Решение б/н Решение по жалобе ООО «Диалог» на действия АУ РБ «Хандагатай... от 5 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

№ 003/07/3-142/2021

«03» марта 2021 года                                                                      г. Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:

<...>, председателя Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

при участии:

представителей заявителя ООО «Диалог», <...> по доверенности от 16.02.2021;

представителя заказчика <...>. руководителя АУ Республики Бурятия «Хандагатайский лесхоз»,

рассмотрев жалобу ООО «Диалог» на действия заказчика АУ Республики Бурятия «Хандагатайский лесхоз» при проведении электронного аукциона на поставку бульдозера для нужд АУ РБ «Хандагатайский лесхоз», извещение №32109977166,

УСТАНОВИЛА:

25.02.2021 в Бурятское УФАС России поступила жалоба ООО «Диалог» (далее – Заявитель) на нарушения требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), допущенные заказчиком АУ Республики Бурятия «Хандагатайский лесхоз» (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку бульдозера для нужд АУ РБ «Хандагатайский лесхоз», извещение №32109977166.

Установив соответствие жалобы формальным требованиям статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Бурятское УФАС России в установленном порядке направило Заявителю, Заказчику и на электронную торговую площадку уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.

Из содержания жалобы следует, что Документация об электронном аукционе № 32109977166 от 10.02.2021 в редакции № 2 от 16.02.2021 составлена с нарушением требований Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – «Федеральный закон о закупках») и Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – «Федеральный закон о защите конкуренции»). Одним из участников закупки был направлен запрос на разъяснение положений Документации с предложением о внесении изменений. Заказчик в ответ на запрос указал, что установление характеристик товара обусловлено потребностями Заказчика и является его правом, Заказчик не находит оснований и необходимости для внесения изменений в техническое задание.

Заявителем было установлено, что эквивалент объекта закупки соответствующий всей совокупности характеристик, установленных Заказчиком в Документации, отсутствует. Указанные в документации характеристики товара соответствуют единственному товару, а именно бульдозеру модели Б10-ПМ.8101-1Е производства ООО «ЧЗПТ», что является ограничением конкуренции. Ближайшим аналогом (эквивалентом) объекта закупки № 32109882170 с учетом потребностей Заказчика и установленных в документации требований является бульдозер модели Б10М.6100ЕР производства ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК».

Заявитель предлагает внести изменения в характеристики объекта закупки, установленные в Документации, для обеспечения возможности участия в закупке  нескольких различных производителей, а именно: «Управление движением и навесным оборудованием трактора – джойстиковое» изменить – «джойстиковое или рычажное»; «Тип вентилятора радиатора охлаждения двигателя – реверсивный» изменить – «реверсивный или принудительный».

Также Заявитель отмечает, что установленные в Документации требования к закупаемому товару не отражают специфики товара, что является ограничением конкуренции. Заказчиком документарные подтверждения необходимости использования именно таких установленных в Документации требований к объекту закупки и невозможности поставки товара с иными характеристиками не представлены в Документации и в ответе по запросу на разъяснение положений Документации.   

По мнению Заявителя, Заказчик при составлении Документации осуществил действия, которые влекут необоснованное ограничение конкуренции.

Из отзыва Заказчика на жалобу следует, что ему предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющего его потребностям. Ссылаясь на нормы № 223-ФЗ Заказчик указывает на то, что эти нормы направлены на обеспечение конкуренции не между товарами и не между производителями товаров, а между участниками закупок, при этом основной задачей этих норм является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате этого определения лица, исполнение договора которым в наибольшей степени удовлетворит потребности Заказчика в необходимом ему товаре. Включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе. Установление характеристик товара обусловлено потребностями Заказчика и является его правом.

В процессе подачи заявок на участие в аукционе Заказчику поступило 3 запроса о разъяснении документации с просьбой об изменении некоторых технических характеристик, на что Заказчиком был дан ответ с подробным разъяснением характеристик установленных в Документации, один запрос был удовлетворен в части исключения требования реверс-редуктора в механической коробке передач.

Также Заказчик пояснил, что запрошенные характеристики обусловлены объективной производственной необходимостью, и объект закупки описан в соответствии с потребностью лесхоза  в технике при тушении лесных пожаров. Закупка проводится в рамках регионального проекта «Сохранение лесов» на 2021 год  за счет субсидии из средств республиканского бюджета на приобретение лесопожарной техники и оборудования для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров. Закупаемый бульдозер будет использоваться при тушении лесных пожаров и в целях соблюдения температурного режима двигателя Заказчик установил требование о наличии реверсивного типа вентилятора радиатора охлаждения двигателя, работающего в двух положениях на вдув и выдув воздуха с переключением в кабине, что является ключевым фактором и дает возможность оперативного переключения направления воздушного потока. Данная система предотвращает попадание горячего воздуха из внешней среды, не давая двигателю перегреться,  также не дает возможность попадания хвои и листвы в зону сетки блока радиаторов охлаждения двигателя и гидравлической системы, что препятствует засору и поддерживает стабильную рабочую температуру всей гидравлической системы и системы охлаждения двигателя, в т.ч. продлевая их срок службы.

Установление требований о наличии джойстикового управления поворотами и оборудованием объясняется тем, что закупаемый бульдозер должен обладать большей маневренностью, оперативностью и отзывчивостью при маневрах бульдозера и его рабочего оборудования в условиях сильной запыленности и задымленности.

Заказчик в обоснование своих требований указал на то, что джойстиковое управление значительно влияет на улучшение и облегчение условий труда оператора машины и в силу производственной необходимости Заказчик не рассматривает возможность поставки бульдозера с рычажным управлением, рычажное управление бульдозером является менее надежным, менее удобным и устарелым.

Согласно данных опубликованных на официальных сайтах производителей бульдозеров следует, что джойстиковое гидросервированное управление движением поворотов трактора и его навесным оборудованием на данный момент применяют в своем производстве тракторной гусеничной техники ряд известных заводов в РФ, в частности, завод ООО «ЧТЗ-Уралтрак» г. Челябинск, завод ПАО «Промтрактор» г. Чебоксары (тракторы под брендом «ЧЕТРА»), Завод ООО «ДСТ-Урал» г. Челябинск.

Комиссия Бурятского УФАС, исследовав материалы, доводы жалобы и пояснения Заказчика, представленные документы, установила следующее.

Установление соответствующих требований обусловлено спецификой использования бульдозера, закупка проводится в рамках регионального проекта «Сохранение лесов» на 2021 год за счет субсидий из средств республиканского бюджета на приобретение лесопожарной техники и оборудования для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров. Указание заказчиком в аукционной документации характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки согласно пункту 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, принципами: равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизменяемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При осуществлении закупочной деятельности АУ Республики Бурятия «Хандагатайский лесхоз» руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг, утвержденным Протоколом Наблюдательного совета АУ Республики Бурятия «Хандагатайский лесхоз» от 24.08.2020 года № 8 (далее - Положение о закупках).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Извещение 32109977166, и документация о проведении электронного аукциона на поставку бульдозера для нужд АУ РБ «Хандагатайский лесхоз» размещены в ЕИС www.zakupki.gov.ru 10.02.2021 (МСК+5), дата размещения текущей редакции извещения  16.02.2021 (МСК+5), дата и время окончания подачи заявок 26.02.2021 в 09:00 (МСК+5), начальная (максимальная), цена договора составляет 9 500 000,00 рублей с НДС (далее – документация о закупке).

Заказчиком в Приложении № 1 «Техническое задание» аукционной документации определены требования к техническим, функциональным характеристикам бульдозера с лесопожарным оборудованием. В таблице требований указаны следующие характеристики: «Управление движением и навесным оборудованием трактора – джойстиковое»; «Тип вентилятора радиатора охлаждения двигателя – реверсивный, работающий в двух положениях на вдув и выдув воздуха с переключением в кабине».

При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, при этом, не ограничив количество участников закупки.

Таким образом, в зависимости от своих потребностей, заказчик вправе установить требования к качеству, к функциональным характеристикам товара. Включение в документацию закупки требований, соответствующих потребностям заказчика, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке.

Комиссией Бурятского УФАС России в действиях заказчика АУ РБ «Хандагатайский лесхоз» не установлены нарушения требований Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ и Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении электронного аукциона на поставку бульдозера для нужд АУ РБ «Хандагатайский лесхоз», извещение № 32109977166. Требования Заказчика не ограничивают количество участников закупки и соответствуют положениям Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Бурятского УФАС России,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Диалог» на действия заказчика АУ Республики Бурятия «Хандагатайский лесхоз»  при проведении электронного аукциона на поставку бульдозера для нужд АУ РБ «Хандагатайский лесхоз», извещение № 32109977166, необоснованной.

Председатель Комиссии                                                <...>

Члены Комиссии                                                            <...><...>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны