Решение №04-56/3053 Решение по обращению Министерства внутренних дел по Республи... от 24 августа 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №003/06/104-674/2022

по результатам рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков

«22» августа 2022 года                  город Улан-Удэ                   

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: <…>,

при участии в режиме ВКС представителей ООО «ИНТЕРЛАБСЕРВИС» (далее – Общество) <…> по доверенности от 15.08.2022, в отсутствие представителей Министерства внутренних дел по Республике Бурятия (далее – Заказчик), уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев обращение Министерства внутренних дел по Республике Бурятия (вх. № 5064 от 16.08.2022) о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО «ИНТЕРЛАБСЕРВИС» в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта  от 05.10.2021 на Оказание услуг по техническому обслуживанию ДНК-лаборатории ЭКЦ МВД по Республике Бурятия, ИКЗ – 211032305552903260100100170023312244, и в результате осуществления проверки информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность подрядчика в соответствии с частью 7 статьи 104, а также проведения внеплановой проверки, предусмотренной пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", 

у с т а н о в и л а:

Из представленных документов Заказчика следует, что между Заказчиком и ООО «ИНТЕРЛАБСЕРВИС» заключен государственный контракт от 05.10.2021 № 0302100004521000094 на оказание услуг по техническому обслуживанию ДНК-лаборатории ЭКЦ МВД по Республике Бурятия (далее – Контракт) на сумму 750 657,00 рублей.  Срок оказания услуги: с 01.05.2022 по 01.06.2022.

29.07.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с неоказанием услуги  по техническому обслуживанию генетического анализатора Applied Biosystems 3500, Applied Biosystems в установленный срок.

Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Заказчик направил в антимонопольный орган настоящее обращение для рассмотрения.

Из пояснений представителей ООО «ИНТЕРЛАБСЕРВИС» следует, что исполнителем частично не выполнены работы, предусмотренные в п. 13 перечня услуг по обслуживанию анализатора генетического Applied Biosystems 3500 ТЗ: «Проверка работоспособности генетического анализатора с набором  3500 HID InstallKit 5 dye (предоставляется Исполнителем)». Невозможность исполнения обязательства обусловлена действием обстоятельств непреодолимой силы, выразившихся в прекращении Thermo Fisher Scientific Inc. продажи и производства продукции на территории Российской Федерации в связи с введением в США торгового эмбарго с 11.03.2022 и по текущий момент. Согласно ТЗ для выполнения работ по проверке работоспособности генетического анализатора требовался набор 3500 HID InstallKit 5 dye (он же набор для проверки работоспособности генетического анализатора 3500 Genetic Analyzer (заводской номер 4397753)). Указанная продукция выпускается под товарным знаком Applied Biosystems,  правообладателем является Эпплайд Байосистемс, ЛЛК, 180 Ойстер Пойнт Блвд., Южный Сан-Франциско, штат Калифорния 94080, Соединенные Штаты Америки (US). Использование аналогов расходных материалов запрещено Контрактом и невозможно по объективным техническим причинам. В ходе исполнения Контракта со стороны ООО «ИЛС» велось непрерывное взаимодействие с Заказчиком по вопросам исполнения обязательств, Заказчику незамедлительно направлялись все уведомления, полученные от производителя продукции, неоднократно предлагалось расторжение Контракта по соглашению сторон. Начисленная по письму МВД по Республике Бурятия от 01.07.2022 № 9/1988 неустойка за просрочку оказания услуг была добросовестно оплачена ООО «ИЛС» в полном размере, что подтверждается платежным поручением от 11.07.2022 №5714

Просят учесть положительный опыт по ранее исполненным контрактам до наступления сложившейся геополитической обстановки на мировом уровне и наложением санкций на Российскую Федерацию и  не включать ООО «ИНТЕРЛАБСЕРВИС» в реестр недобросовестных поставщиков.    

Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, изучения материалов, представленных Заказчиком, Обществом, установила следующее.

Согласно пунктам 1.1, 1.2, 1.3 Контракта  Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательство оказать услуги, а именно техническое обслуживание оборудования  ДНК – лаборатории ЭКЦ МВД по Республике Бурятия (на основании лицензии  <….>). Заказчик обязуется принять и оплатить услуги, в соответствии с условиями настоящего Контракта.

Технические и другие требования к оказываемым услугам, являющихся предметом настоящего Контракта, место оказания услуг отражены в Приложении №1 (Техническое задание), которое является неотъемлемой частью настоящего Контракта. Качество оказываемых услуг должно соответствовать требованиям действующего законодательства РФ, предъявляемым к качеству услуг, иным обязательным нормативам и правилам, обязательным к соблюдению при предоставлении услуг.

Срок оказания услуг: В период с 01 мая по 01 июня 2022 года. Все виды работ должны быть выполнены в ходе одного визита в полном объеме.

Услуга по техническому обслуживанию системы анализа ПЦР в реальном времени Real-Time PCR system 7500, Applied Biosystems, серийный номер: 2750010200 на сумму 261 416,30 руб. оказана в полном объеме. Дата подписания акта приемки работ - 29.06.2022.

Услуга по техническому обслуживанию генетического анализатора Applied Biosystems 3500, Applied Biosystems, серийный номер: 28175-050 на сумму 489 241,58 руб. в полном объеме не оказана (выполнены работы, предусмотренные пп.2.1-2.12 Приложения №1 к Контракту; работы, предусмотренные п. 2.13 «Проверка работоспособности генетического анализатора» не выполнены).

01 июля 2022 г. в Заказчиком направлено письмо  с требованием уплаты пени за просрочку исполнения поставщиком обязательств и выполнения в полном объеме работ по техническому обслуживанию генетического анализатора Applied Biosystems 3500, Applied Biosystems. 11 июля 2022 г. пени в размере 2 317,89 руб. уплачены.

12 июля 2022 г. от исполнителя поступило  письмо о невозможности проведения проверки работоспособности генетического анализатора в связи с тем, что набор, необходимый для проведения работ, не может быть ввезен на территорию Российской Федерации из-за торгового эмбарго США.

18 июля 2022 г. от исполнитель  предложил  расторгнуть Контракт по соглашению сторон по причине возникновения обстоятельств, повлекших невозможность его надлежащего исполнения.

22 июля 2022 г. в Заказчиком  направлено письмо  с требованием в срок до 28.07.2022 оказать услугу по техническому обслуживанию генетического анализатора Applied Biosystems 3500, Applied Biosystems.

По состоянию на 28.07.2022  услуга не оказана.

Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

29.07.2022 в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пунктом 12.2 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и размещено в ЕИС 02.08.2022.

Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, решение Заказчика вступило в силу 13.08.2022 года.

Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в  реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является нарушение условий контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем) которое предполагает недобросовестное поведение такого исполнителя, приведшее к невозможности исполнения контракта и нарушающее права заказчика относительно его условий.

Вместе с тем, Комиссия Бурятского УФАС России выслушав доводы, изучив представленные материалы приходит к следующему выводу: 

В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, Определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Кроме того, ни положения Закона о контрактной системе, ни Правил ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений о лице в РНП уполномоченный орган не должен ограничиваться формальной проверкой факта нарушения им требований Закона о контрактной системе и обязан исследовать все обстоятельства дела, дать оценку совершаемым участником закупки действиям, их направленности на отказ от заключения контракта, несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения, существенности допущенного нарушения и его последствий.

При этом требование о внесении сведений об организации в РНП по существу подлежит разрешению в соответствии с принципами административной ответственности, обязательными элементами которой выступают виновность и противоправность поведения субъекта экономических правоотношений при соблюдении принципов презумпции невиновности и корреспондирующей ему обязанности заявителя доказать умысел либо недобросовестность при исполнении государственного контракта.

Из материалов дела усматривается отсутствие недобросовестного поведения «ИНТЕРЛАБСЕРВИС», выраженного в умышленном неисполнении контракта в установленные сроки.

Данное обстоятельство подтверждается пояснениями Общества, а также копиями представленных документов, из которых следует что на момент наступления срока исполнения обязанности по поставке товара в регион, производитель товара приостановил продажи и производство продукции в России в связи со сложившейся геополитической обстановкой в мире и введением политических и экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 15 Постановления № 1078, Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение сведений об ООО «ИНТЕРЛАБСЕРВИС» в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не усматривается умышленное неисполнение условий контракта.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)»

РЕШИЛА:

Отказать во включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью «ИНТЕРЛАБСЕРВИС» (ИНН <…>) в реестр недобросовестных поставщиков.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

Связанные организации не указаны