Решение №05-32/314 Решение по жалобе ООО «Диалог» на действия заказчика АУ РБ «... от 1 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

№ 003/07/3-29/2021

«27» января 2021 года                                                                      г. Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:

<...>, председателя Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

при участии:

представителей заявителя ООО «Диалог» <...> и <...> от 22.01.2021;

представителя заказчика <...> руководителя АУ Республики Бурятия «Кяхтинский лесхоз»;

рассмотрев жалобу ООО «Диалог» на действия заказчика АУ Республики Бурятия «Кяхтинский лесхоз» при проведении электронного аукциона на поставку бульдозера с лесопожарным оборудованием в рамках Федерального проекта «Сохранение лесов» на модернизацию специализированной лесопожарной техникой, извещение № 32109882170,

УСТАНОВИЛА:

18.01.2021 в Бурятское УФАС России поступила жалоба ООО «Диалог» (далее Заявитель) на нарушения требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), допущенные заказчиком АУ Республики Бурятия «Кяхтинский лесхоз» (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку бульдозера с лесопожарным оборудованием в рамках Федерального проекта «Сохранение лесов» на модернизацию специализированной лесопожарной техникой, извещение № 32109882170.

Установив соответствие жалобы формальным требованиям статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Бурятское УФАС России в установленном порядке направило Заявителю, Заказчику и на электронную торговую площадку уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.

Заявитель указывает в жалобе, что Документация об электронном аукционе № 32109882170 от 12.01.2021 составлена с нарушением требований Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – «Федеральный закон о закупках») и Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – «Федеральный закон о защите конкуренции»). Эквивалент объекта закупки соответствующий всей совокупности характеристик, установленных Заказчиком в Документации, отсутствует. Указанные в документации характеристики товара соответствуют единственному товару, а именно бульдозеру модели Б10-ПМ.8101-1Е производства ООО «ЧЗПТ», что является ограничением конкуренции.

Заявителем было установлено, что ближайшим аналогом (эквивалентом) объекта закупки № 32109882170) является бульдозер модели Б10М.6100ЕР производства ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК». Также Заявитель отмечает, что Заказчиком документарные подтверждения необходимости использования установленных в Документации показателей характеристик «двигатель», «привод вентилятора радиатора охлаждения двигателя», «управление поворотами и навесным оборудованием бульдозера», «каркасная шестигранная кабина (6-ти угольная) с круговым обзором – не менее 360° вокруг машины» и невозможности поставки товара с иными характеристиками не представлены в Документации.

По мнению Заявителя, Заказчик при составлении Документации осуществил действия, которые влекут необоснованное ограничение конкуренции.

Из отзыва Заказчика на жалобу следует, что бульдозер модели Б10ПМ.8101-1Е снят с производства и приобрести его на сегодняшний день невозможно. Индекс «8101» (четвертая единица) обозначает устанавливаемый на бульдозер пусковой двигатель П-23У, который не устанавливается ни на один бульдозер ЧЗПТ. На текущую дату вся техника ЧЗПТ оборудуется электростартерами. Также Заказчик указывает на то, что ему предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющего его потребностям, то есть АУ РБ «Кяхтинский лесхоз» предоставлено право на установление в аукционной документации требований к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям, при этом сам по себе факт установления определенных характеристик товару не свидетельствует об ограничении количества участников закупки.

Заказчик, ссылаясь на нормы № 223- ФЗ указывает на то, что эти нормы направлены на обеспечение конкуренции не между товарами и не между производителями товаров, а между участниками закупок, при этом основной задачей этих норм является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате этого определения лица, исполнение договора которым в наибольшей степени удовлетворит потребности Заказчика в необходимом ему товаре. Включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе. Установление характеристик товара обусловлено потребностями Заказчика и является его правом. Закон № 223-ФЗ не предусматривает ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика.

Из пояснений Заказчика следует, что техническое задание было составлено Руководителем АУ РБ «Кяхтинский лесхоз» на основании имеющегося опыта тушения крупного лесного пожара и действующего Устава Учреждения. Касаемо выражения «единственный товар конкретного производителя», Заказчик отмечает, что в торгах участвуют не только производители, но и поставщики (дилеры) бульдозерной техники.

Также из пояснений Заказчика следует, что АУ РБ «Кяхтинский лесхоз» обязуются внести в полном объёме изменения в техническое задание, тем самым расширить круг участников закупки.

Комиссия Бурятского УФАС России, рассмотрев доводы Заявителя и возражения Заказчика, проанализировав Положение о закупке, документацию о закупке № 32109882170, документы, представленные Заказчиком на рассмотрение жалобы, приходит к выводу, что доводы Заявителя являются обоснованными.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, принципами: равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизменяемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При осуществлении закупочной деятельности АУ Республики Бурятия «Кяхтинский лесхоз» руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг, утвержденным руководителем АУ Республики Бурятия «Кяхтинский лесхоз» Белоусовым А. В. (далее - Положение о закупках).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Извещение № 32109882170, и документация о проведении электронного аукциона на поставку бульдозера с лесопожарным оборудованием в рамках Федерального проекта «Сохранение лесов» на модернизацию специализированной лесопожарной техникой размещены в ЕИС www.zakupki.gov.ru 12.01.2021 (МСК+5), дата и время окончания подачи заявок 28.01.2021 в 23:59 (МСК+5), начальная (максимальная), цена договора составляет 9 735 000,00 рублей с НДС (далее – документация о закупке).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг, заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к другим участникам закупки.

Комиссией Бурятского УФАС установлено, что Заказчиком при  формировании технического задания был нарушен один из основных принципов предусмотренный пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках необоснованное ограничение конкуренции.

Приложением № 3 «Техническое задание» Заказчиком определены требования к техническим, функциональным характеристикам бульдозера с лесопожарным оборудованием. В таблице требований указаны следующие характеристики: двигатель – дизельный, без турбонаддува, количество цилиндров не менее 8, масса бульдозера без навесного оборудования – 16 000 кг., масса бульдозера с навесным оборудованием – 20 000 кг., управление поворотами и навесным оборудованием бульдозера – джойстиковое гидросервированное, количество передач вперед – не более 12 шт., количество передач назад – не более 6 шт. и тд).

В своём письменном отзыве Заказчик согласился внести изменения в документацию в полном объеме.

 На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что данное требование Заказчика ограничивает количество участников закупки, что противоречит положениям Закона о закупках.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия принимает решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Бурятского УФАС России,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Диалог» на действия заказчика АУ Республики Бурятия «Кяхтинский лесхоз»  при проведении электронного аукциона на поставку бульдозера с лесопожарным оборудованием в рамках Федерального проекта «Сохранение лесов» на модернизацию специализированной лесопожарной техникой, обоснованной.
  2. Признать в действиях АУ Республики Бурятия «Кяхтинский лесхоз» нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при проведении закупки № 32109882170.
  3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений в соответствии с принятым решением.

Председатель Комиссии                                                        <...>

Члены Комиссии                                                                  <...><...>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "КЯХТИНСКИЙ ЛЕСХОЗ"
ИНН 0312016158, ОГРН 1150327000614