Решение №05-32/602 Решение по жалобе ООО «Алтайский геофизический завод» на дей... от 20 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

№ 003/07/3-67/2021

«17» февраля 2021 года                                                                      г. Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:

<...>, председателя Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

при участии:

представителей заявителя ООО «Алтайский геофизический завод» <...>, <...> по доверенностям от 16.02.2021, 27.09.2020,

представителей заказчика АО «Вертолётная инновационно-промышленная компания» <...>, <...>, по доверенностям от 07.06.2018,

рассмотрев жалобу ООО «Алтайский геофизический завод» на действия заказчика АО «Вертолётная инновационно-промышленная компания» (ОГРН 1020300974308, ИНН 0323009314; далее – АО «ВИК») при проведении электронного аукциона, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку комплектующих для изготовления ЛНВ согласно спецификации, извещение №  32109900893,

УСТАНОВИЛА:

02.02.2021 в Бурятское УФАС России поступила жалоба ООО «Алтайский геофизический завод» на нарушения требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), допущенные заказчиком АО «Вертолётная инновационно-промышленная компания» при проведении электронного аукциона, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку комплектующих для изготовления ЛНВ согласно спецификации, извещение № 32109900893.

По мнению заявителя, положения аукционной документации Заказчика ограничивают доступ к участию в данной закупке. Считает, что Заказчик необоснованно установил требование о предоставлении в составе заявки информационного письма о том, что качество продукции будет подтверждено приемкой Военного Представительства МО РФ, а также требование о предоставлении решения о передаче конструкторской документации, разработанной АО «НЦВ Миль и Камов», необходимой для изготовления продукции, в соответствие с ГОСТ Р 2.903-96, а также, что продукция должна быть изготовлена на основании конструкторской документации, разработанной АО «НЦВ Миль и Камов».

Установив соответствие жалобы формальным требованиям статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Бурятское УФАС России в установленном порядке направило Заявителю, Заказчику и на электронную торговую площадку уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу, жалоба назначена к рассмотрению на 10.02.2021.

На заседании Комиссии 10.02.2021 представитель АО «ВИК» ходатайствовал о продлении срока принятия решения по жалобе и о переносе рассмотрения жалобы, ввиду не подготовленности заказчика.

Заявленное ходатайство Комиссией удовлетворено, рассмотрение жалобы отложено на 17.02.2021, срок принятия решения продлен до 20.02.2021.

На рассмотрении настоящей жалобы 17.02.2021 представитель ООО «Алтайский геофизический завод» доводы жалобы поддержал в полном объеме и указал, что военные представительства осуществляют контроль качества военной продукции и ее приемку в случаях, установленных государственными контрактами (договорами), то есть определяется конкретный правоустанавливающий документ, допускающий участие Военного представительства. Вместе с тем, проект договора в составе аукционной документации Заказчика не предусматривает возможность участия в качестве независимой инспекции Военного представительства в рамках настоящей закупки, а также не содержит граф для подписей Военного представителя. Кроме того, на этапе подачи заявок решением о передаче конструкторской документации, разработанной АО «НЦВ Миль и Камов», необходимой для изготовления продукции, могут располагать участники, которые ранее выполняли аналогичные заказы и имеют указанное решение о передаче конструкторской документации, либо лица, у которых заключен договор и принято решение о передаче конструкторской документации, разработанной АО «НЦВ Миль и Камов». В свою очередь включение Заказчиком требования в состав заявки в части наличия решения, ограничивает количество потенциальных поставщиков;                                просил признать жалобу обоснованной и выдать обязательное для исполнение предписание о внесении изменений в аукционную документацию.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился полностью, изложил свою правовую позицию так, как она изложена в отзыве на жалобу от 17.02.2021 (вх. № 898), приобщенном к материалам рассмотрения жалобы. Заказчик указал, что закупает имущество для снабжения производства лопастей несущего винта 8АТ-2710-00 для вертолетов МИ-8 и его модификаций (далее - ЛНВ), размещенного в АО «У-УАЗ». ЛНВ являются продукцией двойного назначения, данная продукция входит в состав как военных, так и гражданских вертолетов. Требование информационного письма о подтверждении качества продукции приемкой Военного Представительства МО РФ является обоснованным, так как оно позволяет Заказчику снизить риски срыва поставок лопастей и соответственно, предупредить возможные издержки, предотвратить получение некачественной продукции путем контроля и приемки ее независимой стороной – ВП МО РФ, если данное требование есть в контрактах на поставку ЛНВ. Также указание в аукционной документации требования о том, что продукция должна быть изготовлена на основании конструкторской документации, разработанной АО «НЦВ Миль и Камов» соответствует положениям пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, так как в соответствии с указанной нормой Заказчик вправе указывать требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Заказчик указывает на то, что в целях обеспечения безопасности эксплуатации ЛНВ в составе вертолетов требовать поставки продукции, которая совместима, взаимодействует с продукцией Заказчика, а также соответствует технической документации на его продукцию. Требования Заказчика правомерны и основаны на принципах и основных положениях закупки товаров, работ, услуг, указанных в подпунктах а, б пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Комиссия, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы и пояснения заказчика, представленные документы, установила следующее.

При осуществлении закупочной деятельности АО «Вертолётная инновационно-промышленная компания» руководствуется Единым Положением о закупке государственной корпорацией «Ростех» (далее - Положение о закупках).

Извещение № 32109900893 и документация о проведении электронного аукциона, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку комплектующих для изготовления ЛНВ согласно спецификации  размещены в ЕИС www.zakupki.gov.ru 19.01.2021, дата и время окончания подачи заявок 04.02.2021 в 15:00, дата рассмотрения первых частей заявок  08.02.2021, дата проведения аукциона 11.02.2021, дата рассмотрения вторых частей заявок 16.02.2021, дата подведения итогов 17.02.2021, начальная (максимальная), цена договора составляет 38 078 600,00 рублей с НДС (далее – Аукционная документация).

Пунктом 15 Информационной карты, являющимся приложением к Аукционной документации установлен перечень документов, подтверждающих соответствие продукции.

Участник процедуры закупки в составе заявки обязан в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил, утвержденными приказом № 184 от 17.06.2019 Министерства транспорта РФ предоставить информационное письмо о том, что качество продукции будет подтверждено приемкой Военного представительства МО РФ.

Из пункта 4 Приложения № 2 к Информационной карте следует, что первая часть заявки должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям законодательства, установленным в разделе 9, а именно: информационное письмо о подтверждении качества продукции приемкой Военного Представительства МО РФ.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что данное информационное письмо предоставляется в составе заявки в виде простого письма, участнику закупки необходимо задекларировать о подтверждении качества продукции приемкой Военного представительства МО РФ, а приемка продукции должна быть осуществлена Военным представительством МО РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.08.1995 N 804 «О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации» и приказом Министерства транспорта РФ № 184 от 17.06.2019 (ФАП).

С учетом пояснений Заказчика, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя о предоставлении Информационного письма о том, что качество продукции будет подтверждено приемкой военного представительства МО РФ, поскольку поставка деталей осуществляется для изготовления лопастей несущего винта. Авиационная продукция – лопасти несущего винта, являются продукцией двойного применения, данная продукция входит в состав как военных, так и гражданских вертолетов. Кроме того, как следует из Технического задания, являющимся приложением № 1 к заявке на проведение закупки № 1 качество продукции удостоверяется штампами ОТК и Военным представительством МО РФ. Следовательно, установление данного требования обусловлено потребностями Заказчика и является его правом. Закон о закупках не предусматривает ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика при условии отсутствия ограничения конкуренции.

В соответствии с пунктом 12 Приложения № 2 к Информационной карте, заявка на участие в закупке должна включать дополнительную часть, включаемая в состав второй части заявки, решение о передаче конструкторской документации, разработанной АО «НЦВ Миль и Камов», необходимой для изготовления продукции, в соответствие с ГОСТ Р 2.903-96.

Комиссия, изучив вышеуказанное требование, пришла к выводу о том, что указанное требование о предоставлении в составе заявки решения о передаче конструкторской документации обязывает участника электронного аукциона запросить у АО «НЦВ Миль и Камов» конструкторскую документацию, при этом у данного общества отсутствует обязанность как-либо реагировать на соответствующие запросы участников закупки о представлении конструкторской документации, а также учитывая сроки подачи заявок на участие в электронном аукционе, возможность участников закупки подать заявку на участие в электронном аукционе в соответствии с вышеуказанным требованием Документации всецело зависит от волеизъявления третьих лиц - АО «НЦВ Миль и Камов», что ограничивает число участников в закупке.

Следовательно, вышеуказанное требование является избыточным, поскольку для его исполнения Заказчик устанавливает необходимость для участника закупочной процедуры запросить у АО «НЦВ Миль и Камов» конструкторскую документацию, что ставит участников закупки в зависимость от волеизъявления третьих лиц и может ограничивать количество участников.

На основании вышеизложенного, довод Заявителя о предоставлении решения о передаче конструкторской документации, разработанной АО «НЦВ Миль и Камов», необходимой для изготовления продукции, в соответствие с ГОСТ Р 2.903-96 Комиссией признается обоснованным.

В соответствии с пунктами 2, 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг, заказчики руководствуются принципами в том числе равноправия, справедливости, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к другим участникам закупки; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное требование в Документации о закупке, ограничивают количество участников закупки, что противоречит положениям пункта 2,4 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Вместе с тем довод Заявителя, что продукция должна быть изготовлена на основании конструкторской документации, разработанной АО «НЦВ Миль и Камов» является необоснованным, поскольку как было указано ранее лопасти несущего винта, являются продукцией двойного применения, данная продукция входит в состав как военных, так и гражданских вертолетов.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия принимает решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 20, 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Бурятского УФАС России,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Алтайский геофизический завод» обоснованной.
  2. Установить в действиях АО «Вертолетная инновационно-промышленная компания» нарушение пункта 2,4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений в соответствии с принятым решением.

Председатель Комиссии                                                   <...>

Члены Комиссии                                                                <...><...><...>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны