Решение (комиссия) №ЕБ/1015/24 Решение по жалобе ООО «Медпроф» на действия Отделения Социал... от 29 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

участника закупки № 003/06/33-170/2024

«26» марта 2024 года                                                                             город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе: <...>, председателя Комиссии, <...>, члена Комиссии, <...>, члена Комиссии,

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителя общества с ограниченной ответственностью «Медпроф» ИНН 7105057864 (далее – ООО «Медпроф», Общество, Заявитель) <...> (доверенность от 27.11.2023 № МП-23/08), представителей Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия (далее – ОСФР по РБ, Заказчик) <...> (доверенность от 09.01.2024 № 36), <...>, <...> (доверенность от 22.03.2024 № 89), <...>. (доверенность от 25.03.2024 № 90,), <...> (доверенность от 25.03.2024 № 91)

рассмотрев жалобу ООО «Медпроф» (вх. № 1532-ЭП/24 от 20.03.2024) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона: «Поставка технических средств реабилитации, а именно сигнализаторов звука различной модификации в 2024 году», ИКЗ – 241032304882803260100102480012790323, номер извещения – 0302100024824000072 (далее – Аукцион), и в результате рассмотрения жалобы в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе),

у с т а н о в и л а:

Заявитель указывает, что сформированное Заказчиком извещение содержит избыточные требования к техническим, качественным и функциональным характеристикам объекта закупки – сигнализаторам звука (рабочая частота 433,92 МГц +/- 0,2%, радиус устойчивого приема сигнала в условиях прямой видимости не менее 30 м; настольный световой приемник должен иметь возможность устанавливаться в удобном для наблюдения месте, иметь возможность установки на вертикальную и горизонтальную поверхность; сигнализатор звука должен быть беспроводным по конструкции; наличие передатчика дверного звонка и датчика сотового телефона; питание передатчика дверного звонка должно осуществляться от встроенной батареи; приемник должен иметь регулировку уровня громкости и мелодии звуковых сигналов, также должен оповещать пользователя о произошедших бытовых событиях с помощью вибрационной, световой и звуковой индикации; питание карманного приемника должно быть от аккумулятора; наличие ряда функций, которые могут быть реализованы только у приемников с дисплеем), которые ведут к удорожанию товара, не улучшая качество жизни конечных пользователей. Кроме того, указанные характеристики объекта закупки сформированы Заказчиком по принципу избирательного выбора характеристик, содержащихся в национальном стандарте, которые максимально подходят под одну модель сигнализатора одного производителя – группа компаний «Исток». Также указывает, что техническое задание Заказчика разработано в соответствии с ГОСТ Р 70185-2022 «Технические средства реабилитации. Сигнализаторы звука световые и вибрационные. Общие технические условия» (далее – ГОСТ Р 70185-2022), который утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.06.2022 и разработан ФГБУ «Российский институт стандартизации» совместно с ООО «Исток Аудио Трейдинг». Считает, что в действиях Заказчика содержится нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), что проводит к ограничению количества участников закупки и создает преимущественные условия участия в Аукционе хозяйствующему субъекту, реализующему продукцию определенного производителя.

Заявитель указывает на наличие противоречивых положений извещения (расхождений) в структурированной форме и электронных документах, являющихся приложением к извещению. Так, в структурированной форме извещения указан срок исполнения контракта – 01.10.2024, в проекте контракта, являющегося неотъемлемой частью извещения, указан срок исполнения контракта – 15.10.2024. Кроме того, в структурированной форме извещения по позиции «Сигнализатор звука цифровой со световой индикацией» и по позиции «Сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией» установлен показатель рабочей частоты – 433,92 МГц + 0,2%, при этом, в приложенном электронном документе, являющимся неотъемлемой частью извещения, в описании объекта закупки по вышеупомянутым позициям установлен показатель рабочей частоты – 433,92 МГц +/- 0,2%. Как отмечает Заявитель, вышеуказанные противоречия вводят участников закупки в заблуждение, поскольку не позволяют однозначно определить, каким образом необходимо указать показатели характеристик, чтобы Заказчик признал заявку соответствующей.

