 (далее – Аукцион), в соответствии с статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", 

у с т а н о в и л а:

Из представленных документов Заказчика следует, что 25.05.2022 между Заказчиком и Обществом заключен государственный контракт на поставку машины брикетировочной (далее – контракт), на сумму 790 305,82 рублей.

Согласно условиям контракта срок поставки товара по 15.07.2022 (включительно).

В установленный контрактом срок товар Заказчику не поступил, 15.07.2022 в адрес Поставщика направлена претензия о срыве сроков поставки. 22.07.2022 Общество уведомило о невозможности поставки товара в предусмотренные контрактом сроки, предложило расторгнуть контракт по соглашению сторон.

В связи с неисполнением условий контракта Заказчиком на основании части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пунктов 11.2, 11.3 контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Руководствуясь частью 16 статьи 95, статьей 104 Закона о контрактной системе, Заказчик направил настоящее обращение в антимонопольный орган для рассмотрения.

Представитель Общества поясняет, что надлежащее исполнение контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах, связанных с введением политических и экономических санкций, а также мер ограничительного характера иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, что перекрыло логистические цепочки поставки необходимых при изготовлении товара иностранных комплектующих. Поставщик предпринял усилия выполнить свои обязательства по поставке товара Заказчику, предложив на законных основаниях (поправок разработанных Минфином России и Правительством Российской Федерации по оказанию поддержки экономике в сложной ситуации) продлить срок поставки предусмотренного контрактом товара в пределах текущего финансового 2022 года, а именно по 10.12.2022. Однако, Заказчик отказался от продления срока поставки товара. Кроме того, указывает, что ООО «Технокомплект 27» работает на рынке госзаказа более 8 лет, обладает большим опытом поставок, и за этот период времени выполнило поставки большому количеству государственных заказчиков, при этом выполняя свои обязательства добросовестно и в срок (в подтверждение опыта представлен реестр контрактов, заключенных заказчиками, выгруженного из ЕИС. Всего выполнено 187 государственных контрактов на общую сумму 90 334 870 рублей. Данный случай за 8-ми летний период работы на рынке является единичным.

Изложенные выше обстоятельства, свидетельствуют о том, что Поставщик не уклонялся от исполнения контракта, в связи с чем, просит сведения о нем не включать в Реестр недобросовестных поставщиков.

Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, изучения материалов, представленных Заказчиком, Обществом, установила следующее.

Дата размещения на официальном сайте в Единой информационной системе извещения о проведении Аукциона – 29.04.2022. Начальная (максимальная) цена контракта – 935 273,29 рублей.

25.05.2022 между УФСИН по Республике Бурятия и ООО «Технокомлект 27» заключен государственный контракт на поставку машины брикетировочной, на сумму 790 305,82 рублей.

        Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что Поставщик обязуется передать Грузополучателю Государственного заказчика машину брикетировочную (далее – товар) в соответствии со Спецификацией  (Приложение № 1 к Контракту) и Ведомостью поставки (Приложение № 2 к Контракту), а Государственный заказчик обязуется обеспечить приемку товара Грузополучателем и его оплату согласно условиям Контракта.

           Согласно пункту 5.1 контракта Поставщик своими силами и за свой счет передает товар Грузополучателю путем доставки и отгрузки его Грузополучателям в ассортименте, по качеству, цене, в количестве, с характеристиками, в сроки и по адресам, предусмотренным Ведомостью поставки (приложение № 1) и иными условиями Контракта. Поставка Товара должна быть осуществлена в срок по 15.07.2022 (включительно).

 Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

На основании части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, пункта 12.6 контракта 18.08.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с тем, что принятые обязательства Поставщиком не исполнены, товар в установленный контрактом срок не поставлен.

Статьей 104 Закона о контрактной системе предусмотрено, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (части 1, 2).

Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном неисполнении заключенного контракта.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П и от 21 ноября 2002 года № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом неисполнения контракта, должно быть установлено, что участник закупки не исполнил заключенный контракт немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.

Комиссия Бурятское УФАС России, изучив представленные документы сторон, пришла к выводу, что в действиях ООО «Технокомплект 27» отсутствует недобросовестное поведение, выраженное в умышленном неисполнении условий заключенного контракта.

Данное обстоятельство подтверждается пояснением Общества, а также копиями представленных документов, из которых следует, что на момент наступления срока исполнения обязанности по поставке товара, производитель товара приостановил прием заказов, в связи с отсутствием уникальных компонентов иностранного производства, использующихся при изготовлении  данного оборудования, ввиду сложившейся геополитической обстановке в мире и введением политических и экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации (в подтверждение Обществом представлено письмо производителя ООО «Савеловский завод деревообрабатывающего оборудования» от 20.07.2022 № 114). Поставщик вел переписку с Заказчиком, уведомлял о сложившейся ситуации и предлагал Заказчику продлить срок поставки товара.

Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (ч. 1). Статьей 10 Гражданского кодекса РФ установлено, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (ч.5).

Какие-либо доказательства целенаправленного уклонения от исполнения заключенного контракта при имеющейся у него соответствующей возможности надлежащим образом его исполнить, и уклонение лица от исполнения контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в материалах дела отсутствуют. Сам по себе факт неисполнения контракта, не свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки, как то понимается в статье 10 ГК РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что Поставщик осуществлял свои гражданские права, связанные с исполнением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовал в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом).

С учетом изложенного, уполномоченный орган при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Принимая во внимание вышеуказанное, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение сведений об ООО «Технокомплект 27» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не усматривается намерение в неисполнении заключенного контракта.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации.   

 р е ш и л а:

1. Отказать заказчику – Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия во включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об обществе с ограниченной ответственностью «Технокомплект 27» (ИНН 2721171260, КПП 272301001, адрес: 680007, Хабаровский край, г. Хабаровск, проезд Черепичный, д. 217, корпус Б, помещение 87).

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

Связанные организации не указаны