Решение (комиссия) №2134/24 Решение по обращению МКУ «Баргузинский районный комитет имущ... от 5 июля 2024 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 003/06/104-471/2024

по результатам рассмотрения обращения о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

«4» июля 2024 года                                                                                  город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<...>, председателя комиссии,

<...>, члена Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

при участии в режиме видеоконференцсвязи представителя МКУ «Баргузинский районный комитет имущественных отношений» <...>, распоряжение от 11.03.2021 № 63-р, представителей ООО «ЗАМА» <...>, приказ от 28.02.2022 № 18, <...>, доверенность от 27.09.2021 № 15,

рассмотрев обращение МКУ «Баргузинский районный комитет имущественных отношений» (далее – Заказчик) (вх. от 27.06.2024 № 3534-эп/24) о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью «ЗАМА» (далее – Общество, Подярдчик) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведенного запроса котировок в электронной форме на разработку проектной документации по рекультивации несанкционированных свалок в МО «Баргузинский район», 0302300035223000025 (далее – Запрос котировок), в соответствии с статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) (в редакции, действующей на дату размещения закупки), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее – Порядок № 1078),

у с т а н о в и л а:

Из обращения Заказчика следует, что 23.06.2023 между Заказчиком и ООО «ЗАМА» заключен муниципальный контракт на разработку проектной документации по рекультивации несанкционированных свалок в МО «Баргузинский район» (далее- контракт). В срок, установленный контрактом – 10.12.2023, Обществом работы не выполнены в полном объеме, не представлен акт выполненных работ, комплект документации, используемый Подрядчиком при выполнении работ, и иные необходимые документы в соответствии с Техническим заданием. Главным распорядителем бюджетных средств принято решение отозвать финансовые средства на выполнение данного контракта. Республиканская программа –Охрана окружающей среды не выполнена по вине данного Подрядчика. Руководствуясь частью 16 статьи 95, статьей 104 Закона о контрактной системе, Заказчик направил настоящее обращение в антимонопольный орган о включении сведений об ООО «ЗАМА» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Общество в письменных пояснениях указывает, что в настоящее время выполнены следующие виды работ по контракту:

1) отчет по инженерно-геодезическим изысканиям в полном объеме;

2) произведена выемка твёрдых коммунальных отходов экскаватором на поверхность земли на участке площадью 100м2, глубиной до 3 м.

3) произведено обследование твёрдых коммунальных отходов Бурятским республиканским отделом лабораторного анализа и технических измерений Испытательного центра филиала «ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону».

4) получены протоколы испытаний и отбора проб отходов.
Результаты выполненных работ:

- технический отчёт по результатам инженерно-геодезических изысканий; смета; календарный план выполнения работ; техническое задание; акт сдачи-приёмки работ №094; протокол испытаний №БУР946О-23 от 29.11.2023: протокол отбора проб отходов №БУР647О-23 от 24.11.2023; договор №23 на инженерно-изыскательские работы; договорная смета на инженерно-геологические изыскания; договорная смета на инженерно-экологические изыскания; договорная смета на инженерно-гидрометеорологические изыскания.

5) взяты пробы грунтов для обследования и составления отчётов по инженерно-геологическим, инженерно-экологическим и инженерно-гидрометеорологическим изысканиям в ООО «БурятГеоПроект»; Обследования и составление отчётов находятся на стадии разработки:

1) Отчёт по инженерно-геологическим изысканиям;

2) Отчёт по инженерно-экологическим изысканиям;

3) Отчёт по инженерно-гидрометеорологическим изысканиям;

Данные отчёты по изысканиям будут готовы в течении 120 дней согласно заключённому договору с ООО «БурятГеоПроект» от 16.05.2024.

Не начаты работы по разработке второго этапа проектно-сметной документации с разделом «Оценка воздействия на окружающую среду» с прохождением необходимых государственных экспертиз: государственной экологической и экспертизы достоверности сметной документации, в связи с отсутствием, готовых отчётов по инженерно-изыскательским работам, которые находятся на стадии разработки, а также отсутствием собственных финансовых средств для дальнейшей разработки второго этапа проектно-сметной документации, которая превышает договорную стоимость в 3,6 раза (3 млн. руб).

Подрядчиком направлено письмо в адрес Заказчика на электронную почту <...> о продлении сроков, в связи с недостаточным объёмом выполненных работ по разработке проектно-сметной документации для передачи всей документации на государственную экологическую экспертизу, и на экспертизу о достоверной сметной документации до 10.02.2024, с указанием уже выполненных работ по контракту. 26.03.2024 Заказчику направлена информация о проделанной работе. На сегодняшний день стоимость разработки ПСД достигает 5 млн. рублей, контракт заключен на 830 тыс.рублей, что является недостаточной суммой для завершения работ, вместе с тем, выполнение работ продолжалось.

ООО «ЗАМА» имеет в своем опыте несколько десятков успешно исполненных контрактов по 44-ФЗ, 223-ФЗ, 615 ПП, что свидетельствует о благонадежности нашей организации. Просит не включать сведения о нем в реестр недобросовестных поставщиков.

Комиссия Бурятского УФАС России, рассмотрев документы, представленные сторонами, установила следующее:

07.06.2023 на официальном сайте в Единой информационной системе размещено извещение о проведении Запроса котировок № 0302300035223000025. Начальная (максимальная) цена контракта – 836 742,08 рублей. Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.06.2023 по результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт заключается с участником закупки идентификационный № 114465679 (ООО «ЗАМА»).

23.06.2023 между Заказчиком и Обществом заключен муниципальный контракт на разработку проектной документации по рекультивации несанкционированных свалок в МО «Баргузинский район», с ценой контракта в размере 830 000,00 рублей.

Предметом контракта предусмотрено, что Подрядчик обязуется выполнить работы разработке проектной документации по рекультивации несанкционированных свалок в МО «Баргузинский район» (далее – работы) в соответствии с Техническим заданием (Приложение №1 к контракту), условиями настоящего контракта, а также действующими законодательными и нормативными документами Российской Федерации, регулирующими вопросы для данного вида работ, а Заказчик обязуется принять результат и оплатить обусловленную настоящим контрактом цену.

Объем работ, выполняемых Подрядчиком, требования к выполняемым работам, требования к результатам работ определены Техническим заданием (Приложение №1 к настоящему контракту) и Календарным планом (Приложение № 2 к контракту), являющимися неотъемлемой частью контракта (п. 1.2 контракта).

В соответствии с пунктом 3.1 контракта календарные сроки выполнения работ определены сторонами:

Срок начала выполнения работ: с даты подписания контракта.

Срок окончания выполнения работ: не позднее 10 декабря 2023 года.

В пункте 3.2 контракта установлено, что стороны признают, что иные сроки по контракту устанавливаются Календарным планом, являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта (Приложение № 2 к контракту), и Заказчиком. При этом отсутствие документального подтверждения исполнения Подрядчиком в установленный срок обязательства, в том числе начала работы, окончания работы (отдельного этапа работы) или устранения замечаний Заказчика квалифицируется сторонами как существенное нарушение контракта Подрядчиком.

Приложением № 2 к контракту предусмотрен календарный план выполнения работ по разработке проектно-сметной документации на объект «Рекультивация несанкционированной свалки, расположенной на территории муниципального образования сельского поселения «Хилганайское» Баргузинского района Республики Бурятия».

Дополнительные соглашения к контракту, в том числе по продлению срока выполнения работ, между сторонами не заключались.

Заказчиком в адрес Подрядчика направлена претензия в связи с просрочкой исполнения обязательств, предусмотренных контрактом от 16.05.2024, в которой указано, что фактически на 16.05.2024 Обществом обязательства по контракту не исполнены, не представлен акт выполненных работ, комплект документации, используемый Подрядчиком при выполнении работ, и иные необходимые документы в соответствии с Техническим заданием. Подрядчику необходимо в срок до 26.05.2024 приступить к выполнению работ и предоставить акт о приемке, справку о стоимости работ.

Данные требования не исполнены Подрядчиком.

Исполнение части выполненных работ не направлялось в адрес Заказчика, доказательств данному факту не представлено, а также Заказчик отрицает получение каких-либо документов, подтверждающих выполнение работ, от Подрядчика.

Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В связи с тем, что конечный срок выполнения работ нарушен Подрядчиком, тем самым нарушено существенное условие контракта, руководствуясь частью 8 статьи 95 закона, п. 10.2 контракта, 13.06.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС 13.06.2024, получено Обществом 13.06.2024. Порядок расторжения контракта соблюден.

Статьей 104 Закона о контрактной системе предусмотрено, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2).

Как указано в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 года N 1811-О-О и от 24 сентября 2012 года N 1807-О, статья 19 Закона о размещении заказов направлена на обеспечение добросовестной конкуренции среди участников размещения государственного заказа.

Односторонний отказ от исполнения государственного контракта является в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе одним из оснований для включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков.

Данная санкция влечет для участника закупки неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку может ограничить права такого участника на участие в течение установленного срока в аукционах по размещению государственных и муниципальных заказов (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).

Как указано в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона о размещении заказов.

Таким образом, для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника заказа.

Из материалов дела усматривается недобросовестное поведение ООО «ЗАМА», выраженное в неисполнении обязательств по контракту, нарушен конечный срок выполнения работ.

Данное обстоятельство подтверждается пояснениями и документами, представленными сторонами.

Подрядчику была дана возможность выполнить работы по разработке проектной документации по рекультивации несанкционированных свалок, фактически Заказчиком дан срок на выполнение работ до 13.06.2024 (до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта), то есть более чем 6 месяцев.

Комиссии и Заказчику от ООО «ЗАМА» не представлены какие-либо документы и информация, подтверждающие невозможность надлежащего исполнения контракта. Указанная Подрядчиком причина невозможности исполнения контракта в части отсутствия финансовых средств для дальнейшей разработки второго этапа ПСД, не может считаться уважительной, так как Общество несет самостоятельные риски ведения им предпринимательской деятельности и должно прогнозировать последствия, в том числе и негативные, связанные с ее осуществлением.

Довод о том, что предусмотренная цена контракта является низкой для таких видов работ, признается несостоятельным, так как Общество самостоятельно принимает решение о подаче заявки на участие в торгах и заключения контракта по ее результатам. Следовательно, подав заявку и заключив контракт, Общество было согласно на выполнение объема работ, предусмотренного техническим заданием и по цене контракта данной закупки.

Комиссия считает, что подписав контракт, Подрядчик взял на себя обязательство по его надлежащему исполнению, каких-либо доказательств того, что Заказчиком не исполнены со своей стороны обязательства, либо осуществление им действий с целью препятствования выполнению работ, Обществом не представлены.

Кроме того, нарушение Подрядчиком обязательств по заключенному контракту нанесло вред Заказчику, в виде неосвоения бюджетных средств и срыву реализации региональной программы – Охрана окружающей среды.

Обществом не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения контракта, в связи с чем включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения заказчиков от недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В силу положений абзаца 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Включение сведений в РНП не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и в данном случае не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности (Определение ВАС РФ от 11.05.2012 N ВАС-5621/12).

Таким образом, поскольку Подрядчиком не исполнены обязательства по контракту (в установленный срок не выполнены работы), у Комиссии Бурятского УФАС России отсутствуют правовые основания для невключения сведений об ООО «ЗАМА» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Следовательно, в действиях Общества усматривается недобросовестное поведение, в связи с чем сведения об ООО «ЗАМА» подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьёй 104 Закона о контрактной системе и Порядком № 1078,

р е ш и л а:

1. Включить сведения об обществе с ограниченной ответственностью «ЗАМА» (ИНН – 0323349222, КПП – 032301001, адрес (место нахождения): 670049, Республика Бурятия, Г. УЛАН-УДЭ, МКР. 117-Й, Д.25), а также об учредителе и генеральном директоре ООО «ЗАМА» Дашиеве Баире Викторовиче (ИНН – 032357270936) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года.

2. Датой включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте в единой информационной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

ООО "ЗАМА"
ИНН 0323349222, ОГРН 1090327014073
МКУ "Баргузинский районный комитет имущественных отношений"
ИНН 0301002668, ОГРН 1020300507413