Решение №ИБ/1926/23 Решение по обращению ГКУ "Хозяйственно-транспортный комплекс... от 4 августа 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 003/10/104-567/2023

по результатам рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков

«01» августа 2023 года                                                                                             г. Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:

<...>, председателя Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителя Государственного казенного учреждения «Хозяйственно-транспортный комплекс администрации главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия» (далее – ГКУ «ХТК администрации главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия», Заказчик) <...> (доверенность № 26 от 01.08.2023) и индивидуального предпринимателя Панова Евгения Анатольевича ИНН 031611114690 (далее – ИП Панов Е.А., Исполнитель),

рассмотрев обращение ГКУ «Хозяйственно-транспортный комплекс администрации главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия» (вх. № 2565-ЭП/23 от 25.07.2023) о включении в реестр недобросовестных поставщиков ИП Панова Евгения Анатольевича ИНН 031611114690 в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию системы бесперебойного питания и дизель-генераторных установок, номер извещения – 0302200014622000047, ИКЗ – 222032647659603260100103800463314244, и в результате осуществления проверки информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность подрядчика в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей),

у с т а н о в и л а:

Из представленных документов Заказчика следует, что 04.10.2022 между Заказчиком и ИП Пановым Е.А. заключен государственный контракт № ЗК-0302200014622000047 на оказание услуг по техническому обслуживанию системы бесперебойного питания и дизель-генераторных установок (далее – Контракт). Ссылаясь на пункт 8 Приложения № 1 к Контракту, Заказчик указывает, что Исполнитель обязуется в течение гарантийного срока эксплуатации ДГУ и СПБ все неисправности (недостатки по качеству или объёму оказанных услуг), возникшие по вине Исполнителя, должны устраняться Исполнителем в течение 1 (одного) рабочего дня с момента поступления от Заказчика уведомления, без дополнительных расходов со стороны Заказчика.

Начиная с 26.06.2023 одна из установок, расположенная по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, д. 47, находилась в нерабочем состоянии. Исполнитель к оказанию услуг не приступил.

На основании изложенного и в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пунктом 1,2 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 11.2 Контракта 11.07.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Исполнителем даны пояснения, представлены документы, свидетельствующие об отсутствии недобросовестного поведения. Как указывает ИП Панов Е.А., услуги им исполнялись в соответствии с Контрактом.

Так, 26.06.2023 по устной заявке Заказчика Исполнителю сообщили, что одна из установок, расположенная по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 47, находится в нерабочем состоянии. По выезду на адрес установки были проведены работы по диагностике и выявлению неисправностей, в ходе которых выявлен выход из строя насоса низкого давления перекачки топлива типа ALFI PARTS и греющего элемента подогревателя жидкости, установленного на ДГУ. Выявленная проблема была устно передана Заказчику.

28.06.2023 в ответ на письмо Заказчика № 99-01-39-и677/23 от 27.06.2023 о неработоспособности вышеуказанного ДГУ Исполнителем направлен ответ о выявленных неисправностях в ДГУ с подробным описанием проблемы, в частности, для восстановления работоспособности ДГУ в автоматическом режиме Заказчику рекомендовано незамедлительно приобрести вышеуказанный насос. Также в письме сообщено, что замена данного оборудования не входит в техническое задание Контракта. Ответ от Заказчика не получен.

11.07.2023 на электронный адрес Исполнителя поступило решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

ИП Панов Е.А. сообщает об отсутствии намерения уклоняться от исполнения Контракта, поскольку им были предприняты необходимые действия, предусмотренные Контрактом. В настоящее время ИП Панов Е.А. готов исполнить Контракт в полном объеме.

ИП Панов Е.А. успешно выполняет аналогичные работы для различных заказчиков, что подтверждается заключенными договорами, информация о которых содержится в единой информационной системе. Со стороны заказчиков каких-либо нареканий и претензий в адрес ИП Панова Е.А. по результату исполнения контрактов не поступало, что доказывает компетенцию и профессионализм по выполнению подобного рода работ, а также характеризует Исполнителя как надежного партнера.

Кроме того, включением сведений в реестр недобросовестных поставщиков ИП Панову Е.А. будет причинен значительный материальный ущерб, в связи с тем, что Исполнитель будет лишен возможности участвовать в торгах для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а это является одной из значимых частей деятельности, что также является несоразмерным наказанием с учетом осуществленных ИП Пановым Е.А. действий.

На основании вышеизложенного, ИП Панов Е.А. просит не включать сведения о нем в реестр недобросовестных поставщиков.

Комиссия, исследовав и оценив в совокупности представленные документы (информацию) и пояснения, пришла к следующим выводам.

21.09.2022 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС) в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0302200014622000047 о проведении запроса котировок в электронной форме: «Оказание услуг по техническому обслуживанию системы бесперебойного питания и дизель-генераторных установок». Начальная (максимальная) цена контракта – 84 000,00 руб.

04.10.2022 между Заказчиком и Исполнителем заключен контракт № ЗК-0302200014622000047 (реестровый номер – 2032647659622000127) на сумму 81 600 руб.

В соответствии с пунктом 1.1 Контракта Исполнитель обязуется оказать услуги по техническому обслуживанию системы бесперебойного питания и дизель-генераторных установок по заданию Заказчика с использованием своих материалов (далее – услуги), а Заказчик обязуется принять результат и оплатить на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.

В силу пункта 1.2 Контракта объем услуг, оказываемых Исполнителем, требования к оказываемым услугам определены в Техническом задании, являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта (Приложение № 1 к контракту).

Все расходы Исполнителя, в том числе расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей, а также затраты, связанные с выполнением обязательств по контракту включены Исполнителем в цену контракта (пункт 2.2 Контракта).

На основании пунктов 3.1, 3.2 Контракта место и срок оказания услуг: согласно Техническому заданию (Приложение №1 к контракту).

Исполнитель обязан оказать услуги, предусмотренные п. 1.1 настоящего контракта в объеме, предусмотренном в приложении №1, являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта (подпункт 4.1.1 Контракта).

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (подпункт пункт 4.4.1 Контракта).

В силу подпункта 11.2 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Как следует из материалов дела, 11.07.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по причине неисполнения ИП Пановым Е.А. условий контракта.

Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке урегулирован частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Так, частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссией установлено, что решение о расторжении контракта размещено в ЕИС 11.07.2023 11:12 (МСК).

Таким образом, датой надлежащего уведомления Поставщика о расторжении контракта с учетом положений части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе является 11.07.2023.

Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

С учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, а указанный контракт расторгнут 24.07.2023.

Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

На основании вышеуказанной нормы Заказчиком 25.07.2023 в антимонопольный орган направлено обращение о включении информации об ИП Панове Е.А. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).

В течение десятидневного срока, установленного частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, Исполнителем не устранено.

На основании части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (часть 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, подпункт «б» пункта 13 Постановления Правительствам РФ № 1078).

Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.

Верховный Суд Российской Федерации также неоднократно разъяснял, что при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной проверкой, а должен устанавливать по делу обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.

Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Антимонопольный орган при осуществлении проверки информации и документов, представленных Заказчиком, не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки и оценивает не правомерность расторжения контракта с позиции гражданского законодательства, а соблюдение Заказчиком процедуры одностороннего отказа от исполнения Контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе и оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.

Включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.

В соответствии с пунктом 15 Правил, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.

Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Комиссия Бурятского УФАС России, изучив представленные сторонами документы (информацию), пришла к выводу о том, что в действиях ИП Панова Е.А. отсутствует недобросовестное поведение, выраженное в умышленном неисполнении условий заключенного Контракта, поскольку Исполнителем предпринимались меры для его выполнения.

Так, 26.06.2023 по устной заявке Заказчика Исполнителю сообщили, что одна из установок, расположенная по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 47, находится в нерабочем состоянии. По выезду на адрес установки были проведены работы по диагностике и выявлению неисправностей, в ходе которых выявлен выход из строя насоса низкого давления перекачки топлива типа ALFI PARTS и греющего элемента подогревателя жидкости, установленного на ДГУ. Выявленная проблема была устно передана Заказчику.

