Решение б/н Решение по делу № 04-34/8-2014 в отношении ФКУ Упрдор «Южный... от 4 октября 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 04-34/8-2014
о нарушении антимонопольного законодательства
«09» апреля 2014 г. г. Улан-Удэ
Резолютивная часть решения объявлена 02.04.2014
Решение в полном объеме изготовлено 09.04.2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,
рассмотрев дело № 04-34/8-2014 по признакам нарушения Федеральным казенным учреждением «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Байкал» Федерального дорожного агентства (далее – ФКУ Упрдор «Южный Байкал», Управление) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
при участии представителя ФКУ Упрдор «Южный Байкал» <…>, доверенность от 13.01.2014 №3,
в отсутствие ООО «Сибстроймеханизация» Механизированная колонна № 184» (далее – ООО «ССМ» МК №184»), извещенного надлежащим образом, почтовое отправление №67000103361577 вручено 25.03.2014,
у с т а н о в и л а:
Следственным отделом по Советскому району г. Улан-Удэ СУ СК России по Республике Бурятия в адрес Бурятского УФАС России направлены копии материалов уголовного дела, указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ФКУ Упрдор «Южный Байкал».
14.03.2014 Бурятским УФАС России возбуждено дело № 04-34/8-2014 по признакам нарушения ФКУ Упрдор «Южный Байкал» части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в предоставлении преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту - ООО «ССМ» МК №184» путем предоставления возможности выполнить работы для государственных нужд в период с сентября 2011 года по октябрь 2011 года по замене рабочего слоя земляного полотна (ПК 34+70 – ПК 53+00) на автомобильной дороге М-55 «Байкал» от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, км 269+000 – км 275+000 (2 пусковой комплекс км 271+000 – км 275+000) и по фрезерованию существующего асфальтобетонного покрытия на автомобильной дороге М-55 «Байкал» от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, км 269+000 – км 275+000 (2 пусковой комплекс км 271+000 – км 275+000) до размещения заказов на выполнение работ для государственных нужд, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.
ФКУ Упрдор «Южный Байкал» представило письменные пояснения от 27.03.2014 №14/905, согласно которым в ходе исполнения обязательств по государственному контракту от 22.03.2011 № 28-11-ф была выявлена необходимость в производстве дополнительных работ, требующих дополнительных затрат. Субподрядчиком - ООО «ССМ» МК №184» дополнительные виды работ были выполнены за свой счет.
Вместе с тем, 11.11.2011 ФКУ Упрдор «Южный Байкал» разместило извещения о проведении запросов котировок на фактически выполненные работы в отсутствие государственной нужды. Победителем запросов котировок признано ООО «ССМ» МК №184». 05.12.2011 с ним заключены государственные контракты № 157-11-ф, № 161-11-ф. 07.12.2011 выполненные работы приняты и произведены выплаты по государственным контрактам.
ФКУ Упрдор «Южный Байкал» признает, что при размещении заказа в виде запроса котировок, при заключении государственных контрактов были нарушены нормы законодательства о размещении заказов и Закона о защите конкуренции.
При рассмотрении дела представитель ответчика по делу поддержал ранее заявленные доводы.
Комиссия, выслушав доводы ответчика, исследовав имеющиеся в деле материалы, пришла к следующему выводу:
В соответствии с Уставом ФКУ Упрдор «Южный Байкал», утвержденным приказом Федерального дорожного агентства от 01.06.2011 № 94, Управление является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по федеральным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Целями деятельности Учреждения являются: реализация на территории Российской Федерации государственной дорожной политики; удовлетворение потребностей населения, экономики, государства в автомобильных перевозках и создание необходимых условий для реализации конституционных прав граждан на свободу передвижения; обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, сохранение, а также улучшение их транспортно-эксплуатационного состояния, повышение пропускной способности; обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в сфере дорожного хозяйства.
Предметом деятельности Управления является организация выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за Управлением на праве оперативного управления.
22.03.2011 между ФКУ Упрдор «Южный Байкал» и ООО «Ока» заключен государственный контракт № 28-11-ф на выполнение работ по капитальному ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения автомобильная дорога М-55 «Байкал» от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, км 269+000 – км 275+000 (2 пусковой комплекс км 271+000 – км 275+000) Республика Бурятия.
