Решение (комиссия) №ИБ/126/24 Решение по обращению МУ «Улан-Удэстройзаказчик» о включении ... от 16 января 2024 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 003/06/104-884/2022

по результатам рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков

«11» января 2024 года                                                                                              город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе: <...>, председателя Комиссии, <...>, члена Комиссии, <...>, члена Комиссии,

в присутствии представителя МУ «Улан-Удэстройзаказчик» <...> (доверенность от 10.01.2024), представителя ИП Музыковой А.О. <...> (доверенность от 29.12.2023),

рассмотрев обращение МУ «Улан-Удэстройзаказчик» (далее - Заказчик) (вх. от 28.12.2023 № 5326-эп/23) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ИП Музыковой Ольге Ивановне в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта: «Поставка, сборка и установка детских стульев на объект: «Строительство детского сада по ул. Юности в Октябрьском районе г. Улан-Удэ», извещение о проведении запроса котировок в электронной форме 0302300048723000661, в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3 статьи 99, статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

Из обращения Заказчика следует, что 14.06.2023 между МУ «Улан-Удэстройзаказчик» и ИП Музыковой О.И. заключен муниципальный контракт №2023.0661 на Поставку, сборку и установку детских стульев на объект: «Строительство детского сада по ул. Юности в Октябрьском районе г. Улан-Удэ». Срок выполнения работ – в течение 10 рабочих дней с момента уведомления. Уведомление направлено 07.09.2023.

11.12.2023 проведена совместная приемка товара с эксплуатирующей организацией – МБДОУ детский сад №47 «Елочка». По факту выявленных несоответствий подписан Акт об отказе от приемки от 11.12.2023. В адрес поставщика 15.12.2023 направлена претензия.

В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по контракту Заказчиком 15.12.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Заказчиком направлены сведения о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков.

Представитель индивидуального предпринимателя на рассмотрении обращения пояснил, что подрядчик своевременно приступил к исполнению контракта. 04.07.2023 заключен Договор поставки с ИП <...>. После уведомления Заказчика о готовности объекта 11.12.2023 осуществлена поставка товара в объеме, предусмотренном условиями контракта. В ходе приемки Заказчик выявил несоответствие металлического каркаса и спинки требованиям Спецификации. 15.12.2023 направлена претензия и требованием поставки товара в 10-дневный срок. 20.12.2023 поставщик направил ответ на претензию, протокол испытаний, сертификат соответствия RU №0238891, обратил внимание на некорректное проведение замеров толщины стенки металлического каркаса. Также предложил заменить спинки и сиденья стульев в течение 30 рабочих дней. 21.12.2023 Заказчик направил дополнения к претензии от 15.12.2023. В свою очередь индивидуальный предприниматель обратилась к ИП <...> с запросом предоставления разъяснений относительно выявленных Заказчиком несоответствий. В устном порядке ИП Генинов <...> сообщил о возможности доработки поставленных стульев в срок, не превышающий 30 рабочих дней.

25.12.2023 индивидуальный предприниматель обратилась с письмом к Заказчику, в котором написала о готовности произвести замену товара в течение 30 рабочих дней. Ответа на указанное письмо не поступило.

Кроме того, подрядчик считает, что нарушена процедура расторжения контракта, поскольку решение о расторжении контракта в одностороннем порядке не было опубликовано в ЕИС в надлежащем формате.

Также просит учесть исполненных контракты, заключенные с указанным заказчиком. Просит не включать в реестр недобросовестных поставщиков.

Комиссия Бурятского УФАС России, рассмотрев представленные сторонами документы, установила следующее.

30.05.2023 в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, номер извещения – 0302300048723000661. Начальная (максимальная) цена контракта – 416 819.80 рублей.

14.06.2023 МУ «Улан-Удэстройзаказчик» с ИП Музыковой А.О. заключен контракт на сумму 379 200,00 рублей.

Согласно пунктам 1.1, 1.2 контракта поставщик обязуется в установленный настоящим контрактом срок осуществить поставку, сборку и установку детских стульев на объект: «Строительство детского сада по ул. Юности в Октябрьском районе г. Улан-Удэ» и сдать результат Муниципальному заказчику в сроки, согласно условиям настоящего контракта, а Муниципальный заказчик обязуется принять результат и произвести оплату.

Поставщик осуществляет поставку, сборку и установку мебели согласно Спецификации (далее - мебель) с качественными, техническими и функциональными характеристиками (Приложение к настоящему контракту), которая является неотъемлемой частью настоящего контракта, определяющая качество, количество, перечень и стоимость мебели.

Пунктом 3.2 контракта предусмотрено, что поставщик обязуется поставить, осуществить сборку и установку мебели в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента уведомления Заказчиком о строительной готовности объекта, но не позднее срока выполнения работ по строительно-монтажным работам по данному объекту.

В соответствии с пунктом 12.1 контракт вступает в силу со дня его подписания и действует до 31.12.2023 г., прекращение срока действия настоящего контракта не освобождает стороны от исполнения своих обязательств по контракту.

Во исполнение принятых обязательств по заключенному контракту 04.07.2023 между ИП Музыковой А.О. и ИП <...> заключен договор поставки №137/2023, наименование (ассортимент) и характеристики поставляемого товара указаны в Спецификации (приложение №1 к договору). Указанные в договоре поставки характеристики товара полностью соответствуют контракту.

07.09.2023 Заказчиком направлено письмо №47-42-И4278/2023 о том, что строительная готовность ожидается на 20.09.2023. Заказчик просит направить копии паспорта оборудования для предварительной проверки на соответствие технических характеристик требованиям спецификации к контракту.

Согласно счет-фактуре от 25.09.2023 №144 товар по договору поставки поставлен и получен ИП Музыковой А.О. 25.09.2023.

26.09.2023 Заказчиком направлено письмо №47-42-И4611/2023 о том, что техническая готовность устанавливается на 16.10.2023. Также указано на необходимость соблюдения пункта 4.1.9 контракта: При отсутствии строительной готовности в помещениях объекта, когда должна производиться поставка, обеспечить складирование мебели в иных помещениях объекта, в случае отсутствия общей строительной готовности объекта обеспечить складирование и ответственное хранение мебели в собственных складах или складах третьих лиц на территории г. Улан-Удэ Республики Бурятия с последующей установкой.

11.12.2023 Заказчиком составлен Акт приема технологического оборудования, согласно которому выявлено несоответствие по толщине спинки/сиденья и толщине конструкции.

15.12.2023 в адрес поставщика направлена претензия, где указано о несоответствии фактических характеристик мебели по толщине металла каркаса и толщине спинки/сиденья с приложением акта приема-передачи технологического оборудования от 11.12.2023.

21.12.2023 в адрес поставщика направлено дополнение к претензии от 15.12.2023 с требованием поставить мебель в соответствии с условиями муниципального контракта.

21.12.2023 ИП Музыкова А.О. направила письмо производителю товара с запросом предоставления разъяснений относительно выявленных Заказчиком несоответствий.

25.12.2023 индивидуальный предприниматель обратилась с письмом к Заказчику о готовности замены товара в течение 30 рабочих дней.

В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В соответствии с пунктом 12.2 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе:

- отказ поставщика передать заказчику товар или принадлежности к нему (пункт 1 статьи 463, абзац второй статьи 464 ГК РФ);

- невыполнение поставщиком в разумный срок требования заказчика о доукомплектовании товара (пункт 1 статьи 480 ГК РФ);

- в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) (пункт 2 статьи 475 ГК РФ);

- неоднократного нарушения сроков поставки товаров (пункт 2 статьи 523 ГК РФ).

15.12.2023 Заказчик сформировал в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, прикрепив во вкладке «Файлы решения об одностороннем отказе» претензию от 15.12.2023.

Заказчик мотивировал свое решение несоответствием фактических характеристик мебели (детских стульев) с условиями и требованиями приложения №1 к муниципальному контракту «Спецификация».

Структурированное решение доставлено подрядчику 15.12.2023. Решение вступило в силу 26.12.2023.

Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном неисполнении заключенного контракта.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П и от 21 ноября 2002 года № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом неисполнения контракта, должно быть установлено, что участник закупки не исполнил заключенный контракт немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.

При этом ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Напротив, согласно части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, пункту 13 Правил № 1078 в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

Из приведенных положений части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, пункта 13 Правил № 1078 следует обязанность антимонопольного органа полно, объективно и всесторонне проверить представленные заказчиком документы и информацию. Только в случае подтверждения достоверности приведенных в них фактов и обстоятельств антимонопольный орган вправе принять решение о включении соответствующих сведений в реестр недобросовестных поставщиков. В иных случаях антимонопольный орган должен вынести решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков.

Следовательно, при рассмотрении вопроса о признании участника размещения заказа уклонившимся от исполнения условий контракта антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе либо наличием решения заказчика об одностороннем расторжении контракта.

Оценив представленные материалы, пояснения сторон Комиссия Бурятского УФАС России полагает, что ИП Музыковой А.О. не допущено бездействие (действия), которое свидетельствует о ее недобросовестном поведении.

Комиссия, принимая указанное решение, отмечает, что со стороны индивидуального предпринимателя предпринимались действия, направленные на надлежащее исполнение контракта, а именно поставщик в целях исполнения контракта заключил договор поставки с указанием в спецификации всех характеристик, предусмотренных контрактом, своевременно поставил товар Заказчику, незамедлительно обратился к изготовителю стульев и сообщил о выявленных несоответствиях, уведомил Заказчика о возможности замены спинок и сидений стульев с предоставлением дополнительного времени.

Довод Заказчика о том, что документы к товару должны быть представлены Заказчику еще в сентябре не нашел своего подтверждения, поскольку в соответствии с пунктом 3.2 контракта поставка, сборка и установка мебели осуществляется в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента уведомления Заказчиком о строительной готовности объекта.

Письмом от 26.09.2023 Заказчик уведомил поставщика о технической готовности объекта на 16.10.2023.

Вместе с тем, за период времени с 16.10.2023 по 15.12.2023 Заказчиком не представлено каких-либо писем и уведомлений о нарушении поставщиком обязательств по контракту.

По результатам исследования и оценки представленных доказательств и доводов сторон Комиссия установила, что заказчиком в антимонопольный орган с заявлением о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков не представлены доказательства, однозначно свидетельствующие о том, что неисполнение указанного контракта обусловлено именно недобросовестным поведением индивидуального предпринимателя, целенаправленно уклонившегося от его исполнения при имеющейся у него соответствующей возможности надлежащим образом его исполнить.

Принимая во внимание вышесказанное, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение сведений об ИП Музыковой А.О. в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку Комиссия не усматривает намерения в уклонении от исполнения контракта.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)», Комиссия Бурятского УФАС России,

р е ш и л а:

Сведения в отношении индивидуального предпринимателя Музыковой Анны Олеговны (ИНН 031602621905), адрес местонахождения: <...> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

МУ «Улан-Удэстройзаказчик»
ИНН 0323339440, ОГРН 1080326003009