Решение №ИБ/830/23 Решение по жалобе ООО "Лидер" на действия заказчика ФКУ Упрд... от 17 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

участника закупки № 003/06/33-316/2023

«16» мая 2023 года                                                                                     город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<...>, председателя Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителя ФКУ «Упрдор «Южный Байкал» <...>, доверенность от 22.02.2023 № 25-23, в отсутствие представителя ООО «Лидер», уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Лидер» (далее – Заявитель) (вх. от 10.05.2023 № 1074-эп/23) на действия заказчика – ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ "ЮЖНЫЙ БАЙКАЛ" ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА" (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на ремонт защитных дорожных сооружений на автомобильной дороге Р-258 "Байкал" Иркутск-Улан-Удэ-Чита на км 134+530- 134+639; на км 134+787-134+886; на км 134+1127 - км 134+1276, Иркутская область, номер закупки 0302100003023000006 (далее – Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе) (в редакции, действующей на момент проведения указанной закупки),

у с т а н о в и л а:

Заявитель указывает, что Заказчик неправомерно объединил 3 участка автомобильных дорог в одну закупку. Данное условие приводит к увеличению объема выполнения работ, увеличение размера НМЦК, суммы обеспечения заявок, обеспечения исполнения контракта, а также цены выполненных работ по договорам в соответствии с Постановлением № 2571, что сокращает количество участников закупки. Кроме того, не согласен с порядком оценки заявок на участие в конкурсе, указывает, что Заказчиком установлено предельное максимальное значение по детализирующему показателю «Общая цена исполненных участников закупки договоров» критерия «Квалификация участников закупки…» не менее начальной (максимальной) цены контракта, т.е. не менее 563 124 997,00 рублей. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 «ОБ ОЦЕНКЕ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД, ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПУНКТ 4 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 20 ДЕКАБРЯ 2021 Г. N 2369 И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ АКТОВ И ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ НЕКОТОРЫХ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (далее – Постановление № 2604) содержит только требование к сопоставимому характеру исполненного контракта, а не к сопоставимому объему. Просит приостановить закупку, признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении допущенного нарушения.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, считает, что в его действиях отсутствует нарушение законодательства о контрактной системе. Просит признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:

24.04.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение о проведении Конкурса № 0302100003023000006. Начальная (максимальная) цена контракта – 563 124 997,00 рублей.

1. Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки;

- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В Описании объекта закупки предусмотрено основание для выполнения работ:

Объемы финансирования на «Ремонт защитных дорожных сооружений на автомобильной дороге Р-258 «Байкал» Иркутск – Улан-Удэ – Чита на км 134+530 – км 134+639, Иркутская область. Ремонт защитных дорожных сооружений на автомобильной дороге Р-258 «Байкал» Иркутск – Улан-Удэ – Чита на км 134+787 – км 134+886, Иркутская область. Ремонт защитных дорожных сооружений на автомобильной дороге Р-258 «Байкал» Иркутск – Улан-Удэ – Чита на км 134+1127 – км 134+1276, Иркутская область» (далее-Объект) за счет средств федерального дорожного фонда.

Из пояснений Заказчика следует, что при формировании объекта закупки заказчик в том числе руководствовался положениями законодательства в сфере дорожной деятельности, реализуя тем самым функции, возложенные на него государством по строительству, реконструкции, содержанию и ремонту автомобильных дорог федерального значения для безопасного движения транспортных средств. Объект закупки сформирован с учетом территориального и географического расположения участков дороги, которые связаны технологическим процессом и спецификой выполнения работ, в связи с чем Заказчику более эффективно осуществлять контроль за ходом выполнения работ, предусмотренных контрактом. Источником финансирования указанной закупки являются денежные средства, выделенные в рамках одной программы финансирования.

В объект закупки включены работы функционально и технологически связанные между собой, в границах одного километра на одной автомобильной дороге, находящейся на территории Иркутской области. Формирование закупки определялось потребностью заказчика в оказании услуг надлежащего качества с целью поддержания безопасного и бесперебойного движения на дорогах, их сохранности в соответствии с требованиями технических регламентов и нормативных документов. Включение в один лот трех участков ремонта вызвано необходимостью определения лучшего подрядчика, способного обеспечить качественное и своевременное выполнение всего объёма работ, предусмотренного контрактом.

На основании вышесказанного объект закупки сформирован с учетом следующих особенностей:

1) Особенностями технологии проведения ремонтных работ, а именно при выполнении работ по ремонту защитных дорожных сооружений необходимо предусмотреть устройство нагельного крепления, которое представляет собой геотехническую конструкцию, предназначенную для обеспечения устойчивости оползнеопасных участков склона и крутонаклонных откосов и выемок путем укрепления грунтового массива системой грунтовых нагелей. Производство работ осуществляется в несколько этапов: подготовительные работы (подготовка территории, установка и закрепление бурового станка на откосе); бурение скважин с одновременной подачей бурового раствора под давлением; заполнение скважин инъекционным раствором (опрессовка); устройство противооползневой защиты откоса; крепление анкера.

Тем самым, одновременная работа нескольких бурильных установок на откосах в непосредственной близости мест производства работ, способствует ­риску возникновения обвалов на участках ремонтов, что в свою очередь может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций и ограничению дорожного движения.

2) Работы по ремонту защитных дорожных сооружений проводятся в стесненных условиях строительства, обусловленные наличием следующих факторов: интенсивностью движения транспортных средств вблизи проведения ремонтных работ; особенностью рельефа участка ремонта; участок автомобильной дороги ограничен с одной стороны горным хребтом с другой стороны крутым спуском к железной дороге к озеру Байкал; необходимостью установки передвижной электростанции, передвижных дизель-генераторов для производства работ; ограниченная возможность складирования материалов на территории, отведенной под ремонт; сложностью соблюдением техники безопасности на строительной площадке, в том числе ограждение мест производства работ.

Таким образом, из вышеперечисленного следует, что наличие стесненных условий сводится к различного рода помехам, которые влияют на временные и финансовые затраты при ремонте объекта, из чего следует что организация трех мест производства работ на небольшом участке автомобильной дороги, может вызвать сложности при размещении временных и вспомогательных построек, специализированной строительной техники, иного оборудования и может является препятствием для осуществления необходимой деятельности по ремонту объекта.

3) Наличие у подрядчика необходимой специальной строительной техники для выполнения работ (бурильных станков, миксер для приготовления инъекционных растворов и другое).

4) Необходимостью осуществления Управлением контроля за качеством выполняемых работ. Кураторам, осуществляющим контроль, эффективнее отслеживать исполнение одного контракта на одном небольшом участке идентичных работ. Такой подход способствует минимизации затрат Управления на организационные мероприятия, связанные с ремонтом объектов дорожного хозяйства и способствует как единообразию и согласованности проводимых работ, так и эффективности расходования бюджетных средств, выделенных на финансирование данного мероприятия.

5) Небольшой протяженностью участка производства работ. Все три участка ремонта находятся на одной автомобильной дороге Р -258 «Байкал» в непосредственной близости друг от друга (на км 134+530- 134+639; на км 134+787-134+886; на км 134+1127 - км 134+1276).

Комиссия Бурятского УФАС России считает, что довод Заявителя в указанной части является несостоятельным.

Заказчик вправе включить в извещение такие характеристики и требования к товару (работе, услуге), которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок. Законом не предусмотрено ограничений по включению в извещение требований к товару (работам, услугам), являющихся значимыми для заказчика, не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару (работам, услугам). Системное толкование указанных норм позволяет прийти к выводу, что законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своей закупки, исходя из потребностей последнего. Так, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать качественные параметры к объекту закупок, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок, он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару (работе, услуге).

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 №11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. При проведении аукциона и установлении соответствующих параметров заказчик должен исходить из предмета и целей регулирования размещения заказов, направленных на эффективное использование бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции, а также соблюдать требования статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

Требования к формированию закупки, объему выполнения работ, являются необходимыми и значимыми для обеспечения деятельности ГКУ "Упрдор «Южный Байкал» как лица, ответственного за состояние определенных федеральных автомобильных дорог.

При таких обстоятельствах Комиссия признает, что извещение об осуществлении закупки соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, а действия Заказчика соответствуют положениям статьи 33 Закона о контрактной системе.

2. В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

Согласно части 8 статьи 32 настоящего закона порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением N 2604.

При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе).

Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе).

Приложение № 5 к извещению об осуществлении закупки Заказчиком разработан порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. Установлен в том числе критерий оценки – «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»: значимость – 40, показатель оценки - наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта; значимость показателя оценки – 100%, показатель оценки, детализирующий показатель оценки - характеристика квалификации участников закупки N1 (общая цена исполненных участником закупки договоров), значимость показателя, детализирующего показатель оценки – 100%, формула оценки или шкала оценки - если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", рассчитывается по формуле.