На основании вышеизложенного Заявитель просит приостановить закупку, провести внеплановую проверку, признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Заказчик представил письменные возражения на жалобу Заявителя, считает доводы несостоятельными, указывает, что описание объекта закупки соответствует требованиям, установленным статьей 33 Закона о контрактной системе и составлено в соответствии с ГОСТ Р 70185-2022. Считает довод о том, что характеристикам, приведенным в техническом задании Заказчика, соответствует только один товар – сигнализатор производителя группы компаний «Исток», является необоснованным, указывает, что техническим характеристикам соответствуют сигнализаторы не менее двух марок: «Пульсар-3» производителя ОАО «Исток-Аудио Интернэшнл»; «Энеджи» производителя ООО «Элита Групп». Относительно довода о выявленных Заявителем противоречиях в структурированной форме извещения и электронных документах сообщает о допущенной технической ошибке в части указания показателя «рабочая частота: 433,92 МГц + 0,2%», верное значение показателя – 433,92 МГц +/- 0,2%, в соответствии с пунктом 70 Приложения к Решению ГКРЧ при Минкомсвязи России от 02.10.2012 № 12-15-05-3 «Об использовании полос радиочастот высокочастотными устройствами». Запроса на разъяснение относительно указания рабочей частоты от участников закупки не поступало.

Учитывая изложенное, Заказчик просит признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных документов и пояснений, комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:

12.03.2024 на официальном сайте Единой информационной системы размещено извещение о проведении Аукциона № 0302100024824000072. Начальная (максимальная) цена контракта – 2 372 666,65 рублей.

1. Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: 1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Заказчиком закупается товар в соответствии с позицией каталога товаров, работ, услуг (далее – КТРУ) – Сигнализатор звука цифровой с световой индикацией 27.90.20.120-00000001; Сигнализатор звука цифровой с вибрационной индикацией 27.90.20.120-00000002; Сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией 27.90.20.120-00000003.

В позиции КТРУ 27.90.20.120-0000000 отсутствуют характеристики товара.

Учитывая изложенное, Заказчик описывает товар по правилам статьи 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Статья 33 Закона о контрактной системе закрепляет правила описания объекта закупки, в частности, пункт 2 части 1 статьи 33 настоящего закона устанавливает, что заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Таким образом, в соответствии с Законом о контрактной системе применение заказчиками требований и положений технических регламентов и стандартов является обязательным.

На закупаемый товар распространяются положения ГОСТ Р 70185-2022 «Технические средства реабилитации. Сигнализаторы звука световые и вибрационные. Общие технические условия» (далее – ГОСТ Р 70185-2022), который является действующим нормативно-правовым документом.

Согласно разделу 1 ГОСТ Р 70185-2022 настоящий стандарт распространяется на сигнализаторы звука световые и вибрационные для людей с инвалидностью по слуху и устанавливает общие технические требования к сигнализаторам и методам их испытаний.

ГОСТ Р 70185-2022 устанавливает общие правила и требования, которые рекомендуется учитывать в технических условиях производителя на конкретную продукцию.

Кроме того, в ГОСТ Р 1.3-2018 «Стандартизация в Российской Федерации. Технические условия на продукцию. Общие требования к содержанию, оформлению, обозначению и обновлению» в подпунктах 4.4 и 4.5 указано следующее:

- при наличии стандартов общих технических условий или технических условий требования ТУ к конкретной продукции не должны быть ниже (хуже) требований, установленных стандартами.

- требования, установленные в ТУ, должны соответствовать требованиям законов Российской Федерации, технических регламентов и национальных стандартов.

Учитывая изложенное, сигнализаторы звука световые и вибрационные в технических условиях производителей, в части установленных требований не должны быть хуже требований, установленных стандартами к данному виду товара.

Заказчиком представлен приказ Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от 01.11.2023 № 2178 «О применении рекомендаций по составлению технических заданий для закупок технических средств реабилитации в территориальных органах СФР», которым утверждены рекомендации по составлению технического задания на обеспечение инвалидов и детей-инвалидов сигнализаторами звука световыми и вибрационными согласно приложению к настоящему приказу (далее – Рекомендации по составлению технического задания), также указано о необходимости руководителям территориальных органов СФР обеспечить использование в практической работе указанные рекомендации.

Функциональные, технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики объекта закупки указаны в документе в электронной форме «Описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона № 44-ФЗ» (далее – Техническое задание), который в полном объеме дублируют положения, указанные в Рекомендации по составлению технического задания.

Оспариваемые требования, указанные в Техническом задании Заказчика, отражены в ГОСТ Р 70185-2022, согласованные и одобренные Общероссийской общественной организацией инвалидов «Всероссийское общество глухих», в том числе:

- Рабочая частота: 433,92 МГц +/- 0,2%. Данная частота утверждена «Государственной Комиссией по радиочастотам» и разрешена для использования на территории РФ. Под этой частотой работают все радиоэлектронные устройства, включая сигнализаторы звука.

- Радиус устойчивого приема сигнала в условиях прямой видимости не менее 30 м. Без указания данных характеристик в адрес Заказчика поставлялись бы проводные устройства, которые морально устарели и не отвечают всем требованиям современных сигнализирующих устройств. Проводные устройства не удобны в использовании. Установить такое устройство пользователь самостоятельно не сможет. Также условие «не менее 30 м» оптимальное для использования в любых жилых помещениях без использования ретрансляторов сигнала.

- Настольный световой приемник должен иметь возможность устанавливаться в удобном для наблюдения месте (прикроватная тумба, стол, стена). Приемник должен иметь возможность установки на вертикальную и горизонтальную поверхность. За счет данной характеристики пользователь может установить приемник в любое удобное для наблюдения место, что поможет своевременно определять бытовые события, происходящие в доме.

- Сигнализатор звука должен быть беспроводным по конструкции. Данная функция описывает передачу сигнала между передатчиками/датчиками бытовых сигналов и приемниками сигнализатора. В техническом задании указаны способы подключения передатчиков к источникам бытовых сигналов, как проводным, так и беспроводным способом.

- Наличие дисплея. Дисплей приемника не только обеспечивает пользователей исчерпывающей информацией о бытовом событии в виде текста и визуального изображения, но также показывает время и дату. Учитывая данный фактор, это устройство может быть использовано в качестве будильника, а данная функция применяется пользователями ежедневно и является одной из основных для людей с нарушениями слуха. Исходя из данных факторов, дисплей приемника является оптимальным решением для обеспечения реабилитационного эффекта.

- Наличие передатчика дверного звонка и датчика сотового телефона. На данный момент практически все пользователи с нарушениями слуха использует не домашний телефон аппарат, а сотовый телефон (смартфон). Поэтому для максимального эффекта реабилитации целесообразно взаимодействие сигнализаторов звуком именно с такими видами телефонов. Наличие же передатчика дверного звонка в описание объекта закупки обусловлено объективностью в использовании сигнализатора, т.к. основными бытовыми сигналами в повседневной жизни пользователя с нарушениями слуха, как и любого другого человека, являются сигналы: дверного звонка, домофона и телефона.

- Питание передатчика дверного звонка должно осуществляться от встроенной батареи. Данная функция обусловлена тем, что у пользователя нет необходимости демонтажа передатчика с места установки для подзарядки аккумулятора, тем самым обеспечивая непрерывность работы передатчика и быстрой замены элементов питания. Использование аккумуляторов в данном информационном блоке не иррационально.

- Приемник должен иметь регулировку уровня громкости и мелодии звуковых сигналов, а также приемник должен оповещать пользователя о произошедших бытовых событиях с помощью: вибрационной, световой и звуковой индикации. Сигнализаторами звука пользуются люди не только с полной потерей слуха, но также и частичной. Принимая во внимание данную особенность, характеристика звуковая индикация приемника также важна, как световая и вибрационная.

- Наличие у настольного приемника функций: меню; будильник; возможность записи и просмотра событий, с указанием времени произошедшего и пропущенного события и описания характера события на русском языке. Данная характеристика помогает пользователям с нарушениями слуха просматривать пропущенные вызовы бытовых событий и вовремя на них реагировать. Также, при наличии у пользователя видеонаблюдения упрощает работу с системой, т.к. пользователь может просмотреть указанное время пропущенного сигнала на дисплее приемника и по видеоизображению определить посетителя, а не просматривать видео за целый день.

Таким образом, на основании пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, предусматривающего, что заказчик устанавливает при составлении описания объекта закупки показатели, требования, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, Заказчик описал объект закупки в соответствии с требованиями ГОСТ Р 70185-2022, Рекомендаций по составлению технического задания и исходя из потребности.

Согласно статьи 10 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.

Согласно части 1 статьи 12 настоящего закона государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Заказчик вправе включить в извещение такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.

В извещении об осуществлении закупки установлены требования к техническим и функциональным характеристикам объекта закупки в целях реализации потребностей Заказчика, а сведения, запрещенные к указанию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в извещении отсутствуют, следовательно, ее положения не противоречит нормам законодательства о контрактной системе.

Согласно возражениям Заказчика, помимо производителя, указанного Заявителем в жалобе – группа компаний «Исток», описанию объекта закупки соответствует товар марки «Энеджи» производителя ООО «Элита Групп». В подтверждение вышеуказанного представлены декларации о соответствии ООО «Исток-Аудио Интернэшнл» и ООО «Элита Групп», руководства по эксплуатации сигнализаторов вышеуказанных производителей, сравнительная таблица по показателям, а также письмо ООО «Элита Групп» от 21.03.2024, в котором указано, что сигнализатор звука с вибрационной и световой индикацией «Энеджи» соответствует всем техническим характеристикам, указанным в описании объекта закупки (№ извещения – 0302100024824000072).

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в извещении установлены требования к объекту закупки в соответствии с ГОСТ Р 70185-2022, а также с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемой деятельности и положений Закона о контрактной системе, в связи с чем, Комиссия делает вывод о том, что довод Заявителя, указанный в жалобе, является несостоятельным.

Довод жалобы о нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Законом о защите конкуренции, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, Заявитель имеет право обратиться в антимонопольный орган с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства. При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.

Следовательно, в рамках данного рассмотрения жалобы, довод Заявителя о нарушении требований, установленных Законом о защите конкуренции, не подлежит рассмотрению.

2. Относительно довода Заявителя о том, что извещение о закупке в структурированной форме и приложенные к нему электронные документы содержат разночтения, которые вводят участников закупки в заблуждение, Комиссия сообщает следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Пунктом 70 Решения ГКРЧ при Минкомсвязи России от 02.10.2012 № 12-15-05-3 для промышленных, научных и медицинских устройств установлены следующие номинальные значения радиочастот и допускаемых частотных отклонений по ним: 433,92 МГц +/- 0,2%.

В структурированной форме извещения по позиции «Сигнализатор звука цифровой со световой индикацией» и по позиции «Сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией» установлен показатель рабочей частоты – 433,92 МГц + 0,2%, при этом, в приложенном электронном документе, являющимся неотъемлемой частью извещения, в описании объекта закупки по вышеупомянутым позициям установлен показатель рабочей частоты – 433,92 МГц +/- 0,2%.

Как следует письменных возражений и устных пояснений представителей ОСФР по РБ, Заказчиком в структурированной форме извещения допущена техническая ошибка при указании характеристики погрешности рабочей частоты – необходимо было указать рабочую частоту 433,92 МГц +/- 0,2%.

Таким образом, Заказчиком допущено нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно ненадлежащем определении допускаемых частотных отклонений для рабочей частоты подлежащих поставке сигнализаторов звука. Указанные действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В пункте 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено требование об указании в извещении информации о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).

В силу пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт должен содержать обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

В структурированной форме извещения указан срок исполнения контракта – 01.10.2024, в проекте контракта указан срок действия контракта – 15.10.2024.

Согласно определению, которое приведено в статье 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует, пока они полностью не исполнят свои обязательства по нему, либо до той даты, которая содержится в тексте документа.

Под сроками исполнения контракта понимается время, в течение которого поставщик и заказчик должны исполнить взятые на себя обязательства. Они должны заканчиваться до сроков его действия. Именно сроки исполнения выступают существенным условием контракта, тогда как период его действия к таким не относится.

Положения Закона о контрактной системе не регулируют порядок расчета срока действия контракта, вместе с тем, в письме Минфина России от 20 августа 2018 года указывается, что заказчик исходя из своих потребностей самостоятельно определяет и включает в контракт условие о сроке действия контракта.

Таким образом, срок исполнения контракта не тождественен сроку действия контракта и каждый Заказчик самостоятельно в проекте Контракта, определяет и включает условие о его сроке, при этом срок действия контракта должен быть не менее срока исполнения сторонами всех возложенных на них обязательств.

Учитывая изложенное, довод Общества не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частями 3, 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России

р е ш и л а:

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Медпроф» ИНН 7105057864 частично обоснованной в части наличия противоречий в структурированной форме извещения.

2. Признать Заказчика, нарушившим требования пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.

4. Передать материалы жалобы должностному лицу Бурятского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

ОСФР по Республике Бурятия
ИНН 0323048828, ОГРН 1020300893249
ООО "Медпроф"
ИНН 7105057864, ОГРН 1197154012318