28.06.2023 в ответ на письмо Заказчика № 99-01-39-и677/23 от 27.06.2023 о неработоспособности ДГУ Исполнителем направлен ответ о выявленных неисправностях в ДГУ с подробным описанием проблемы, в частности, для восстановления работоспособности ДГУ в автоматическом режиме Заказчику рекомендовано незамедлительно приобрести вышеуказанный насос. Также в письме сообщено, что замена данного оборудования не входит в техническое задание Контракта. Ответ от Заказчика не получен.

Вместе с тем, как следует из представленных Исполнителем документов, о наличии вышеуказанной проблемы ИП Панов Е.А. уведомлял Заказчика ранее, а именно в письме № 88 от 08.08.2022. В данном письме Исполнитель сообщает о замене насоса типа ALFI PARTS, что не входит в перечень материалов, включенных в состав государственного контракта № ЗК-0302200014621000051 от 06.12.2021. В связи с чем Исполнитель просил Заказчика оплатить стоимость насоса (цена указана в коммерческом предложении, приложенном к письму). Из пояснений ИП Панова Е.А. Заказчик проигнорировал просьбу Исполнителя и не произвел оплату.

В ходе анализа положений Контракта и Приложения № 1 к Контракту нарушений со стороны ИП Панова Е.А. в части неисполнения условий Контракта не установлено, поскольку Приложение № 1 (Таблица № 1 «Перечень услуг») не включает в себя замену какого-либо насоса, как и не предусмотрено наличие какого-либо насоса в Характеристиках применяемых материалов (Таблица № 2 Приложения № 1 к Контракту).

Следует отметить, что об исполнении Контракта ИП Пановым Е.А. свидетельствуют записи из Журнала работы ДГУ от 13.01.2023, 01.02.2023, 02.03.2023, 05.04.2023, 05.05.2023 (запись зачеркнута), 06.06.2023, которые проставлялись Исполнителем и его сотрудником Сурановым К.А.

Заказчиком на заседание Комиссии были представлены акты пробного запуска ДГУ от 26.06.2023, 27.06.2023, 28.06.2023, подписанные только сотрудниками ГКУ «ХТК администрации главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия», в отсутствие подписи ИП Панова Е.А. Также представлен Акт осмотра и оценки технического состояния оборудования от 29.06.2023 № 23-01/32, составленный ООО «Электра» по запросу Заказчика, и письмо № 99-01-39-И692/23 от 30.06.2023 с требованием к Исполнителю произвести работы, уведомлением о штрафных санкциях, пени и расторжении Контракта в одностороннем порядке.

ИП Панов Е.А. о существовании вышеуказанных актов не был осведомлен, ничего не подписывал, при этом, как следует из представленного им письма № 36 от 27.06.2023 и скриншота журнала учета ДГУ, Исполнитель находился на территории Заказчика 26.06.2023. Вместе с тем, ИП Панов Е.А. сообщил, что в тот день сфотографировал журнал, поскольку обнаружил свою запись от 05.05.2023 зачеркнутой.

Вышеуказанные обстоятельства представителем Заказчика не оспорены.

В подтверждение добросовестности Исполнитель сообщает об успешном исполнении своих обязательств и отсутствии нареканий со стороны Заказчиков по ранее заключенным контрактам.

Принимая во внимание вышеуказанное, исходя из имеющихся на дату рассмотрения дела сведений, фактов и доказательств, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассматриваемом случае включение сведений об ИП Панове Е.А. в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не усматривается намерение в неисполнении заключенного Контракта.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и подпунктом «а» пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия Бурятского УФАС России,

р е ш и л а:

1. Отказать Государственному казенному учреждению «Хозяйственно-транспортный комплекс администрации главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия» во включении информации об индивидуальном предпринимателе Панове Евгении Анатольевиче ИНН 031611114690 (адрес: <...>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

ГКУ "Хозяйственно-транспортный комплекс Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия"
ИНН 0326476596, ОГРН 1080326005650