Решение №ВГ/1568/23 Решение по обращению ГБУЗ «Республиканский клинический проти... от 6 июля 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №003/06/104-481/2023

по результатам рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков

«06» июля 2023 года                                                                                город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<...>, председателя Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

при участии в режиме видеоконференцсвязи представителя ГБУЗ «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер имени Галины Доржиевны Дугаровой» (далее – Заказчик) <...> (доверенность от 22.06.2022), представителя ООО «Забайкальская мясная компания» <...> (доверенность от 06.07.2023),

рассмотрев обращение ГБУЗ «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер имени Галины Доржиевны Дугаровой» (вх. № 2110-ЭП/23 от 30.06.2023) о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО «Забайкальская мясная компания» в связи с уклонением от заключения контракта по результатам электронного аукциона: «Поставка продуктов питания (мясо)», извещение № 0102200001623002084, в соответствии с статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

у с т а н о в и л а:

Из обращения Заказчика следует, что по результатам электронного аукциона: «Поставка продуктов питания (мясо)», извещение № 0102200001623002084 (далее – Аукцион) ООО «Забайкальская мясная компания» не подписало проект контракта в требуемый срок. Руководствуясь статьей 104 закона Заказчик направил обращение и документы, свидетельствующие об уклонении от заключения контракта в антимонопольный орган для рассмотрения. На включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не настаивает.

ООО «Забайкальская мясная компания» представило письменные пояснения, согласно которым умысла на уклонение от заключения контракта не имелось. По результатам подачи ценовых предложений Общество заняло второе место, в связи с чем ответственный сотрудник, ответственный за сопровождение контракта, по халатности не проследил результаты аукциона, отраженные в итоговом протоколе. Получив протокол об уклонении, Общество 30.06.2023 направило заказчику письмо с пояснениями и намерением заключить контракт. У Общества имеются материальные ресурсы и финансовые средства для надлежащего исполнения контракта. Ранее, ООО «Забайкальская мясная компания» работало с Заказчиком, имеет исполненный контракт. Просит учесть, что компания работает на рынке с 2019 года, основным направлением деятельности является производство мяса в охлажденном виде. По результатам 2022 года сумма заключенных контрактов с государственными и муниципальными заказчиками составила более 86 млн. руб. В целях исполнения контракта компания имеет убойный цех в Хоринском районе республики, холодильные склады на территории города, осуществляется закуп скота в Джидинском районе республики. В подтверждение доводов представлены доказательства. Просит не включать сведения о нем в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:

Дата размещения на официальном сайте в Единой информационной системе извещения о проведении Аукциона – 08.06.2023. Начальная (максимальная) цена контракта – 8 560 000.00 рублей.

Согласно протоколу № 0102200001623002084 подведения итогов электронного аукциона от 21.06.2023 победителем закупки признается участник закупки № 70 (заявке присвоен первый порядковый номер, в порядке пп. «б» п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона), предложивший по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям Закона и извещения об осуществлении закупки, с ценовым предложением – 5 342 600.00руб.

22.06.2023  на электронную площадку передан документ «Проект контракта» от 22.06.2023. Процедура заключения контракта переведена на этап «Подписание поставщиком».

30.06.2023 от электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru получен документ «Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта» от 30.06.2023

30.06.2023 Заказчиком принят Протокол №3 об уклонении участника закупки от заключения контракта .

В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.

Частью 3 статьи 51 настоящего закона предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:

1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:

а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;

б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);

2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:

а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;

б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;

3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.

Как следует из пункта 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи, то такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.

В связи с тем, что ООО «Забайкальская мясная компания» в регламентированный срок не подписало контракт, Заказчиком 30.06.2023 принято решение о признании участника уклонившимся от заключения контракта.

Комиссия, изучив представленные документы, приходит к следующему выводу:

Как указано в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 года N 1811-О-О и от 24 сентября 2012 года N 1807-О, статья 19 Закона о размещении заказов направлена на обеспечение добросовестной конкуренции среди участников размещения государственного заказа.

Признание участника закупки уклонившимся от заключения контракта является в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе одним из двух оснований для включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков.

Данная санкция влечет для участника закупки неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку может ограничить права такого участника на участие в течение установленного срока в аукционах по размещению государственных и муниципальных заказов (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).

Как указано в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона о размещении заказов.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Таким образом, для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в торгах, административным органом наряду с фактом отказа от заключения контракта, должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника заказа.

Из материалов дела усматривается отсутствие недобросовестного поведения ООО «Забайкальская мясная компания», выраженного в умышленном уклонении от подписания контракта в установленные сроки.

Данное обстоятельство подтверждается пояснениями Общества, а также копиями представленных документов, письмом Заказчика от 04.07.2023 №830 о добросовестном поведении поставщика по ранее заключенным контрактам. Также Комиссией Бурятского УФАС России учтен положительный опыт организации, в течение которого обращение о включении данного Общества в Реестр недобросовестных поставщиков поступило впервые.

Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (ч. 1). Статьей 10 Гражданского кодекса РФ установлено, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (ч.5).

Какие-либо доказательства целенаправленного уклонения от заключения контракта при имеющейся у ООО «Забайкальская мясная компания» соответствующей возможности надлежащим образом его исполнить, и уклонение лица от заключения контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в материалах дела отсутствуют. Сам по себе факт незаключения контракта, не свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки, как то понимается в статье 10 Гражданского кодекса РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что Исполнитель осуществлял свои гражданские права, связанные с заключением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовал в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом).

Принимая во внимание вышеуказанное, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение сведений об ООО «Забайкальская мясная компания» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не усматривает намерения в уклонении от заключения контракта.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", а также проведя внеплановую проверку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений»,

р е ш и л а:

Отказать во включении информации об ООО «Забайкальская мясная компания» (ИНН 7536178221, адрес местонахождения: 672020, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Денисова, д. 13, склад 49) в реестр недобросовестных поставщиков.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

ГБУЗ «РКПТД»
ИНН 0323071753, ОГРН 1020300970447
ООО "ЗМК"
ИНН 7536178221, ОГРН 1197536005776