Согласно подпункту «ж» пункта 20 Положения:

ж) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное минимальное значение ( Хпредmin характеристики объекта закупки, - по формуле:

БХi = ( Хi  - Хпредmin ) х 100 / max  - Хпредmin)

где:

Хmax - максимальное значение по критерию оценки «Квалификация участников закупки», содержащееся в заявке, подлежащей оценке (т.е. общая цена исполненных участником закупки договоров из предложений по данному критерию, сделанных одним из участников);

Хi - значение по критерию оценки «Квалификация участников закупки», содержащееся в предложении участника закупки, заявка которого оценивается;

Хпредmin - предельное минимальное значение по критерию оценки «Квалификация участников закупки», установленное Заказчиком.

Заказчиком установлено предельное минимальное значение по детализирующему показателю «Общая цена исполненных участником закупки договоров» - не менее начальной (максимальной) цены контракта, т.е. не менее 563 124 997,00 рублей.

Оценка заявок по критерию оценки «Квалификация участников закупки» осуществляется с учетом требований раздела V. «Оценка заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки», пункта 32 Раздела VI. «Особенности оценки заявок при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг», в порядке, установленном подпунктом «б» пункта 20 раздела IV. Оценка заявок по критерию оценки «Характеристики объекта закупки» Положения об оценке заявок.

В рамках указанного критерия установлен один показатель «Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта».

Детализирующий показатель оценки – «Общая цена исполненных участником закупки договоров».

К оценке принимается исключительно исполненный участником закупки договор, предусматривающий выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.

Сведения о наличии у участника закупки опыта выполнения работ в соответствии с настоящим порядком оценки подтверждаются следующими документами:

- копия исполненного договора (контракта);

- копия акта (актов) выполненных работ, подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного договора (контракта).

Последний акт, составленный при исполнении договора (контракта) должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.

Все документы должны быть представлены в полном объеме, со всеми приложениями за исключением случаев, предусмотренных пунктами 31-33 Положения об оценке заявок, когда к оценке принимаются документы, в том числе, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).

К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом.

В случае отсутствия в заявке указанной информации или квалификация не подтверждена указанным комплектом документов, подтверждающим наличие у участника закупки опыта работы, связанного с предметом контракта, присваивается 0 (ноль) баллов.

Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.

При осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги оценка заявок по критерию оценки «Квалификация участников закупки» проводится по общим правилам, установленным в разделе V указанного постановления, с учетом особенностей, установленных в п. 32 раздела VI Постановления № 2604.

В соответствии с пп «б» п. 32 раздела VI Постановления № 2604 для оценки заявок установлен обязательный показатель оценки - «наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта», а также в соответствии с пп «а» п. 28 раздела V Постановления установлен детализирующий показателей оценки - «общая цена исполненных участником закупки договоров».

К оценке заявок по критерию оценки «Квалификация оценки заявок» принимается исключительно исполненный договор, предусматривающий выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги. Последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.

Согласно пп «б» п. 28 раздела V Постановления № 2604 оценка заявок по детализирующим показателям осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 раздела IV, применение шкалы оценки не допускается.

Оценка по детализирующему показателю производится по формуле установленной в пп «ж» пункта 20 раздела IV указанного Постановления, так как значение характеристики объекта закупки (общая цена исполненных участником закупки договоров), определена количественным значением (в рублях) и находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, а значит количество баллов, присваиваемых заявке, может быть рассчитано по одной из формул установленных пунктом 20 раздела IV Постановления.

Заказчиком установлен порядок оценки заявок для расчета баллов по детализирующему показателю в извещении установлена формула, предусмотренная пп "ж" пункта 20 Положения, в соответствии с которой в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное минимальное значение характеристики объекта закупки (общая цена исполненных участником закупки договоров не менее НМЦК, т.е. не менее 563 124 997,00).

Заказчик самостоятельно устанавливает показатели, раскрывающие содержание соответствующего критерия оценки.

С учетом требований Закона о контрактной системе и Постановления № 2604 в целях соблюдения принципа обеспечения конкуренции, Заказчик обосновал и установил соответствующий показатель, раскрывающий содержание соответствующего критерия оценки.

Кроме того, за непредоставление указанных документов участник получает «0» баллов по критерию, но при этом его заявка не отклоняется и рассматривается, и может быть признана соответствующей требованиям извещения.

Комиссия приходит к выводу, что положение порядка оценки заявок, не ограничивает количество участников и не влечет ограничение конкуренции.

Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, не представил, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Таким образом, в действиях Заказчика в указанной части, отсутствуют нарушения законодательства о контрактной системе.

На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России

р е ш и л а:

  1. Признать жалобу ООО «Лидер» необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

ФКУ Упрдор "Южный Байкал"
ИНН 0326012322, ОГРН 1020300983702
ООО "Лидер"
ИНН 9729270347, ОГРН 1187746396782