Решение №05-32/1905 Решение по жалобе ООО «Инженерно-строительные Технологии» на... от 12 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

№ 003/07/3-403/2021

«29» марта 2021 года                                                                      г. Улан-Удэ                   

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:

<...>, председателя Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

при участии:

представителя заказчика ГАУЗ «Республиканская клиническая БСМП» им. В. В. Ангапова <...> по доверенности от 10.03.2020 и <...> по доверенности от 05.04.2021,

представителя заявителя ООО «Инженерно-строительные Технологии» <...> по доверенности от 27.04.2021,

рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу ООО «Инженерно-строительные Технологии» на действия заказчика ГАУЗ «Республиканская клиническая БСМП» им. В. В. Ангапова при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту зданий ГАУЗ «РК БСМП им. В.В. Ангапова», извещение № 32110109610,

УСТАНОВИЛА:

20.04.2021 в Бурятское УФАС России поступила жалоба ООО «Инженерно-строительные Технологии» на нарушения требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), допущенные заказчиком ГАУЗ «Республиканская клиническая БСМП» им. В. В. Ангапова при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту зданий ГАУЗ «РК БСМП им. В.В. Ангапова», извещение № 32110109610.

По мнению Заявителя, документация электронного конкурса составлена с нарушением законодательства, что приводит к необоснованному ограничению конкуренции.

Установив соответствие жалобы формальным требованиям статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Бурятское УФАС России в установленном порядке направило Заявителю, Заказчику и на электронную торговую площадку уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу, жалоба назначена к рассмотрению на 29.04.2021.

На рассмотрении настоящей жалобы представитель ООО «Инженерно-строительные Технологии» доводы жалобы поддержал в полном объеме и указал, что заказчик в нарушение действующего законодательства установил требование о предоставлении в составе заявки – сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, содержащие информацию об участнике закупки, или декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к СМСП. Кроме того, Заявитель отмечает, что Заказчик в нарушение собственного положения о закупке ТРУ установил требование к составу сведений первой части заявки, не предусмотренный положением о закупке ТРУ. Представитель Заявителя указал на то, что сложившаяся практика, а также письма ФАС России разъясняют, что участники закупки не обязаны иметь товар в наличии и производить какие-либо измерения. Также, исходя из содержания жалобы следует, что Заказчик устанавливая требование к токопроводящим жилам, вводит участников закупки в заблуждение.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился полностью, изложил свою правовую позицию так, как она изложена в отзыве на жалобу от 26.04.2021 (вх. № 2769), приобщенном к материалам рассмотрения жалобы; просил признать жалобу необоснованной. Заказчик в отзыве на жалобу указал, что закупка проводится в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Федеральным законом (далее - положение о закупке), торгов, иных способов закупки участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства. На довод Заявителя о том, что участник закупки не обязан иметь товар в наличии и производить какие-либо измерения Заказчик сообщает, что в Приложении №5 к Техническому заданию «Инструкция по предоставлению в заявке сведений о конкретных показателях товара» указано, что заказчик не требует предоставления в составе первой части заявки конкретных значений показателей результатов испытаний и не обязывает участников закупки иметь товар в наличии на момент подачи заявки на участие в закупке. Согласно доводу Заявителя о введении в заблуждение участников закупки путем установления Заказчиком требования к материалу токопроводящих жил – медь; алюминий, Заказчик указывает, что кабели используются не только для систем противопожарной защиты, а также для систем электроснабжения и электроосвещения.

Комиссия, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы и пояснения заказчика, пришла к следующему выводу.

В соответствии с пунктами 2, 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

-равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

-отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

При осуществлении закупочной деятельности ГАУЗ «Республиканская клиническая БСМП» им. В. В. Ангапова руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг, утвержденным Протоколом Наблюдательного совета ГАУЗ «РК БСМП им. В.В. Ангапова» № 31 от 31.08.2020 (далее - Положение о закупках).

Извещение № 32110109610 и документация о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту зданий ГАУЗ «РК БСМП им. В.В. Ангапова» размещены в ЕИС www.zakupki.gov.ru 23.03.2021, дата размещения текущей редакции извещения 13.04.2021, дата и время окончания подачи заявок 21.04.2021 в 9:00 (МСК+5), дата рассмотрения первых частей заявок  28.04.2021, дата рассмотрения вторых частей заявок 28.04.2021, дата подведения итогов 30.04.2021, начальная (максимальная), цена договора составляет 21 926 030,00 рублей с НДС (далее – Аукционная документация).

Довод заявителя о необоснованном установлении требования о предоставлении сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства принимается комиссией Бурятского УФАС России в силу следующего.

В соответствии с пунктом 11 Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» подтверждением принадлежности участника закупки, субподрядчика (соисполнителя), предусмотренного подпунктом «в» пункта 4 настоящего Положения, к субъектам малого и среднего предпринимательства является наличие информации о таких участнике, субподрядчике (соисполнителе) в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Заказчик не вправе требовать от участника закупки, субподрядчика (соисполнителя), предусмотренного подпунктом «в» пункта 4 настоящего Положения, предоставления информации и документов, подтверждающих их принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства (п. 11 в ред. Постановления Правительства РФ от 24.11.2020 № 1909).

В Положении о закупках и конкурсной документации установлено требование о предоставлении сведений из реестра СМСП, что противоречит требованиям пункта 11 Постановления № 1352. В данной части жалоба заявителя признается обоснованной.

Поскольку в соответствии с пунктом 11 Постановления № 1352 заказчик не вправе требовать от участника закупки, субподрядчика (соисполнителя) предоставления информации и документов, подтверждающих их принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства, установление данного требования в Положении о закупках и конкурсной документации является нарушением действующего законодательства.

Сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства размещаются на официальном сайте Федеральной налоговой службы РФ https://www.nalog.ru/rn77/, и являются общедоступными, соответственно у Заказчика имеется возможность по проверке принадлежности участника закупки к СМП.

Довод Заявителя об установлении в документации необоснованного требования о предоставлении конкретных показателей товара признается Комиссией Бурятского УФАС обоснованным, поскольку, в составе первой части заявки на участие в закупке Заказчик устанавливает требование о содержании ТОЛЬКО конкретных показателей товаров, используемых при производстве работ, соответствующих значениям, установленным в приложении №1 к техническому заданию (Приложение № 2 к конкурсной документации) – Требование к функциональным, техническим и качественным характеристикам материалов (с указанием страны происхождения, завода – изготовителя (при наличии) товара, используемого при производстве работ).

Статьей 4 Закона о закупках регламентировано информационное обеспечение закупки. Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Комиссией Бурятского УФАС было установлено, что первоначальная редакция документации от 23.03.2021 соответствовала требованиям законодательства, тем не менее в текущую редакцию документации от 13.04.2021 были внесены изменения, а также добавлены дополнительные условия, которые устанавливают избыточные требования, влекущие необоснованное ограничение конкуренции.

Кроме того, Закон о закупках не устанавливает обязанности участника закупки иметь товар, предлагаемый к поставке по предмету закупки, в наличии на момент подачи заявки на участие в закупке.

При указанных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно установлены требования о предоставлении сведений о конкретных показателях используемых при выполнении работ товаров, следовательно, в его действиях усматривается нарушение пунктов 2, 4 части 1 статьи 3, части 10 статьи 4 Закона о закупках.  

Согласно пункту 66 в приложении 1 к техническому заданию установлены требования к материалу токопроводящих жил: медь; алюминий. Так, согласно локальных сметных расчетов требуются только кабеля с медными жилами, что вводит участников закупки в заблуждение. В отношении кабельной продукции не может быть такой вольности в выборе, поскольку это напрямую влияет на безопасность здания (свойства медных и алюминиевых жил разные).

В соответствии с СП 6.13130.2013 (пункт 4.7): «электрические кабельные линии и электропроводки СПЗ должны выполняться кабелями и проводами, с медными токопроводящими жилами». Температура плавления меди 1083 градуса, а у алюминия 658 градусов, поэтому для электропроводок, которые должны выполнять свои функции в условиях пожара, используют медные проводки.

Согласно части  статьи 82 ФЗ-123 кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что данное требование установлено таким образом, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в закупке, что является нарушением и приводит к необоснованному ограничению конкуренции.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной; принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Инженерно-строительные Технологии» обоснованной.

2. Установить в действиях ГАУЗ «Республиканская клиническая БСМП» им. В. В. Ангапова нарушение пунктов 2, 4 части 1 статьи 3, части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту зданий ГАУЗ «РК БСМП им. В.В. Ангапова», извещение № 32110109610.

3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений в соответствии с принятым решением.

Председатель Комиссии                                                    <...>

Члены Комиссии                                                                 <...><...>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны