Решение №04-56/2858 Решение по обращению Администрации МО «Эгитуйское» Еравнинск... от 5 августа 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 003/06/104-644/2022
по результатам рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков
«5» августа 2022 года город Улан-Удэ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
<…>,
заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителя Администрации МО «Эгитуйское» Еравнинского района <…>, доверенность от 02.08.2022, генерального директора ООО «Виктория Билдинг» <…>, доверенность от 01.08.2022, представителя ООО «Виктория Билдинг» <…>, доверенность от 01.08.2022,
рассмотрев обращение Администрации МО «Эгитуйское» Еравнинского района (далее – Заказчик) (вх. от 29.07.2022 № 4749) о включении сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Виктория Билдинг» (далее – ООО «Виктория Билдинг», Общество) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением участника закупки от заключения контракта по результатам проведенного электронного аукциона на капитальный ремонт котельной в с. Эгита (№ 0102300002322000007) (далее – Аукцион), в соответствии с статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
у с т а н о в и л а:
Из обращения Заказчика следует, что в установленный законом срок, Общество не подписало проект контракта, в связи с чем, Заказчиком 28.07.2022 принято решение о признании участника уклонившимся от заключения контракта. Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Заказчик направил обращение и документы, свидетельствующие об уклонении Общества от заключения контракта в Бурятское УФАС России на рассмотрение.
ООО «Виктория Билдинг» поясняют, что готовность подписать контракт имелась, однако, в связи с техническими проблемами не смогли этого сделать. Обществом в качестве обеспечения исполнения контракта получена независимая гарантия в установленные на подписание контракта сроки. Просит сведения об Обществе не включать в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), так как намерение уклониться от заключения контракта отсутствовало.
Комиссия Бурятского УФАС России, рассмотрев документы, представленные сторонами, установила следующее:
07.07.2022 размещено извещение о проведении Аукциона № 0102300002322000007. Начальная (максимальная) цена контракта – 1 710 241,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.07.2022 по результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем аукциона признается участник закупки с идентификационным номером заявки – 125 (ООО «Виктория Билдинг»), заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта 1 701 689,79 руб.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Пунктами 1, 2 части 3 статьи 51 настоящего закона установлено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
- подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).
- формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.
22.07.2022 от победителя поступил протокол разногласий, 25.07.2022 Заказчик доработал проект контракта и разместил в ЕИС. В регламентированный срок, Обществом проект контракта не подписан, в связи с чем, Заказчик 28.07.2022 формирует протокол о признании участника уклонившимся от заключения контракта и направляет обращение в антимонопольный орган о включении сведений об ООО «Виктория Билдинг» в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия Бурятского УФАС России выслушав пояснения сторон, изучив представленные материалы приходит к следующему выводу:
Как указано в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 года N 1811-О-О и от 24 сентября 2012 года N 1807-О, статья 19 Закона о размещении заказов направлена на обеспечение добросовестной конкуренции среди участников размещения государственного заказа.
Признание участника закупки уклонившимся от заключения контракта является в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе одним из оснований для включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков.
Данная санкция влечет для участника закупки неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку может ограничить права такого участника на участие в течение установленного срока в аукционах по размещению государственных и муниципальных заказов (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Как указано в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона о размещении заказов.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в торгах, административным органом наряду с фактом отказа от заключения контракта, должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника заказа.
Из материалов дела усматривается отсутствие недобросовестного поведения Общества, выраженного в умышленном незаключении контракта в установленный срок.
О добросовестности намерений участника закупки свидетельствует тот факт, что Обществом в регламентированный срок получена независимая гарантия в качестве обеспечения исполнения контракта (от 22.07.2022 № 2201977 ПАО «Совкомбанк»).
Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (ч. 1). Статьей 10 Гражданского кодекса РФ установлено, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (ч.5).
Какие-либо доказательства целенаправленного уклонения от заключения контракта при имеющейся у него соответствующей возможности надлежащим образом его исполнить, и уклонение лица от заключения контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в материалах дела отсутствуют. Сам по себе факт незаключения контракта, не свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки, как то понимается в статье 10 Гражданского кодекса РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что Исполнитель осуществлял свои гражданские права, связанные с заключением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовал в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом).
Принимая во внимание вышеуказанное, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение сведений об ООО «Виктория Билдинг» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не усматривает намерения в уклонении от заключения контракта.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078
р е ш и л а:
Отказать заказчику – Администрации МО «Эгитуйское» Еравнинского района во включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО «Виктория Билдинг» (ИНН 0300003820, КПП 030001001, адрес: 671430, Республика Бурятия, Еравнинский район, с. Сосново-Озерское, ул. Западная, д. 14).
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.