Решение №04-50/622-2019 Решение по жалобе ООО «Навигатор-Т» на действия заказчика – ... от 8 ноября 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

участника закупки № 04-50/622-2019

«5» ноября 2019 года                                                                 город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<…>,

в присутствии:

представителя ООО «Навигатор-Т» <…>, доверенность от 08.05.2019 №03-11/47,

представителей Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия <…>, доверенность от 05.11.2019 № 13-09/1/15345, <…>, доверенность от 01.11.2019 № 04-17/1/127,

представителя ООО «МС ГО «Экран» <…>, доверенность от 01.11.2019,

рассмотрев жалобу ООО «Навигатор-Т» (далее, в т.ч – Заявитель) (вх. от 28.10.2019 №7233) на действия заказчика – Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на поставку средств индивидуальной защиты (реестровый номер 0102100005419000082) (далее – Аукцион), и в результате рассмотрения жалобы в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе),

у с т а н о в и л а:

Заявитель не согласен с отдельными положениями документации об аукционе:

В техническом задании включены требования, которым в совокупности соответствует самоспасатель только одного производителя – ООО «Зелинский-групп» (в группу компании входит АО «Сорбент» и АО «ЭХМЗ»). Заказчик включил в документацию о закупке требование о том, что корпус комбинированного фильтра должен быть выполнен из металла, обосновав тем, что металлический корпус обеспечивает возможность визуального обнаружения видимых повреждений корпуса комбинированного фильтра (образование вмятин, за счет отсутствия обратимой деформации материала), что позволяет определить пригодность самоспасателя к применению после его извлечения из герметичной упаковки. Заявитель указывает, что продукцию с металлическими корпусами фильтров выпускают только предприятия «Зелинский групп». Полагает, что нарушены требования части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Кроме того, в техническом задании включено требование - "Фильтрующий самоспасатель должен обеспечивать защиту органов дыхания, глаз и кожных покровов головы человека от аэрозолей различной природы, паров и газов опасных химических веществ не менее 4 групп, соответствующих маркам фильтров А, В, Е, К. Время защитного действия по тест-веществам:

-хлор при концентрации не менее 3000 мг/м3 (3,0 мг/дм3) - не менее 20 мин;

-сероводород при концентрации не менее 1400 мг/м3 (1,4 мг/дм3) - не менее 40 мин;

-циановодород при концентрации не менее 1100 мг/м3 (1,1 мг/дм3) - не менее 25 мин;

-диоксид серы при концентрации не менее 2700 мг/м3 (2,7 мг/дм3) - не менее 20 мин;

-аммиак при концентрации не менее 700 мг/м3 (0,7 мг/дм3) - не менее 50 мин".

Заявитель указывает, что технические регламенты и документы в области стандартизации не устанавливают обязательных требований в отношении фильтрующих самоспасателей о защите от хлора, сероводора, циановодорода при концентрации не менее 1100 мг/м3, диоксида серы, а также аммиака. Полагает, что нарушены требования, установленные пунктом 1 части 1 стати 33 настоящего закона.

В техническое задание включено требование "Наименование фильтрующего самоспасателя, фирменное наименование изготовителя фильтрующего самоспасателя и адрес места нахождения изготовителя фильтрующего самоспасателя в предоставленных сертификатах должны совпадать".

Несоответствие информации о фирменном наименовании изготовителя фильтрующего самоспасателя и адресе места нахождения изготовителя фильтрующего самоспасателя в предоставленных сертификатах не свидетельствует о недействительности данных сертификатов, недостоверности сведений, указанных в них, а также не подтверждают факт отсутствия на предлагаемый в составе заявки самоспасатель какого-либо из сертификатов, поскольку наименование в них идентично.

Заявитель полагает, что данное требование не связано с функциональными, техническими, качественными, эксплуатационными характеристиками товара. Часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе запрещает устанавливать требования к производителю товара.

Просит приостановить закупку, признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Заказчик не согласен с доводами Заявителя, считает, что положения документации соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе. Заказчик представил письменные пояснения от 28.10.2019 № 11-01/2945. Указывает, что оспариваемому Заявителем требованию (фильтр в корпусе из металла) соответствуют 5 моделей самоспасателей (ГДЗК-У, Зевс-У, ГДЗК-EN, MSA S-CAP Hood, Drager Safety AG Co.KGaA) производители - АО «Сорбент», АО «ЭХМЗ»,  MSA Europa GmbH, Drager Safety AG Co.KGaA. Указывает, что ООО «Навигатор-Т» неоднократно выступало в качестве поставщика фильтрующих самоспасателей с фильтрами в металлических корпусах, в связи с чем имеет возможность поставки товара с требуемыми Заказчику характеристиками. Кроме того, указывает, что требования к показателям времени защитного действия по веществам: хлор, сероводород, циановодород, диоксид серы и аммиак установлены в соответствии с ГОСТ 12.4.235-2012. Вещества: хлор, сероводород, циановодород, диоксид серы и аммиак относятся к аварийно химически опасным веществам. Потребность Заказчика заключается не только в обеспечении защиты от продуктов горения во время пожара, но и в обеспечении защиты от опасных химических веществ (паров, газов и аэрозолей) в случае техногенных аварий и террористических актов. Указание в сертификатах соответствия одного наименование товара, одного его производителя и его места нахождения, позволит однозначно установить факт прохождения обязательной процедуры подтверждения соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной ТС 019/2011 (далее по тексту - TP ТС 019/2011) и Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ (далее по тексту - TP ПБ 123-ФЗ). Расхождение в сертификатах соответствия наименований товара или фирменных наименований производителей будет свидетельствовать о том, что к поставке предложены разные товары, не прошедшие сертификацию в полном объеме (на соответствие TP ТС 019/2011 и TP ПБ 123-ФЗ). Предоставление на товар сертификата соответствия от другого товара или другого производителя не будет подтверждать соответствие поставленного товара требованиям TP ТС 019/2011 и/или TP ПБ 123-ФЗ. Подмена сертификата на товар сертификатом другого товара или товара другого производителя не допускается. 

Просит признать жалобу ООО «Навигатор-Т» необоснованной.

ООО «МС ГО «Экран» поддержал правовую позицию Заказчика.   

В результате рассмотрения жалобы и изучения представленных документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:

17.10.2019 на официальном сайте в Единой информационной системе размещено извещение о проведении Аукциона № 0102100005419000082 и документация об аукционе. Последние изменения размещены 25.10.2019. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 400 000,00 рублей.

В разделе 3 документации об аукционе представлено техническое задание (описание объекта закупки) на поставку средств индивидуальной защиты (далее – Техническое задание).

В разделе «Требования к качественным и эксплуатационным характеристикам» Технического задания предусмотрено следующее: комбинированный фильтр фильтрующего самоспасателя должен обеспечивать защиту одновременно от газов, паров и аэрозолей. Самоспасатель должен обеспечивать готовность к применению сразу после извлечения из герметичной упаковки (в конструкции не должны быть предусмотрены заглушки на корпусе комбинированного фильтра и иные элементы, которые требуют предварительного извлечения перед использованием фильтрующего самоспасателя по прямому назначению). Корпус комбинированного фильтра должен быть выполнен из металла. Металлический корпус обеспечивает возможность визуального обнаружения видимых повреждений корпуса комбинированного фильтра (образования вмятин, за счет отсутствия обратимой деформации материала), что позволяет определить пригодность самоспасателя к применению после его извлечения из герметичной упаковки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик использует при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В зависимости от своих потребностей заказчик вправе установить конкретные требования к качеству, к техническим, функциональным характеристикам товара, к размерам, к упаковке, максимальным или минимальным значениям показателей, что подтверждается частями 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Заказчик в целях удовлетворения нужд исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки самостоятельно определяет и описывает объект закупки, в том числе устанавливает требования к товарам, работам, услугам с учетом требований отраслевого законодательства, ГОСТ и иных документов, применяемых в национальной системе стандартизации.

Таким образом, из приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку в соответствии с требованиями указанного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом сформулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, обеспечить приобретение товара с необходимыми заказчику характеристиками, довести до сведения участников закупки сведения о характеристиках требуемого товара, в наибольшей степени удовлетворяющих потребности заказчика, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

При этом, при формировании документации об аукционе заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющего его потребностям.

Изложенное соответствует правовому подходу, содержащемуся в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 304-КГ14-3003, согласно которому заказчику предоставлено право на установление в аукционной документации требований к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям, при этом сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении

количества участников закупки. Положения Закона о контрактной системе не предусматривают определение поставщика (подрядчика, исполнителя) только при условии наличия более чем одного производителя (подрядчика, исполнителя) товара, работы, услуги, необходимых заказчику, и не допускают определение участниками закупки и контрольными органами в сфере закупок потребностей заказчика в тех или иных товарах, работах, услугах и их характеристик (потребительских свойств).

Таким образом, нормы Закона о контрактной системе направлены на обеспечение конкуренции не между товарами и не между производителями товаров, а между участниками закупок, при этом основной задачей этих норм является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате этого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом ему товаре.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что применение металлического корпуса фильтра гарантированно обеспечивает устойчивость к механическим повреждениям и длительному воздействию высоких температур, которое возможно в условиях пожара, а также иных чрезвычайных ситуаций. Тогда как, например, применение пластика, не обеспечивает гарантированную защиту при длительном воздействии открытого пламени. При длительном воздействии температуры открытого пламени пластик подвержен разрушению, что приводит к потере защитных свойств самоспасателя и ставит под угрозу здоровье и жизнь человека. Металлический корпус позволяет обеспечить визуальное обнаружение видимых повреждений корпуса фильтра, тем самым позволяет определить пригодность самоспасателя к применению после его извлечения из герметичной упаковки. Наличие глубоких вмятин на корпусе позволяет однозначно установить наличие повреждений составляющих фильтра: противоаэрозольного элемента и/или поглощающего слоя, следовательно, принять решение о применении другого (запасного) самоспасателя.

Таким образом, установленное требование к товару не противоречит нормам Закона о контрактной системе и не ограничивает круг участников Аукциона.

Более того, в жалобе Заявителя указано, что с требуемой характеристикой товара – «Корпус комбинированного фильтра должен быть выполнен из металла» представлен товар производителей АО «Сорбент» и АО «ЭХМЗ». Следовательно, под оспариваемую характеристику подпадает товар двух производителей

В разделе «Требования к техническим характеристикам» Технического задания установлено, что фильтрующий самоспасатель должен обеспечивать защиту органов дыхания, глаз и кожных покровов головы человека от аэрозолей различной природы, паров и газов опасных химических веществ не менее 4 групп, соответствующих маркам фильтров А, В, Е, К. Время защитного действия по тест-веществам:

хлор при концентрации не менее 3000 мг/м3 (3,0 мг/дм3) – не менее 20 мин;

сероводород при концентрации не менее 1400 мг/м3 (1,4 мг/дм3) – не менее 40 мин;

циановодород при концентрации не менее 1100 мг/м3 (1,1 мг/дм3) – не менее 25 мин;

диоксид серы при концентрации не менее 2700 мг/м3 (2,7 мг/дм3) – не менее 20 мин;

аммиак при концентрации не менее 700 мг/м3 (0,7 мг/дм3) – не менее 50 мин.

Фильтрующий самоспасатель должен обеспечивать в течение не менее чем 30 минут защиты органов дыхания, глаз и кожных покровов головы человека от продуктов горения - аэрозолей (дымов), паров и газов органических, неорганических кислых, неорганических основных веществ, а также от монооксида углерода при превышении предельно допустимого содержания токсичного вещества.        

Самоспасатели входят в область регулирования технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» TP ТС 019/2011. Обжалуемые требования к товару обусловлены положениями указанного технического регламента, а также документами системы стандартизации, в результате применения, которых обеспечивается соблюдение требований TP ТС 019/2011. В соответствии с пунктом 5.1 TP ТС 019/2011 соответствие средств индивидуальной защиты TP ТС 019/2011 обеспечивается выполнением его требований безопасности непосредственно, а также путем использования стандартов, включенных в перечень стандартов, в результате применения, которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего технического регламента Таможенного союза.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 4.4 TP ТС 019/2011 универсальные фильтрующие самоспасатели должны обеспечивать защиту органов дыхания, глаз и кожных покровов головы человека при относительной влажности воздуха до 98% от аэрозолей различной природы, паров и газов опасных химических веществ не менее 4 групп, соответствующих маркам фильтров (А, В, Е, К), указанным в подпункте 12 подпункта 4.4 TP ТС 019/2011.

В подпункте 12 пункта 4.4 TP ТС 019/2011 сказано, что фильтры марки А обеспечивают защиту от органических газов и паров с температурой кипения свыше 65 °С; фильтры марки В обеспечивают защиту от неорганических газов и паров; фильтры марки Е обеспечивают защиту от диоксида серы и других кислых газов, и паров; фильтры марки К обеспечивают защиту от аммиака и его органических производных.

Подтверждение соответствия требованиям подпунктов 12 и 14 пункта 4.4 TP ТС 019/2011 осуществляется путем применения положений ГОСТ 12.4.235-2012 (подразделы 4.1, 4.2, 5.2 и 5.6-5.10), который включен в перечень стандартов, в результате применения, которых обеспечивается соблюдение требований TP ТС 019/2011 - пункты 144 и 158 перечня (перечень утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 878).

В таблице 2 подпункта 5.9.1 пункта 5.9 ГОСТ 12.4.235-2012 представлен перечень тест-веществ, их концентраций и показателей времени защитного действия фильтров марок А, В, Е, К.

Таким образом, нижеследующие требования, указанные в описании объекта закупки:

хлор при концентрации не менее 3,0 мг/дм3 - не менее 20 мин;

сероводород при концентрации не менее 1,4 мг/дм3 - не менее 40 мин;

циановодород при концентрации не менее 1,1 мг/дм3 - не менее 25 мин;

диоксид серы при концентрации не менее 2,7 мг/дм3 - не менее 20 мин;

аммиак при концентрации не менее 0,7 мг/дм3 - не менее 50 мин»

обусловлены нормами подпунктов 12, 14 пункта 4.4 TP ТС 019/2011 и подпункта 5.9. пункта 5.9 ГОСТ 12.4.235-2012, который применяется для подтверждения TP ТС 019/2011.

Довод Заказчика относительно того, что вещества: хлор, сероводород (сернистый водород), циановодород (цианистый водород), диоксид серы и аммиак, в соответствии с Федеральным законом от 20.06.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов) относятся к аварийно химически опасным веществам, характерным для опасных производственных объектов и потребность заказчика заключается не только в обеспечении защиты от продуктов горения во время пожара, но и в обеспечении защиты от опасных химически веществ (паров, газов и аэрозолей) в случае техногенных аварий и террористических актов, принимается во внимание.

В указанной части довод Заявителя признается несостоятельным.

В разделе «Требования к дате изготовления, гарантиям и сопроводительным документам» Технического задания предусмотрено, что  партия фильтрующих самоспасателей должна сопровождаться следующими документами:

Сертификат соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ТР ТС 019/2011 – не менее 1 штуки на всё количество поставляемых фильтрующих самоспасателей.

Сертификат соответствия требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» – не менее 1 штуки на всё количество поставляемых фильтрующих самоспасателей.

Наименование фильтрующего самоспасателя, фирменное наименование изготовителя фильтрующего самоспасателя и адрес места нахождения изготовителя фильтрующего самоспасателя в предоставленных сертификатах должны совпадать.

Согласно положениям статьи 42 Федерального закона от 22.07.2008 N123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ) к пожарной технике относятся средства индивидуальной защиты и спасения людей при пожаре. При этом, часть 3 статьи 145 Закона № 123-ФЗ обязательное подтверждение соответствия объектов защиты осуществляется в форме обязательной сертификации. Вместе с тем, фильтрующие самоспасатели должны соответствовать техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» TP ТС 019/2011 и техническому регламенту «О требованиях пожарной безопасности» TP ПБ 123-ФЗ. Данное требование призвано оградить заказчика от поставки ему ненадлежащей и некачественной продукции, не подлежащей использованию по назначению.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» сертификат соответствия включает в себя наименование и местонахождения изготовителя продукции, прошедшей сертификацию; информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект. Таким образом, сведения о наименовании товара и места нахождения изготовителя одной продукции в одном сертификате не могут отличаться, при этом, различия в данных сведениях свидетельствуют лишь о том, что к поставке предложена иная продукция либо сертификаты иного товара, не подлежащего поставке. Кроме того, подмена сертификатов на товар сертификатом другого товара или товара другого производителя не допускается. Следовательно, установление заказчиком требования о совпадении наименования товара, фирменного наименования производителя товара и адреса его места нахождения в предоставленных сертификатах является правомерным и направлено на гарантию получения товара, прошедшего обязательную процедуру сертификации, установленную техническими регламентами. Таким образом, требования, которые направлены на получение необходимого товара Заказчиком и обусловлены законодательством, не могут быть признаны излишними, так как являются гарантией соответствия товара надлежащего качества. 

Довод Заявителя в указанной части признается необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частями 3, 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России 

р е ш и л а:

1. Признать жалобу ООО «Навигатор-Т» необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Председатель комиссии <...>

Члены комиссии <...>, <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны