Решение №04-50/214 Решение по жалобе ООО «Камстром Плюс» на действия ГКУ «Управ... от 25 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

участника закупки № 003/06/33-21/2021

 «21» января 2021 года                                                                 город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<...>, председателя Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии:

представителей ООО «Камстром Плюс» <...>, доверенность от 19.01.2021 № 02, <...> доверенность от 19.01.2021 № 03, <...> доверенность от 19.01.2021 № 01,

представителей ГКУ «Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия» <...> доверенность от 14.10.2020, <...>, доверенность от 20.01.2021,

представителей Республиканского агентства по государственным закупкам <...> доверенность от 14.01.2021 №3, <...>, доверенность от 11.01.2021 № 2,

рассмотрев жалобу ООО «Камстром Плюс» (далее-Заявитель, Общество) (вх. от 15.01.2021 № 132) на действия заказчика - ГКУ «Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия» (далее – Заказчик), уполномоченного органа – Республиканского агентства по государственным закупкам (далее – Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по объекту: "Ремонт автомобильной дороги Гусиноозерск-Петропавловка-Закаменск-граница с Монголией, км 0 - км 30 в Селенгинском районе Республики Бурятия", с реестровым номером – 0102200001620003515 (далее – Конкурс), и в результате рассмотрения жалобы в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе),

у с т а н о в и л а:

Заявитель указывает, что Заказчиком не устранены допущенные нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 31 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, а именно, что отдельные виды работ относятся к капитальному ремонту, однако Заказчик разместил закупку без учета требований к выполнению работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, а также не установил требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации.

Кроме того, обжалует положение конкурсной документации в части критерия оценки заявок – «Квалификация участников закупки» показатель «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема». Заявитель считает, что установленные Заказчиком требования о том, что стоимость каждого контракта (договора) должна составлять не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта; подлежат оценке опыт выполнения работ только по автомобильным дорогам и по текущему ремонту и установлен исключительно один показатель оценки (опыт по успешному выполнению работ) по нестоимостным критериям, противоречат законодательству о контрактной системе и влечет ограничение конкуренции в рамках части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). 

Заявитель просит приостановить закупку, провести проверку, признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Заказчик, Уполномоченный орган с жалобой Заявителя не согласились, поддержали доводы, изложенные в отзыве. Указывают на то, что объект закупки не является работами по капитальному ремонту автомобильной дороги. Поскольку предметом закупки являлись работы по текущему ремонту дороги, в документации не установлены требования к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации. Порядок оценки заявок установлен в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 (далее- Правила оценки заявок). Предмет закупки не подпадает под особенности, предусмотренные указанными в жалобе пунктами Правил оценки заявок. Заказчик указывает, что по данной закупке подано 6 заявок, все заявки допущены к участию в Конкурсе.

Просят признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:

05.11.2020 на официальном сайте в единой информационной системе размещено извещение о проведении Конкурса (реестровый номер – 0102200001620003515) и конкурсная документация. 17.12.2020 по предписанию контрольного органа в сфере закупок внесены изменения. Начальная (максимальная) цена контракта – 534 062 956,00 рублей.

Довод жалобы о том, что объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту, в связи с чем необходимо предъявление требования к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации, отклоняется Комиссией Бурятского УФАС России по следующим основаниям.

Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе).

В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 этой статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ установлено, что в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 этого Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства. То есть условием допуска к участию в закупках в случае осуществления закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, или капитальному ремонту объекта капитального строительства, подлежащим установлению в документации о торгах в силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, является обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства с указанием конкретного вида работ по организации строительства, соответствующего объекту закупки.

Как следует из материалов дела, объектом закупки является выполнение работ по объекту "Ремонт автомобильной дороги Гусиноозерск-Петропавловка-Закаменск-граница с Монголией, км 0 - км 30 в Селенгинском районе Республики Бурятия".

В соответствии с пунктами 10 и 11 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", под капитальным ремонтом автомобильной дороги понимается комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги. Ремонт автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.

Определения понятий "объект капитального строительства", "строительство", "реконструкция", "капитальный ремонт объекта капитального строительства" приведены в статье 1 ГрК РФ.

Капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов (пункт 14.2).

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - Приказ N 402).

Разделом III Приказа N 402 предусмотрена классификация работ по ремонту автомобильных дорог, включающая в себя, в том числе восстановление дорожных одежд в местах ремонта земляного полотна, ремонт размытых и разрушенных участков земляного полотна автомобильных дорог, в том числе вследствие пучинообразования и оползневых явлений; полную замену слоев дорожного покрытия, восстановление изношенных покрытий, в том числе методами термопрофилирования или холодной регенерации с добавлением органических и неорганических материалов, обеспечивающими повторное использование материала старого покрытия; использование армирующих и трещинопрерывающих материалов при восстановлении изношенных покрытий, замену отдельных звеньев и оголовков водопропускных труб, исправление изоляции и стыков водопропускных труб с удалением и восстановлением земляного полотна и дорожной одежды, расчистка подводящих и отводящих русел, замену на новые отдельных балок пролетных строений (до 25%), ремонт оставшихся балок, ремонт или замена плит и других элементов пролетных строений; замена отдельных элементов опор; замена, установка недостающих переходных плит, открылков и шкафных стенок устоев; замена швов омоноличивания балок пролетных строений; восстановление защитного слоя железобетонных контракций, заделка трещин и другие работы по устранению повреждений; замена деформационных швов; восстановление конусов насыпей регуляционных сооружений, замена укрепления откосов; замена системы водоотвода на мостовом сооружении и в узлах сопряжения с насыпью; восстановление сооружений химической и других видов очистки сточных вод; замена ограждений, перил и тротуаров;восстановление несущей способности тротуаров, перил и ограждений с восстановлением гидроизоляции системы водоотвода; замена одежды мостового полотна одновременно с заменой деформационных швов, замена покрытия ездового полотна, замена покрытия тротуаров.

Из доводов отзыва Заказчика, следует, что перечень работ, подлежащих выполнению при исполнении государственного контракта, не относится к перечню работ, относимых Приказом N 402 к работам по капитальному ремонту автомобильных дорог.

С учетом вышеприведенных нормативных положений, а также представленных материалов дела, дополнительных пояснений Заказчика, Уполномоченного органа, Комиссия Бурятского УФАС России приходит к выводу о том, что работы, предусмотренные конкурсной документацией, не относятся к работам по капитальному ремонту автомобильной дороги. При исполнении ранее выданного предписания (от 02.12.2020 №003/06/33-957/2020) в рамках рассмотрения жалобы ООО «Камстром Плюс» по данной закупке, Заказчиком, Уполномоченным органом внесены изменения в положения конкурсной документации, путем исключения работ, являющихся работами по капитальному ремонту, следовательно, положения пункта 1 части 1 стати 31 Закона о контрактной системе, части 3.1 статьи 52 ГрК РФ не подлежат применению в рассматриваемом случае, в связи с чем Заказчиком, Уполномоченным органом правомерно не предъявлено требование к участникам закупки об обязательном членстве в саморегулируемой организации.

Приложением № 2 к конкурсной документации предусмотрены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

Для оценки заявок участников закупки используются следующие критерии:

Критерий 1: Цена контракта. Значимость критерия - 60%.

Критерий 2: Квалификация участников закупки. Значимость критерия - 40%.

2.1. Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Значимость показателя -100%.

Оценка заявок по нестоимостным критериям.

Квалификация участников закупки. Значимость критерия - 40%.

Для оценки заявок по критерию квалификация участника закупки для указанного ниже показателя критерия установлена значимость.

Максимальное количество баллов по критерию – 100 баллов.

В случае непредоставления документов характеризующих квалификацию участника конкурса такому участнику присваивается оценка 0.

Показатель С1: Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Значимость показателя -100%.

Оценивается опыт выполнения работ по текущему ремонту, строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог.

Оценивается количество контрактов (договоров) за последние 5 лет. Стоимость каждого контракта (договора) должна составлять не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта.

Сведения об исполнении контрактов (договоров) по договору субподряда при оценке заявок не учитываются.    

Документы, которые должны быть представлены участником конкурса для подтверждения наличия опыта выполнения работ: подтверждается предоставлением копий:

- исполненных контрактов (договоров) с актами сдачи-приемки выполненных работ по таким контрактам (договорам), подтверждающими стоимость исполненного контракта (договора). Акт (акты) сдачи-приемки выполненных работ должен (должны) быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

- Разрешение на ввод объекта капитального строительства (автомобильных дорог) в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства (автомобильных дорог) в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Разрешение на ввод объекта капитального строительства (автомобильных дорог) должно быть подписано не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

 Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки. Настоящие Правила применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Пунктом 27 Правил оценки заявок установлено, что показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) Правил оценки заявок, может быть в том числе опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.

Согласно письму Министерства финансов Российской федерации от 17.04.2020 № 24-05-05/30961 «О требованиях к порядку подтверждения наличия опыта у участника закупки» при осуществлении закупок иных товаров, работ, услуг в случае наличия в документации о закупке показателя "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки" заказчик самостоятельно устанавливает требования к порядку подтверждения наличия опыта у участника закупки, а также раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки.

Исходя из того, что предмет закупки относится к текущему ремонту автомобильной дороги (то есть не подпадает под особенности, предусмотренные пунктами 27(1) и 27(4) Правил оценки заявок) при осуществлении закупок работ при наличия в документации о закупке показателя "опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки" Заказчик самостоятельно устанавливает требования к порядку подтверждения наличия опыта у участника закупки, а также раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по выполнению работ с предметом осуществляемой закупки.

Пункты 27(2), 27(3) Правил оценки заявок относятся к случаям осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе.

Таким образом, порядок оценки заявок, ее критерии не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе.

Частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

На участие в Конкурсе подано 6 заявок, в том числе заявка, поданная Заявителем. Права и законные интересы ООО «Камстром Плюс» не нарушены положениями документации, обстоятельства, препятствующие подаче заявок, не установлены, признаки ограничения количества участников закупки отсутствуют, соответственно отсутствует ограничение конкуренции в соответствии с требованиями, предусмотренными Законом о защите конкуренции.

Таким образом, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа отсутствуют нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России 

р е ш и л а:

  1. Признать жалобу ООО «Камстром Плюс» необоснованной. 
  2. Нарушения требований статьи 17 Закона о защите конкуренции не установлены.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны