Аналитический отчет №06-14/10 Аналитический отчет по делу в отношении МБУ «Комбинат по бла... от 15 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Обзор состояния конкуренции

на рынке специализированных строительных работ

I. Общие положения

Настоящее исследование проведено в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 003/01/16-392/2020 в отношении МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ», ФГУП «Владимирское» Федеральной службы исполнения наказаний по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Методическую основу исследования составили:

- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции);

- Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок № 220).

Согласно пункту 5.1. статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 10.8 Порядка № 220 по делам, возбужденным при признакам статьи 16 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

- определение временного интервала исследования товарного рынка;

- определение продуктовых границ товарного рынка;

- определение географических границ товарного рынка.

Целями настоящего анализа являются:

- установление продуктовых и географических границ товарного рынка, на котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, а также установление возможности негативного влияния согласованных действий заказчика МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» и хозяйствующего субъекта ФГУП «Владимирское» ФСИН России на состояние конкурентной среды на товарном рынке. 

При проведении исследования в качестве  исходной информации использовались материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 003/01/16-392/2020, а также статистические данные, опубликованные на официальном сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия https://burstat.gks.ru.

II. Определение временного интервала исследования              

Предметом рассмотрения по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 003/01/16-392/2020 являются согласованные действия заказчика  МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» и хозяйствующего субъекта ФГУП «Владимирское» ФСИН России, по заключению 11 договоров закупки у единственного поставщика:

1. Договор на выполнение работ по устройству поливочного водопровода от 13.06.2019 № 13 (реестровый номер <...> ). Срок выполнения работ – в течение 25 календарных дней с даты заключения договора (до 08.07.2019);

2. Договор на выполнение работ по устройству контейнерных площадок для мусора от 27.08.2019 № 34/1 (реестровый номер <...> ). Срок выполнения работ – в течение 30 дней с момента заключения договора (до 26.09.2019);

3. Договор на выполнение работ по устройству летнего водопровода от 30.08.2019 № 45 (реестровый номер <...> ). Срок выполнения работ – в течение 20 рабочих дней с даты заключения договора (до 27.09.2019);

4. Договор на выполнение работ по устройству ограждения кладбища от 19.09.2019 № 50 (реестровый номер <...> ). Срок выполнения работ – в течение 45 календарных дней с момента заключения договора (до 03.112019);

5. Договор на выполнение работ по ремонту дорожных ограждений от 25.09.2019 № 55 (реестровый номер <...> ). Срок выполнения работ – в течение 45 календарных дней с момента заключения договора (до 09.11.2019);

6. Договор на выполнение работ по устройству контейнерных площадок для мусора от 25.09.2019 № 56 (реестровый номер <...> ). Срок выполнения работ – в течение 30 дней с момента заключения договора (до 25.10 2019);

7. Договор на выполнение работ по устройству водомеров на летнем водопроводе (дополнительные работы) от 25.10.2019 № 62 (реестровый номер <...> ). Срок выполнения работ – в течение 2 дней с даты заключения договора (до 27.10.2019);

8. Договор на выполнение работ по устройству контейнерных площадок для мусора от 25.10.2019 № 64 (реестровый номер <...> ). Срок выполнения работ – в течение 40 дней с момента заключения договора (до 04.12.2019);

9. Договор на выполнение работ по устройству контейнерных площадок для мусора от 01.11.2019 № 65 (реестровый номер <...> ). Срок выполнения работ – в течение 30 дней с момента заключения договора (до 01.12.2019);

10. Договор на выполнение работ по устройству контейнерных площадок для мусора от 13.11.2019 № 70 (реестровый номер <...> ). Срок выполнения работ – в течение 25 дней с момента заключения договора (до 08.12.2019);

11. Договор на выполнение работ по устройству контейнерных площадок для мусора от 13.11.2019 № 71 (реестровый номер <...> ). Срок выполнения работ – в течение 25 дней с момента заключения договора (до 08.12.2019).

Данные договоры были заключены  на основании пункта 11 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), допускающего закупку определенных товаров, работ, услуг у единственного поставщика в случае, если  производство такого товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются учреждением и предприятием уголовно-исполнительной системы.

Однако фактически работы по перечисленным договорам были выполнены не ФГУП «Владимирское» ФСИН России, а субподрядными организациями, не относящимися к учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, вследствие чего действия МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» и ФГУП «Владимирское» ФСИН России по заключению данных договоров без проведения конкурентных процедур, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, содержат признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

На дату проведения настоящего исследования услуги по договорам выполнены. 

Таким образом, исходя из целей проведения анализа, исследование ограничивается изучением характеристик товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то есть проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе

закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Перечисленные выше договоры между МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» и ФГУП «Владимирское» ФСИН России были заключены в период с 13.06.2019 по 13.11.2019 и исполнены до 08.12.2019.

Исходя из изложенного, в качестве временного интервала исследования определен период с 13.06.2019 по 08.12.2019, включающий  периоды предполагаемого нарушения антимонопольного законодательства в части осуществления МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ»  вышеперечисленных закупок.

