Решение №04-56/2938 Решение по обращению ГУ–РО Фонда социального страхования РФ ... от 15 августа 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №003/06/104-650/2022

по результатам рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков

«11» августа 2022 года                  город Улан-Удэ                  

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<…>, председателя Комиссии,

<…>, члена Комиссии,

<…>, члена Комиссии,

при участии в режиме ВКС представителей Государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия (далее – Заказчик) – <…>  (доверенность от 26.01.2022 № 18), <…> (доверенность от 26.01.2022 № 19), <…> (доверенность от 09.08.2022 № 50), <…> (доверенность от 10.01.2022 №1), директора ООО «Социальное партнерство» (далее – Общество, ООО «Соцпарт») <…>., представителя ООО «Соцпарт» по доверенности от 05.08.2022 № 18/2022 <..>.,

рассмотрев обращение ГУ–РО  Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия (вх. от 04.04.2022 № 4856) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Социальное партнерство» в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на поставку инвалидам в 2022 году технических средств реабилитации, а именно бумажных подгузников для взрослых, номер извещения 0302100013522000001 (далее – Аукцион), и в результате осуществления проверки информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность подрядчика в соответствии с частью 7 статьи 104, а также проведения внеплановой проверки, предусмотренной пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", 

у с т а н о в и л а:

Из представленных документов Заказчика следует, что по результатам Аукциона ООО «Соцпарт» признано победителем, с которым 21.02.2022 заключен контракт № ГКТ-22/12-59 на поставку инвалидам в 2022 году технических средств реабилитации, а именно бумажных подгузников для взрослых (далее – Контракт) на сумму 28 330 245,01 рублей.

Поставка товара в соответствии с п. 3.3.1 Контракта по наименованию, в количестве, сроки в соответствии со спецификацией (Приложение №2 к Контракту) по 11 марта 2022 года.

Обязательства поставщиком не исполнены в полном объеме, тем самым нарушен п.3.3.1 Контракта, данный факт отражен в письме от 15.03.2022 № 09-12/0309-1645.   

22.07.2022 Заказчиком принято решение № 09-12/0309-2935 об одностороннем отказе от исполнения Контракта.   

Решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта было размещено в ЕИС 22.07.2022.

Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Заказчик направил в антимонопольный орган настоящее обращение для рассмотрения.

Директор ООО «Соцпарт» дала пояснения в соответствии с письменными пояснениями (вх. от 10.08.2022 № 4957), из которых следует что контракт исполнен частично в связи с тем, что на момент наступления срока исполнения обязанности по поставке товара в регион, производитель товара прекратил производство. В связи с началом специальной операции РФ на Украине доставка сырья для производства полгузников в РФ прекратилась, а позднее сырье (длинно волоконная целлюлоза и супер абсорбент) вошли в 5 пакет санкций ЕС, аналогов в РФ не производится. 04.03.2022, 16.03.2022 об этих обстоятельствах Заказчик был проинформирован своевременно с приложением подтверждающих документов. Заказчику было предложено расторгнуть контракт по соглашению сторон. При этом по остальным трем, ранее заключенным контрактам (от 18.01.2022 № ГКТ22/12-19, от 18.01.2022 № ГКТ22/12-20, от 22.12.2022 № ГКТ-21/12-370) с данным Заказчиком государственные контракты исполнены в полном объеме, так как товар по указанным контрактам был заказан, произведен и отгружен в более ранние сроки. Производитель товара обратился за заключением в Торгово-промышленную палату РФ на основании решения комиссии Европейского союза по принятию 5 пакета санкций, однако заключение ТПП до настоящего момента не выдано.

Проблема исполнения заключенных контрактов во всех регионах фондом социального страхования стала очевидна и центральным аппаратом ФСС России 01.04.2022 проведено совещание с участниками рынка по обсуждению вопроса обеспечения абсорбирующим бельем, подгузниками и специальными средствами в 2022 году на котором были озвучены все проблемы: отсутствие сырья, прерывание логистических цепочек, изменение курса валют, сложности при поиске альтернативных путей логистики, сложности в получении регистрационных удостоверений на продукцию и т.д.

В расторжении контракта по соглашению сторон для возможности объявления торгов повторно и приобретения товара, не российского производства (Белоруссия, Китай, Турция и т.д.) Заказчиком было отказано, на письмо с просьбой о личном приеме в адрес Заказчика было отказано. В рамках возможностей, которыми располагало Общество, все обязательства были исполнены надлежащим образом.

Просили не включать ООО «Соцпарт» в реестр недобросовестных поставщиков.    

Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, изучения материалов, представленных Заказчиком, Обществом, установила следующее.

26.01.2022 в Единой информационной системе (далее –ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку инвалидам в 2022 году технических средств реабилитации, а именно бумажных подгузников для взрослых, номер извещения 0302100013522000001. Начальная (максимальная) цена контракта – 30 413 575,10 рублей.

Контракт между Заказчиком и Победителем заключен 21.02.2022, реестровый № 10323012571 22 000077 на сумму 28 330 245,01 рублей.

Согласно пункту 1.1 Контракта, в соответствии с Контрактом Поставщик обязуется осуществить поставку инвалидам или их законным представителям, или представителям по доверенности либо на основании иного  документа,  подтверждающего  их полномочия (далее соответственно - Получатель, представитель Получателя), следующих технических средств реабилитации: бумажных подгузников для взрослых (далее - Товар), предусмотренных техническим заданием (приложение № 1 к Контракту) и спецификацией (приложение № 2 к Контракту), в Республику Бурятия в соответствии с календарным планом (приложение № 3 к Контракту), по направлениям на получение либо изготовление технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, оформленным Заказчиком в соответствии с формой, утвержденной приказом  Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 августа 2008 г. N 439н «Об утверждении форм уведомления о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, направления на их получение либо изготовление, специального талона  и именного направления для бесплатного получения проездных документов для проезда к месту нахождения организации, обеспечивающей техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями» (далее - направления), а Заказчик обязуется оплатить Товар.

Согласно пункту 3.3.1 Контракта, поставщик обязан обеспечить поступление Товара в субъект Российской Федерации, указанный в пункте 1.1 Контракта, по наименованию, в количестве, сроки в соответствии со спецификацией (Приложение №2 к Контракту) по 11 марта 2022 года.

04.03.2022 Обществом осуществлена поставка товара в количестве 379 170 штук на сумму 9 623 052,00 рублей, что составляет 34% от общего количества товара (1 126 500 шт.).

Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

22.07.2022 в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пунктом 13.1 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и размещен в ЕИС.

Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, решение Заказчика вступило в силу 02.08.2022 года.

Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является нарушение условий контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем) которое предполагает недобросовестное поведение такого исполнителя, приведшее к невозможности исполнения контракта и нарушающее права заказчика относительно его условий.

Вместе с тем, Комиссия Бурятского УФАС России выслушав доводы, изучив представленные материалы приходит к следующему выводу: 

В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, Определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Кроме того, ни положения Закона о контрактной системе, ни Правил ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений о лице в РНП уполномоченный орган не должен ограничиваться формальной проверкой факта нарушения им требований Закона о контрактной системе и обязан исследовать все обстоятельства дела, дать оценку совершаемым участником закупки действиям, их направленности на отказ от заключения контракта, несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения, существенности допущенного нарушения и его последствий.

При этом требование о внесении сведений об организации в РНП по существу подлежит разрешению в соответствии с принципами административной ответственности, обязательными элементами которой выступают виновность и противоправность поведения субъекта экономических правоотношений при соблюдении принципов презумпции невиновности и корреспондирующей ему обязанности заявителя доказать умысел либо недобросовестность при исполнении государственного контракта.

Из материалов дела усматривается отсутствие недобросовестного поведения ООО «Социальное партнерство», выраженного в умышленном неисполнении контракта в установленные сроки.

Данное обстоятельство подтверждается пояснениями Общества, а также копиями представленных документов, из которых следует что контракт исполнен частично в связи с тем, что на момент наступления срока исполнения обязанности по поставке товара в регион, производитель товара прекратил производство (письма производителя ООО «Белла Сибирь» от 03.03.2022, 16.03.2022 прилагаются). В связи с началом специальной операции РФ на Украине доставка сырья для производства полгузников в РФ прекратилась, а позднее сырье (длинно волоконная целлюлоза и супер абсорбент) вошли в 5 пакет санкций ЕС, аналогов в РФ не производится. По ранее заключенным с ФСС по Республике Бурятия контрактам от 18.01.2022 № ГКТ22/12-19, от 18.01.2022 № ГКТ22/12-20, от 22.12.2022 № ГКТ-21/12-370 товары поставлены в полном объеме, так как товар по указанным контрактам был заказан, произведен и отгружен в более ранние сроки.

В соответствии с пунктом 15 Постановления № 1078, Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение сведений об ООО «Социальное партнерство» в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не усматривается умышленное неисполнение условий контракта.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)»

РЕШИЛА:

Отказать во включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью «Социальное партнерство» (ИНН <..>) в реестр недобросовестных поставщиков.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

Связанные организации не указаны