02.08.2011 между ООО «Ока» и ООО «ССМ» МК №184» заключен договор субподряда №002-к на выполнение работ по капитальному ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения автомобильная дорога М-55 «Байкал» от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, км 269+000 – км 275+000 (2 пусковой комплекс км 271+000 – км 275+000). Согласно договору субподряда №002-к окончание выполнения работ: 30.10.2011.
30.10.2011 ООО «ССМ» МК №184» выполнило все работы, предусмотренные договором субподряда №002-к.
30.10.2011 ФКУ Упрдор «Южный Байкал» приняло у ООО «Ока» работы, выполненные в рамках государственного контракта №28-11-ф, о чем составлен акт приемки выполненных работ по унифицированной форме КС-2.
11.11.2011 ФКУ Упрдор «Южный Байкал» разместило на официальном сайте www://zakupki.gov.ru извещения о проведении запроса котировок:
- номер извещения: 0302100003011000149, наименование запроса котировок: Объемы работ по оказанию государственных услуг за счет средств федерального бюджета по разделу «Национальная экономика» на 2011 год. Фрезерование существующего асфальтобетонного покрытия на автомобильной дороге М-55 «Байкал» от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, км 269+000 – км 275+000 (2 пусковой комплекс км 271+000 – км 275+000). Начальная (максимальная) цена контракта – 491 758,00 рублей.
- номер извещения: 0302100003011000153, наименование запроса котировок: Объемы работ по оказанию государственных услуг за счет средств федерального бюджета по разделу «Национальная экономика» на 2011 год. Замена рабочего слоя земляного полотна (ПК 34+70 – ПК 53+00) на автомобильной дороге М-55 «Байкал» от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, км 269+000 – км 275+000 (2 пусковой комплекс км 271+000 – км 275+000). Начальная (максимальная) цена контракта – 492 481,00 рублей.
05.12.2011 между ФКУ Упрдор «Южный Байкал» и ООО «ССМ» МК №184» заключены государственные контракты:
- № 157-11-ф на выполнение работ по замене рабочего слоя земляного полотна (ПК 34+70 – ПК 53+00) на автомобильной дороге М-55 «Байкал» от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, км 269+000 – км 275+000 (2 пусковой комплекс км 271+000 – км 275+000) на сумму 417 272,03 руб.;
- № 161-11-ф на выполнение работ по фрезерованию существующего асфальтобетонного покрытия на автомобильной дороге М-55 «Байкал» от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, км 269+000 – км 275+000 (2 пусковой комплекс км 271+000 – км 275+000) на сумму 416 659,32 руб.
07.12.2011 в соответствии с актами приемки выполненных работ (унифицированная форма КС-2) по государственным контрактам № 157-11-ф, № 161-11-ф работы приняты в полном объеме и подписаны справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3.
Вместе с тем в представленных копиях материалов уголовного дела: 90-2013-201 имеются показания свидетеля <…>, являющегося генеральным директором ООО «ССМ МК № 184», который показал, что в середине сентября 2011 года в ходе выполнения работ по капитальному ремонту автодороги, на некоторых участках был обнаружен выход грунтовых вод (пучины), в связи с чем, возникла необходимость выполнения дополнительных работ, не предусмотренных проектно-сметной документацией, произвести замену грунта под дорожной одеждой на скальный дренирующий грунт для выведения воды из земляного полотна автомобильной дороги. Его заместитель <…> доложил об указанных обстоятельствах заместителю генерального директора ООО «Ока», а также куратору объекта от ФКУ Упрдор «Южный Байкал». После этого работы были приостановлены до решения вопроса заказчиком и генеральным подрядчиком по выполнению дополнительных работ. Через несколько дней он встретился на месте производства работ с представителями ФКУ Упрдор «Южный Байкал» для оценки необходимости проведения непредвиденных работ и решения вопроса финансирования. По результатам осмотра представители ФКУ Упрдор «Южный Байкал» указали на необходимость производства дополнительных работ за счет собственных средств и что впоследствии денежные средства будут перечислены за счет статьи государственного контракта за непредвиденные работы. Впоследствии все работы по договору субподряда, а также непредвиденные работы были выполнены в установленные сроки к 30.10.2011.
Свидетель <…> показал, что работает в должности начальника отдела капитального строительства ФКУ Упрдор «Южный Байкал». При капитальном ремонте автодороги в рамках государственного контракта № 28-11-ф было обнаружено разрушение дорожного полотна из-за образования пучин вследствие выхода грунтовых вод. Об этом ему доложил служебной запиской куратор объекта <…>. После получения служебной записки на место выезжали представители заказчика и подрядчика. На техническом совете было принято решение об устранении недостатков дорожного покрытия. В дальнейшем непредвиденные работы были выполнены.
Свидетель <…> показал, что в период с 22 марта 2011 года по 30 октября 2011 года он являлся куратором объекта капитального ремонта автодороги М-55 «Байкал» км 271+000-км 275+000. В ходе проведения работ был выявлен выход грунтовых вод, о чем ему доложил заместитель генерального директора ООО «ССМ» МК №184» <…>. После этого он выехал на объект и обнаружил, что для продолжения работ необходимо проведение дополнительных работ, не предусмотренных проектно-сметной документацией, а именно: фрезерование старого асфальтобетонного покрытия и замена грунта. Об указанном он доложил служебной запиской начальнику отдела капстроительства <…>. Впоследствии на объект выезжали <…> и главный инженер <…>. ООО «ССМ» МК №184» выполнило непредвиденные работы по фрезерованию существующего асфальтобетонного покрытия и произвело работы по устройству дренажной системы и замене грунта в сентябре 2011 года.
Согласно протоколу дополнительного допроса подозреваемого <…> показал, что в ходе выполнения работ по государственному контракту № 28-11-ф примерно в конце августа или начале сентября на некоторых участках автодороги были обнаружены пучинообразования. Об этом доложили начальник отдела капитального строительства Савин и куратор объекта <…>. Через несколько дней он выехал на данный участок совместно с представителями подрядчика, субподрядчика, куратором <…> и <…>. После осмотра участка принято решение рассмотреть на техническом совете ФКУ Упрдор «Южный Байкал», также принято решение, что субподрядчик начнет выполнять данные работы. В дальнейшем на техническом совете принято решение о выполнении непредвиденных работ и их оплате за счет непредвиденных затрат заказчика. После этого отделом капитального строительства был определен объем работ, техническим отделом была определена стоимость непредвиденных работ. После этого документация была передана в отдел размещения государственных заказов для подготовки документации и определения способа размещения заказа. Впоследствии заказы на непредвиденные работы были размещены.
Таким образом, государственная нужда в выполнении работ по замене рабочего слоя земляного полотна (ПК 34+70 – ПК 53+00) и фрезерованию существующего асфальтобетонного покрытия на автомобильной дороге М-55 «Байкал» от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, км 269+000 – км 275+000 (2 пусковой комплекс км 271+000 – км 275+000) возникла в сентябре 2011 года.
Извещения о проведении запросов котировок размещены заказчиком на официальном сайте 11.11.2011.
Заказчик – ФКУ Упрдор «Южный Байкал» до размещения заказов на выполнение работ для государственных нужд предоставил возможность выполнения указанных работ для государственных нужд ООО «ССМ» МК №184».
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции ФКУ Упрдор «Южный Байкал» предоставил преимущество отдельному хозяйствующему субъекту - ООО «ССМ» МК №184» путем предоставления возможности выполнить работы для государственных нужд в период с сентября 2011 года по октябрь 2011 года по замене рабочего слоя земляного полотна (ПК 34+70 – ПК 53+00) на автомобильной дороге М-55 «Байкал» от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, км 269+000 – км 275+000 (2 пусковой комплекс км 271+000 – км 275+000) и по фрезерованию существующего асфальтобетонного покрытия на автомобильной дороге М-55 «Байкал» от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, км 269+000 – км 275+000 (2 пусковой комплекс км 271+000 – км 275+000) до размещения заказов на выполнение работ для государственных нужд, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия
р е ш и л а:
1. Признать ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Байкал» Федерального дорожного агентства нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в предоставлении преимуществ ООО «ССМ» МК №184» путем предоставления возможности выполнить работы для государственных нужд в период с сентября 2011 года по октябрь 2011 года по замене рабочего слоя земляного полотна (ПК 34+70 – ПК 53+00) на автомобильной дороге М-55 «Байкал» от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, км 269+000 – км 275+000 (2 пусковой комплекс км 271+000 – км 275+000) и по фрезерованию существующего асфальтобетонного покрытия на автомобильной дороге М-55 «Байкал» от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, км 269+000 – км 275+000 (2 пусковой комплекс км 271+000 – км 275+000) до размещения заказов на выполнение работ для государственных нужд, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.
2. В связи с выполнением работ выдача предписания не целесообразна.
3. Передать материалы дела № 04-34/8-2014 для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством РФ, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.