III. Определение продуктовых границ товарного рынка

Согласно пункту 10.8 «б»  Порядка № 220 при определении продуктовых границ рынка может приниматься во внимание предмет соглашения, заключенного между органами власти и хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Предметом 11 договоров, заключенных между  МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» и ФГУП «Владимирское» ФСИН России,  является:

-  выполнение работ по устройству поливочного водопровода;

- выполнение работ по устройству контейнерных площадок для мусора;

- выполнение работ по устройству летнего водопровода;

- выполнение работ по устройству ограждения кладбища;

- выполнение работ по ремонту дорожных ограждений.

Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, данные виды деятельности отнесены к кодам:

- 43.22.11.190 «Работы по монтажу водопроводных и канализационных систем прочие, не включенные в другие группировки» (43.22.1 Работы по монтажу систем водопровода, канализации отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха (подкласс 43.2 Работы электромонтажные, работы по монтажу водопроводных и канализационных систем и прочие строительно-монтажные работы);

- 43.99.40.190 Работы бетонные и железобетонные прочие, не включенные в другие группировки (подкласс 43.9 Работы строительные специализированные прочие);

- 43.29.12.110 Работы по установке оград, заборов, защитных перильных и аналогичных ограждений (подкласс 43.2 Работы электромонтажные, работы по монтажу водопроводных и канализационных систем и прочие строительно-монтажные работы).

Все вышеперечисленные виды деятельности объединены в класс 43 «Работы строительные специализированные».

Таким образом, продуктовые границы рынка определены как специализированные строительные работы.

IV. Определение географических границ товарного рынка

В соответствии с пунктом 10.8 «в» при определении географических границ товарного рынка могут приниматься во внимание, в частности:

- предмет соглашения, заключенного между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства;

- границы территории, на которой осуществляют свои полномочия участвующие в соглашении федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты - участники рассматриваемого соглашения;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых рассматриваемое соглашение оказало или могло оказать негативное влияние.

Предметом 11 договоров, заключение которых было осуществлено без проведения конкурентных процедур, является выполнение специальных строительных работ на территории г. Улан-Удэ.

МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ», выступающее заказчиком по данным договорам, осуществляет деятельность на территории г. Улан-Удэ. Учредителем МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» является муниципальное образование городской округ «Город Улан-Удэ». В соответствии с пунктом 2.2 Устава МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ», утвержденного приказом Комитета городского хозяйства Администрации Улан-Удэ от 19.04.2011 № 105-п, целями деятельности учреждения является повышения уровня благоустройства, организация работ по строительству, реконструкции, ремонту, обслуживанию объектов внешнего благоустройства, надлежащему санитарному содержанию территорий города Улан-Удэ, озеленению городских территорий.

Подрядчиком по договорам является ФГУП «Владимирское» ФСИН России, местонахождение – г. Владимир (Владимирская область). При этом непосредственными исполнителями договоров являются следующие субподрядные организации: ООО «Бурэнергострой», ООО «АНТ-Строй», ООО «Святобор», ООО «Сэбэр», ООО «Буржилстрой», ООО «Ампирстрой», ИП Перевалов А.В. (зарегистрированы в Республике Бурятия). Фактически специализированные строительные работы выполнены хозяйствующими субъектами, имеющими материальные и трудовые ресурсы в регионе местонахождения объекта строительства (Республика Бурятия).

В отношении рассматриваемого товара (выполнение специализированных строительных работ) существенным условием обращения товара, ограничивающим экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем, является необходимость перемещения товара к покупателю, а именно: необходимость в наличии трудовых, материальных и прочих ресурсов продавца в непосредственной близости от места выполнения работ.

При этом:

- перемещение сотрудников продавца, производственных ресурсов (строительной техники, оборудования, материалов) на дальние расстояния сопряжено с дополнительными финансовыми и временными затратами;

- дистанционный найм специалистов, аренда техники по месту выполнения работ значительно увеличивает себестоимость работ.

Исходя из изложенного, выполнение специальных строительных работ хозяйствующими субъектами, не имеющими материальной базы вблизи объекта строительства, является экономически нецелесообразным.

Таким образом, на основании анализа фактического района продаж, местоположения продавцов и приобретателей, рассматриваемый рынок определен как региональный и ограничен территорией Республики Бурятия. 

VI. Выводы

По итогам настоящего анализа, проведенного за период с 13.06.2019 по 08.12.2019, определены продуктовые и географические границы товарного рынка, на котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства: рынок специализированных строительных работ в границах Республики Бурятия.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия (статистический сборник 01-01-13, раздел 14. «Предприятия и организации»), в 2019 году в Республике Бурятия зарегистрировано 2063 организации с видом деятельности «Строительство», что свидетельствует о наличии конкурентной среды.

Таким образом, в результате заключения договоров между  МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» и ФГУП «Владимирское» ФСИН России без проведения конкурентных процедур не обеспечен равный доступ всем потенциальным участникам, что могло привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции на рынке специализированных строительных работ в Республике Бурятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны