Решение (комиссия) №ИБ/488/24 Решение по жалобам ООО «СТК МАКС М», ООО «Медком» на действи... от 13 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалоб

участников закупки № 003/06/31-56/2024, № 003/06/33-57/2024

«08» февраля 2024 года                                                                                              город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<...>, председателя Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

в присутствии представителей: МУ «Управления по муниципальным закупкам» (далее – Уполномоченный орган) <...> (доверенность от 02.02.2024 №21), МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г. Ула-Удэ» (далее – Заказчик) <...> (доверенность №28 от 05.02.2024), третьего лица ООО «Омега плюс» <...> (доверенность от 08.02.2024), посредством видеоконференцсвязи представителя ООО «СТК МАКС М» <...> (доверенность №1/23-юр от 10.01.2023),

рассмотрев жалобы ООО «СТК МАКС М» от 02.02.2024 № 548-ЭП/24, ООО «Медком» от 02.02.2024 № 549-ЭП/24 на положения извещения электронного аукциона: «Ремонт откосов путепроводов на автомобильной развязке ул. Ербанова, Борсоева, Революции 1905 года и проспекта 50-летия Октября», номер извещения – 0302300048724000042 (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе),

у с т а н о в и л а:

Из содержания жалобы ООО «СТК МАКС М» следует, что Заказчиком, Уполномоченным органом установлено требование о наличии у участников закупки опыта исполнения контракта в соответствии с п. 15 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 № 2571 - работы по текущему ремонту зданий, сооружений. Считает, что необходимо установить требования к опыту, предусмотренному п. 18 раздела 3 приложения к ПП РФ от 29.12.2021 № 2571 - Работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги, поскольку в проектной документации указано, что проектируемые откосы располагаются в полосе постоянного отвода существующей автомобильной дороги. Просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

В жалобе ООО «Медком» указано что в документации установлены требования к материалам, которые не являются товаром и впоследствии будут использованы при осуществлении работ на объекте. Указанные материалы не передаются Заказчику по товарной накладной или акту приема-передачи, а также не будут поставлены на бухгалтерский учет, что согласно письму ФАС России от 25.06.2020№ИА/53616/20 является используемым товаром. Просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание.

Уполномоченный орган с доводами жалобы ООО «СТК МАКС М» не согласился, представлены пояснения, согласно которым по данному объекту полосы отвода автомобильной дороги не имеется, поскольку откосы насыпи расположены в полосе отвода железной дороги, в границе земельного участка ОАО «РЖД», которое согласовало проектные решения по ремонту откосов путепровода. Доказательством того, что откосы насыпи находятся на земельном участке ОАО «РЖД» является письмо от 18.01.2023 г. Исх-469/В-СИБ, находящееся в Проектной документации Раздел 1 «Пояснительная записка», страница 28. По факту, насыпь, на которой находятся подлежащие ремонту откосы, является насыпью путепровода железной дороги, к которой гораздо позднее был пристроен автомобильный путепровод.

Таким образом, откосы насыпи, по данному объекту, не входят в состав транспортной инфраструктуры автомобильной дороги, соответственно требовать от участников закупки опыта работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог было бы не правомерно.

Проектная документация (разрабатывается по желанию Заказчика) при текущем ремонте, не является обязательным документом и не несет всю полноту правовой ответственности, вытекающей из требований градостроительного законодательства РФ.

При размещении закупки на разработку технической документации рассматриваемого объекта, Заказчиком, т.е. нами, была допущена ошибка в пункте 11.1 Технического задания «Назначение» было указано «Откосы автомобильной дороги общего пользования местного значения», каковыми они не являются. Так же в пункте 12.1 была ошибочно приведена фраза «Состав разделов проектной документации (Технической документации)».

В результате ошибок допущенных в тексте Технического задания, проектная организация ошибочно посчитала, что требуется разработка проектной документации по ремонту элементов автомобильной дороги (откосов путепроводов). Исходя из этого в документации присутствуют формулировки, связанные с автомобильной дорогой.

Таким образом, в данном случае, необязательный, с точки зрения Закона о контрактной системе и градостроительного законодательства, документ (Проектная документация) не может служить основанием для обоснования вывода о том, что Заказчик установил неверные требования по опыту работ. Указанные требования установлены в соответствии с предметом закупки, проектом контракта. И наоборот, в случае установления требования опыта работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог. Заказчик ограничил бы конкуренцию, поскольку рассматриваемые откосы насыпи, по данному объекту, не входят в состав транспортной инфраструктуры автомобильной дороги.

С доводами жалобы ООО «Медком» согласился, просит выдать предписание о внесении изменений в извещение о проведении Аукциона.

Представитель Заказчика также не согласна с доводами жалобы ООО «СТК МАКС М». Просит признать жалобу необоснованной.

С жалобой ООО «Медком» Заказчик согласился, просит выдать предписание.

В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:

25.01.2024 на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении Аукциона № 0302300048724000042. Начальная (максимальная) цена контракта – 82 577 360.00 рублей.

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0302300048724000042 от 06.02.2024 победителем аукциона признается участник закупки идентификационный № 115796073, с ценовым предложением 70603642,80 руб.

Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 данного Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 данного Федерального закона (при наличии такого требования).

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Согласно требованиям части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 «О ТРЕБОВАНИЯХ К УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ АКТОВ И ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (далее – ПП РФ от 29.12.2021 № 2571) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.

Заказчиком установлены требования к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе - требования в соответствии с позицией 15 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 № 2571. Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства. Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ

Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно извещению по проведении закупки объектом закупки является Ремонт откосов путепроводов на автомобильной развязке ул. Ербанова, Борсоева, Революции 1905 года и проспекта 50-летия Октября. Исходя из проектной документации, размещенной в ЕИС в составе извещения, проектируемые откосы располагаются в полосе постоянного отвода существующей автомобильной дороги.

Поскольку откосы располагаются в границах полосы отвода автомобильной дороги, то они в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» являются частью автомобильной дороги.

Следовательно, при размещении закупки на их ремонт необходимо руководствоваться п. 18 раздела 3 приложения к Постановлению № 2571 и соответственно требовать от участников закупки опыт работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги, вместо требуемого Заказчиком (уполномоченным органом) опыта работ по текущему ремонту зданий, сооружений.

Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ. Жалоба является обоснованной.

2. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлен порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона соответственно.

В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

25.09.2023 Министерство финансов Российской Федерации направило участникам контрактной системы в сфере закупок информационное письмо № 24-03-09/90944 о размещении описания объекта закупки в единой информационной системе где отмечает, что Положение устанавливает разные способы размещения в ЕИС информации и документов, формируемых с использованием ЕИС и сформированных без ее использования, в частности:

- формирование информации и документов с использованием ЕИС осуществляется путем заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС или путем представления в ЕИС электронного документа, содержащего сформированную информацию, посредством информационного взаимодействия (пункт 3 Положения);

- документы, сформированные без использования ЕИС, размещаются в ЕИС в форме электронного документа или образа бумажного документа (пункт 4 Положения).

При осуществлении закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют позиции (то есть если товар не по КТРУ, а по ОКПД 2), извещение об осуществлении которой размещено в ЕИС с 1 октября 2023 года:

- описание объекта закупки в части характеристик, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указывается в формируемом с использованием ЕИС извещении об осуществлении закупки на основании пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе с учетом Положения; описание объекта закупки, включающее характеристики, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе (то есть, полное описание объекта закупки), прилагается к извещению в качестве документа, сформированного без использования ЕИС.

В соответствии с письмом ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20 "По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)" Заказчик не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, используемого в ходе оказания услуг, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке (в том числе в описании объекта закупки в структурированном виде).

В соответствии с Письмом Минфина от 03.11.2023 N 24-03-06/105479 и Письмом Казначейства от 26.10.2023 N 14-00-04/31290 участники закупки предоставляют характеристики в заявке исключительно в отношении товара, в том числе поставляемого при выполнении работ, оказании услуг. По работам и услугам характеристики не предоставляют. Подавая заявку, участник автоматически дает согласие выполнить работы или услуги на условиях из извещения (подп. "а" п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2, ч. 5 ст. 43 Закона о контрактной системе).

Описание объекта закупки установлено в Техническом задании. Характеристики материалов, используемых при выполнении работ по Контракту, установлены в приложении №1 к Техническому заданию.

При рассмотрении жалобы представители Заказчика, Уполномоченного органа согласились с доводами жалобы ООО «Медком» о том, что установлены требования к материалам, которые будут использованы в ходе проведения работ.

Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом нарушены требования пункта 1 части 1 с статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ. Довод жалобы признается обоснованным.

На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России

р е ш и л а:

  1. Признать жалобу ООО «СТК МАКС М» обоснованной.

  2. Признать жалобу ООО «Медком» обоснованной.

  3. Признать Заказчика, Уполномоченный орган нарушившими требования, установленные частью 6 статьи 31, пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

  4. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

  5. Передать материалы жалобы должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Связанные организации

МУ "УПРАВЛЕНИЕ ПО МУНИЦИПАЛЬНЫМ ЗАКУПКАМ"
ИНН 0326023564, ОГРН 1040302995402
МУ "Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ"
ИНН 0323127244, ОГРН 1060323050215
ООО "МЕДКОМ"
ИНН 0323403550, ОГРН 1180327002217
ООО "СТК МАКС М"
ИНН 0536010392, ОГРН 1090536000477