Решение №04-56/35 Решение по обращение ГКУ РБ «Управление капитального строите... от 10 января 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 003/06/104-1045/2022

по результатам рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков

«9» января 2022 года                     город Улан-Удэ                   

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<...>, председателя Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

при участии представителя ГКУ РБ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» <...>  (доверенность от 11.01.2022), представителей АО «Специализированный застройщик «Ипотечная корпорация Республики Бурятия» <...><...>(доверенность от 30.12.2022),  (доверенность от 30.12.2022),  

рассмотрев обращение ГКУ РБ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» (далее - Заказчик) (вх. от 26.12.2022 № 7728) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об АО «СЗ «Ипотечная корпорация Республики Бурятия» в связи с уклонением от заключения контракта, по результатам электронного аукциона: на приобретение в 2023 году объектов недвижимого имущества в г. Улан-Удэ Республики Бурятия для обеспечения предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений,0102200001622005050 (далее – Аукцион), и в результате осуществления проверки информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность подрядчика в соответствии с частью 7 статьи 104, а также проведения внеплановой проверки, предусмотренной пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", 

у с т а н о в и л а:

Из представленных документов Заказчика следует, что по результатам закупки АО «Специализированный застройщик «Ипотечная корпорация Республики Бурятия» (далее – Общество) признано победителем. Поскольку проект контракта не был подписан Обществом в регламентированный срок, то руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Заказчик направил в антимонопольный орган настоящее обращение для рассмотрения. На включении в реестр недобросовестных поставщиков не настаивают, учитывая положительный опыт работы Общества по ранее исполненным контрактам.

Представители АО пояснили, что намерения уклониться от подписания контракта не имелось. Для исполнения контракта осуществлен подбор и закупка 3-х квартир, соответствующих ТЗ Заказчика, внесено обеспечение исполнения контракта. Контракт не был своевременно подписан по вине ответственного сотрудника, к которому применено дисциплинарное взыскание.   Обществом на постоянной основе проводится приобретение жилых помещений, проведение ремонтных работ для приведения их в соответствие требованиям, предъявляемым к жилым помещениям специализированного жилищного фонда для детей-сирот.  Просили не включать сведения об Обществе в РНП.

Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, изучения материалов, представленных Заказчиком, Обществом, установила следующее.

05.12.2022 в Единой информационной системе (далее –ЕИС) размещено извещение о проведении Аукциона в электронной форме на приобретение в 2023 году объектов недвижимого имущества в г. Улан-Удэ Республики Бурятия для обеспечения предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений,0102200001622005035. Начальная (максимальная) цена контракта – 3 483 333,33 рублей.

Согласно протоколу подведения итогов от 15.12.2022 № ИЭА1 единственная заявка АО «СЗ «Ипотечная корпорация» признана соответствующей требованиям извещения о закупке.

16.12.2022 Заказчиком направлен проект контракта победителю закупки в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе (не позднее двух рабочих дней, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом, то есть по 23.12.2022 года.

Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.

24.12.2022 от электронной площадки получен документ «Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта» от 08.12.2022, а также уведомление от электронной площадки подписанный победителем проект контракта от 24.12.2022.

Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Комиссия Бурятского УФАС России выслушав доводы, изучив представленные материалы приходит к следующему выводу: 

Как указано в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 года N 1811-О-О и от 24 сентября 2012 года N 1807-О, статья 19 Закона о размещении заказов направлена на обеспечение добросовестной конкуренции среди участников размещения государственного заказа.

Информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, является в соответствии со статьей 104 Закона о размещении заказов одним из оснований для включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков.

Данная санкция влечет для участника закупки неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку может ограничить права такого участника на участие в течение установленного срока в аукционах по размещению государственных и муниципальных заказов (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).

Как указано в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона о размещении заказов.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Таким образом, для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в аукционах, антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника заказа.

Из материалов дела усматривается отсутствие недобросовестного поведения АО «СЗ «Ипотечная корпорация», выраженного в умышленном уклонении от подписания контракта в установленные сроки.

Данное обстоятельство подтверждается пояснениями Общества, а также копиями представленных документов (платежное поручение о внесении обеспечения исполнения контракта). Также Комиссией Бурятского УФАС России учтен многолетний положительный опыт организации, в течение которого обращение о включении данного Общества в Реестр недобросовестных поставщиков поступило впервые.

Принимая во внимание вышесказанное, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение сведений об АО «СЗ «Ипотечная корпорация» в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не усматривается умышленное неисполнение условий контракта.

В соответствии с пунктом 14 Постановления № 1078, Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:

к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;

к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;

б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта

Поскольку Обществом осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта, то принимая во внимание вышесказанное, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение сведений об АО «СЗ «Ипотечная корпорация» в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не усматривается умышленное уклонение от заключения контракта.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и подпунктом "б" пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) № 1078, Комиссия Бурятского УФАС России,

р е ш и л а:

Отказать во включении информации об акционерном обществе «Специализированный застройщик «Ипотечная корпорация» (ИНН <...>), адрес (местонахождение): <...>) в реестр недобросовестных поставщиков.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

Связанные организации не указаны