Решение (комиссия) №ИБ/1925/24 Решение по обращению ГКУ РБ «Управление капитального строите... от 18 июня 2024 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 003/10/104-401/2024

по результатам рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков

«13» июня 2024 года                                                                                                   город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:

<...>, председателя Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

при участии представителя государственного казенного учреждения Республики Бурятия «Управление капитального строительства правительства Республики Бурятия» (далее – ГКУ РБ «УКС ПРБ», Заказчик, Покупатель) <...> (доверенность № 6 от 23.10.2023), посредством видеоконференцсвязи индивидуального предпринимателя Кривды Евгения Викторовича ИНН 380117656795 (далее – ИП Кривда Е.В., Поставщик, Продавец) и его представителя <...> (доверенность № 10/6 от 07.06.2024),

рассмотрев обращение ГКУ РБ «УКС ПРБ» (вх. № 3108-ЭП/24 от 05.06.2024) о включении в реестр недобросовестных поставщиков ИП Кривда Е.В. в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на приобретение в 2024 году объектов недвижимого имущества в с. Петропавловка Джидинского района Республики Бурятия для обеспечения предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, ИКЗ – 232032308224003260100104720016810412, номер извещения – 0102200001623003890, и в результате осуществления проверки информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность подрядчика в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей),

у с т а н о в и л а:

Из обращения Заказчика и приложенного к нему решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 22.05.2024 следует, что 11.01.2024 между ГКУ РБ «УКС ПРБ» и ИП Кривда Е.В. заключен контракт № 010220000162300 3890 на приобретение в 2024 году объектов недвижимого имущества в с. Петропавловка Джидинского района Республики Бурятия для обеспечения предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее – Контракт).

В соответствии с условиями Контракта срок поставки – не ранее 10 февраля 2024 года и не позднее 01 марта 2024 года. По состоянию на 22.05.2024 ИП Кривда Е.В. не исполнил принятые обязательства по Контракту, срок поставки нарушен, жилое помещение, соответствующее Спецификации (Приложение № 1 к Контракту), не предъявлено к приемке, не представлены необходимые документы, предусмотренные Контрактом.

На основании статьи 523 Гражданского Кодекса Российской Федерации, части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пункта 12.2 Контракта Заказчик 22.05.2024 принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, 05.06.2024 направил в антимонопольный орган обращение о включении ИП Кривда Е.В. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

ИП Кривда Е.В. представлены письменные пояснения (вх. № 3201-ЭП/24 от 11.06.2024), в которых Поставщик сообщает об отсутствии недобросовестного поведения, выражает несогласие с решением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, просит не включать его в реестр недобросовестных поставщиков.

Комиссия, исследовав и оценив в совокупности представленные документы (информацию), пришла к следующим выводам.

13.12.2023 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение № 0102200001623003890 о проведении электронного аукциона: «Приобретение в 2024 году объектов недвижимого имущества в с. Петропавловка Джидинского района Республики Бурятия для обеспечения предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений». Начальная (максимальная) цена контракта – 1 816 666,67 руб.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.12.2023 по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка на участие в нем. На основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся.

Контракт с участником закупки, подавшим заявку № 122, которая признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и извещению об осуществлении закупки, заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в установленном Законом о контрактной системе порядке.

11.01.2024 между Заказчиком и ИП Кривда Е.В. заключен контракт № 0102200001623003890 (реестровый номер – 2032308224024000003).

В соответствии с пунктом 1.1 Контракта предметом Контракта является приобретение в 2024 году объектов недвижимого имущества в с. Петропавловка Джидинского района Республики Бурятия для обеспечения предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу пункта 1.2 Контакта Продавец обязуется передать в собственность Покупателя жилое помещение, соответствующее условиям, определенным в спецификации (согласно приложению №1 к Контракту) (далее-товар), а Покупатель обязуется принять жилое помещение и оплатить стоимость, обусловленную Контрактом.

Продавец гарантирует, что передаваемое жилое помещение находится в состоянии, пригодном для пользования и постоянного проживания, не нуждается в текущем и капитальном ремонте, готово к заселению и отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации. Оборудование и элементы внутреннего устройства жилого помещения, в том числе приборы учета коммунальных ресурсов, запирающие устройства дверей и оконных блоков находятся в исправном состоянии, введены в эксплуатацию надлежащим образом. Многоквартирный дом, в котором располагается жилое помещение, не относится к домам, признанным аварийными и подлежащими сносу (реконструкции). Неузаконенные переустройство и перепланировка отсутствуют (пункт 1.3 Контаркта).

Согласно пункту 3.1 Контракта место поставки жилого помещения: с. Петропавловка Джидинского района Республики Бурятия.

Продавец обязуется передать Покупателю жилые помещения в срок не ранее 10 февраля 2024 г. и не позднее 01 марта 2024 г. (пункт 3.2 Контракта).

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В силу пункта 4.4.1 Контракта Покупатель вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе в случае существенного нарушения требований к качеству жилого помещения.

На основании пункта 12.2 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством и законом о контрактной системе.

Покупатель вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе:

- отказ Продавца передать Покупателю товар или принадлежности к нему (пункт 1 статьи 463, абзац второй статьи 464 ГК РФ);

- невыполнение Продавцом в разумный срок требования Покупателя о доукомплектовании товара (пункт 1 статьи 480 ГК РФ);

- в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) (пункт 2 статьи 475 ГК РФ);

- однократного нарушения сроков поставки товаров.

Антимонопольный орган при осуществлении проверки информации и документов, представленных Заказчиком, не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки и оценивает не правомерность расторжения контракта с позиции гражданского законодательства, а соблюдение Заказчиком процедуры одностороннего отказа от исполнения Контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе и оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.

Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке урегулирован частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Так, частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссией установлено, что решение о расторжении контракта размещено в ЕИС 22.05.2024.

Таким образом, датой надлежащего уведомления Поставщика о расторжении контракта с учетом положений части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе является 22.05.2024.

Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, а указанный контракт расторгнут 04.06.2024.

Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

На основании вышеуказанной нормы Заказчиком 05.06.2024 в антимонопольный орган направлено обращение о включении информации об ИП Кривда Е.В. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).

Как следует из представленных Заказчиком материалов, до вступления решения в силу нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения не устранено.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.

Верховный Суд Российской Федерации также неоднократно разъяснял, что при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной проверкой, а должен устанавливать по делу обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.

Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.

Согласно абзацу 3 подпункта «а» пункта 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 Правил, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.

В ходе анализа представленных материалов Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее.

01.02.2024 Продавец направил Покупателю письмо № 36 от 01.02.2024 с уведомлением о готовности объекта к передаче Покупателю и необходимости проведения осмотра жилого помещения.

15.02.2024 сторонами по Контракту был осуществлен осмотр жилого помещения, по результатам которого составлены следующие документы:

1. Акт предварительного осмотра жилого помещения от 15.02.2024 с указанием замечаний Покупателя по объекту жилого помещения (Приложение №2).

2. Акт обследования помещения от 16.02.2024 согласно которому, межведомственная комиссия установила, что жилое помещение соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его пригодности для проживания;

3. Заключение об оценке соответствия помещения требованиям № 1 от 16.02.2024 согласно которому, межведомственная комиссия установила, что жилое помещение соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его пригодности для проживания и приняло заключение о соответствии помещения всем требованиям. Указанный вывод также подтверждается экспертным заключением ИП Барский И.М. № 010 от 02.02.2024.

20.02.2024 Продавец направил письмо Покупателю № 37/24 от 20.02.2024 с приложенными доказательствами (видео файлы) и уведомлением об устранении всех замечаний по Акту предварительного осмотра от 16.02.2024, а также о готовности объекта к передаче Покупателю, и необходимости проведения повторного осмотра жилого помещения.

22.02.2024 прокуратурой Джидинского района в адрес ГКУ РБ «УКС ПРБ» было внесено Предостережение о недопустимости нарушения закона.

28.02.2024 Продавец передал, а Покупатель принял полный комплект всей необходимой документации к объекту жилого помещения, предусмотренный пунктом 4.1.5. Контракта, что подтверждается Описью документов от 28.02.2024 и наличием подписи со стороны представителя Покупателя Базаровой О.А.

28.02.2024 Продавец сформировал с использованием ЕИС, подписал усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Продавца, и разместил в единой информационной системе документ о приемке.

Пунктом 5.4.3. Контракта установлено, что в срок, установленный контрактом, следующим за днем поступления документа о приемке в соответствии с пунктом 3 части 13 статьи 94 Федерального закона, Покупатель (за исключением случая создания приемочной комиссии в соответствии с частью 6 статьи 94 Федерального закона) осуществляет одно из следующих действий:

- подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени покупателя, и размещает в единой информационной системе документ о приемке;

- формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени покупателя, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.

Только 06.03.2024 Покупатель отказал в приемке, указав следующие причины и основания отказа в приемке: «жилое помещение не соответствует техтребованиям».

В случае получения мотивированного отказа Покупателя от подписания акта приема-передачи жилого помещения, Продавец обязан рассмотреть мотивированный отказ и устранить замечания в срок, указанный Покупателем в мотивированном отказе (пункт 5.8 Контракта).

Мотивированный отказ от подписания документа о приемке не содержал сведений, а именно:

- каким положениям Спецификации к Контракту не соответствует жилое помещение;

- не указан срок для устранения несоответствий жилого помещения положениям Спецификации к Контракту.

Таким образом, ввиду отсутствия конкретных сведений о замечаниях с указанием на положения Контракта, а также сроках их устранения, у Продавца отсутствовала возможность исполнить Контракт в установленные сроки. Кроме того, следует отметить, что в акте предварительного осмотра жилого помещения б/н от 16.02.2024 Покупатель о несоответствии жилого помещения Спецификации к Контракту не указал.

Также 06.03.2024 ГКУ РБ «УКС ПРБ» заключило с ООО «НЭКС» государственный контракт № 31 по оказанию услуг по проведению строительно-технической экспертизы и выдаче письменного заключения по результатам экспертизы жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Бурятия, с. Петропавловка Джидинского района, улица Механизаторская дом 3 квартира 4 с целью проверки соответствия поставляемого жилого помещения, в том числе проверки поверхности покрытия пола и системы вентиляции условиям Контракта.

21.03.2024 (спустя 30 дней после направления Продавцом уведомления об устранении всех замечаний по Акту предварительного осмотра от 16.02.2024, а также о готовности объекта к передаче Покупателю и ввиду чего, необходимости проведения повторного осмотра жилого помещения) Покупатель осуществил повторный осмотр жилого помещения с привлечением специалистов экспертной организации. Акт повторного осмотра жилого помещения Продавцу предоставлен не был, каких-либо замечаний и несоответствий жилого помещения Спецификации к контракту также не выдано.

29.03.2024 Продавец направил Покупателю письмо № 28/24 с требованием осуществить приемку жилого помещения согласно условиям заключенного Контракта в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения письма.

03.04.2024 Покупателем в адрес Продавца направлено письмо № 596, в котором указано, что 02.04.2024 был осуществлен очередной осмотр жилого помещения, по результатам которого были указаны новые замечания. Вместе с тем, в указанных Покупателем замечаниях вновь отсутствуют ссылки на положения Спецификации (Приложение № 1 к Контракту).

В рассматриваемом случае, обстоятельства дела не свидетельствуют о том, что действия ИП Кривда Е.В. были направлены на умышленное ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту, действия Продавца, совершаемые при исполнении Контракта, не свидетельствуют о его недобросовестности.

Комиссия Бурятского УФАС России, изучив представленные сторонами документы (информацию), приходит к выводу об отсутствии в действиях ИП Кривда Е.В. признаков недобросовестности, поскольку осуществленные им действия были направлены на исполнение Контракта.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и подпунктом «а» пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия Бурятского УФАС России,

р е ш и л а:

Отказать государственному казенному учреждению Республики Бурятия «Управление капитального строительства правительства Республики Бурятия» во включении информации об индивидуальном предпринимателе Кривде Евгении Викторовиче ИНН 380117656795 в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

ГКУ РБ "УКС ПРБ"
ИНН 0323082240, ОГРН 1020300965630