Решение №04-56/2981 Решение по обращению ГКУ «Противопожарная служба Республики ... от 18 августа 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №003/06/104-681/2022

по результатам рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков.

«23»августа2022года                                                         город Удан-Удэ                   

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<…>, заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителя ГКУ «Противопожарная служба Республики Бурятия» (далее –Заказчик) – <…>. (доверенность от 22.11.2021 № 45), в присутствии <…>,

рассмотрев обращение ГКУ «Противопожарная служба Республики Бурятия» (вх. от 16.08.2022 № 5077) о включении в реестр недобросовестных поставщиков ИП <…>. в связи с односторонним отказом от исполнения  контракта по результатам электронного аукциона на поставку дров для нужд 8-го Прибайкальского отряда ГПС РБ, номер извещения 0302200004022000008 (далее – Аукцион), и в результате осуществления проверки информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность подрядчика в соответствии с частью 7 статьи 104, а также проведения внеплановой проверки, предусмотренной пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", 

у с т а н о в и л а:

Из обращения Заказчика следует, что 22.03.2022 г. между Государственным казенным учреждением Республики Бурятия «Противопожарная служба Республики Бурятия» (далее - Заказчик) и индивидуальным предпринимателем <…> (далее - Поставщик) был заключен Государственный контракт № 0302200004022000008/1 (далее - Контракт) на поставку дров для нужд ПЧ-82 с. Гремячинск 8-го Прибайкальского отряда ГПС РБ.

Общая стоимость товаров, поставляемых по настоящему контракту, составляет 195 029 (сто девяносто пять тысяч двадцать девять) рублей 20 копеек.

Срок поставки товара: с 22.03.2022 - 01.06.2022. Товар в установленные сроки не поставлен.

2.08.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением поставщиком обязательств согласно условиям заключенного контракта.

Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Заказчиком направлены сведения о включении ИП <…> в реестр недобросовестных поставщиков.

ИП <…> в своем письменном объяснение пояснил, следующее: 07 июня 2022 года ИП <…> было направлено письмо № 4/2022 о том, что, в связи с Постановлением Правительства Республики Бурятия № 194 от 11.04.2022 г. на территории Республики введен особый противопожарный режим. Дрова находятся на территории леса в лесосеке Прибайкальского района. Въезд в лес невозможен.

  Режим введен во всех муниципальных образованиях Бурятии, кроме Баунтовского, Северобайкальского, Муйского, Курумканского районов и города Северобайкальск. На период действия данного режима введен запрет на пребывание граждан в лесах и въезд в них на специализированной технике запрещен.

    Противопожарный режим действовал до 09 августа 2022 года. Дрова в лесосеке Прибайкальского района уже заготовлены, товар было необходимо только вывезти с территории леса, на территорию ПЧ-82 с. Гремячинск 8-го Прибайкальского отряда ГПС РБ. Исходя из этого, поставку дров было сделать невозможно, так как действовал противопожарный режим.

02 августа 2022 года ИП <…> получил на адрес электронной почты evgen.panov2011@yandex.ru односторонний отказ от заключения контракта.

     Уклоняться от исполнения контракта не было намерений, так как для <…> потеря Контракта, а в дальнейшем утрата деловой репутации является существенным фактором при взаимодействии с Заказчиком. <…> при завершении исполнения Контракта готов были оплатить неустойку и пени. Нарушение же сроков исполнения контракта при отсутствии в действиях нарушителя признаков недобросовестности и умышленного (намеренного) уклонения от заключения контракта, не может являться основанием для принятия решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.

На данный момент, <…> готов исполнить контракт в полном объёме, просит не включать в реестр недобросовестных поставщиков.   

Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, изучения материалов, представленных Заказчиком, индивидуальным предпринимателем, установила следующее.

Согласно п. 3.2 Контракта Поставщик обязуется передать Заказчику товар со дня заключения контракта в течение 30 (тридцати) календарных дней, т.е. по 21.04.2022 г. включительно.

Согласно п. 3.2 Поставщик обязуется передать Заказчику товар со дня заключения контракта в течение 30 (тридцати) календарных дней, т.е. по 21.04.2022 г. включительно.

В нарушение п. 3.2 Контракта, Поставщик к указанному сроку товар не поставил. Заказчиком была направлена претензия от 25.04.2022 г. с требованием о поставке товара в срок по 13.05.2022 г.

В письме № 3/2022 от 28.04.2022 г. Поставщик дал гарантию передать Заказчику товар в срок до 30.05.2022 г., в указанный срок товар не был поставлен.

Заказчиком была направлена повторная претензия от 01.06.2022 г. с требованием о поставке товара в срок по 15.06.2022 г.

В письме № 4/2022 от 07.06.2022 г. Поставщик дал гарантию передать Заказчику товар в срок до 31.07.2022 г., в указанный срок товар не был поставлен.

Заказчиком в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», п. 12.2. Контракта и пунктом 2 статьи 523 Гражданского Кодекса Российской Федерации (в связи с неоднократным нарушением срока поставки товара) принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которое было направлено поставщику посредством ЕИС 02.08.2022 г.

Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пунктом 12.2 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и размещено в ЕИС 02.08.2022.

Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

   Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, решение Заказчика вступило в силу 13.08.2022 года (с учетом выходных дней).

Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является нарушение условий контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем) которое предполагает недобросовестное поведение такого исполнителя, приведшее к невозможности исполнения контракта и нарушающее права заказчика относительно его условий.

Вместе с тем, Комиссия Бурятского УФАС России выслушав доводы, изучив представленные материалы приходит к следующему выводу: 

В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, Определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Кроме того, ни положения Закона о контрактной системе, ни Правил ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений о лице в РНП уполномоченный орган не должен ограничиваться формальной проверкой факта нарушения им требований Закона о контрактной системе и обязан исследовать все обстоятельства дела, дать оценку совершаемым участником закупки действиям, их направленности на отказ от заключения контракта, несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения, существенности допущенного нарушения и его последствий.

При этом требование о внесении сведений об организации в РНП по существу подлежит разрешению в соответствии с принципами административной ответственности, обязательными элементами которой выступают виновность и противоправность поведения субъекта экономических правоотношений при соблюдении принципов презумпции невиновности и корреспондирующей ему обязанности заявителя доказать умысел либо недобросовестность при исполнении государственного контракта.

Из материалов дела усматривается отсутствие недобросовестного поведения <…>, выраженного в умышленном неисполнении контракта в установленные сроки.

Данное обстоятельство подтверждается пояснениями <…>, а также копиями представленных документов, из которых следует что на момент наступления срока исполнения обязанности по поставке товара Заказчику на территории Республики введен особый противопожарный режим, который длился с 11.04.2022 до 09.08.2022. Дрова находились на территории леса в лесосеке Прибайкальского района. Въезд в лес невозможен.

В соответствии с пунктом 15 Постановления № 1078, Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение сведений ИП <…> в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не усматривается умышленное неисполнение условий контракта.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)»

р е ш и л а:

1. Отказать во включении информации <…>. (ИНН <…>, юридический адрес: <…> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Дата вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта

I раздел

Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика

II раздел

III раздел

Общая итоговая просрочка в днях

(I+II+III разделы)

Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган

Фактическая дата направления заказчиком сведений

Итого просрочка в днях по разделу I

Регламентированная дата принятия решения

Фактическая дата принятия решения

Итого просрочка в днях по II разделу

Регламентированный срок изготовления решения и размещения в ЕИС

Фактическая дата изготовления решения и размещения в ЕИС

Итого просрочка в днях по разделу III

13.08.2022

15.08-16.08.2022

16.08.2022

-

16.08.2022

23.08.2022

23.08.2022

-

24.08-26.08.2022

26.08.2022

-

_

Связанные организации

Связанные организации не указаны