Постановление №ВГ/1653/23 Постановление по делу в отношении ПАО "Россети Сибирь" от 12 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

по делу об административном правонарушении

№ 003/04/9.21-480/2023

«11» июля 2023 г.                                                                                                     г. Улан-Удэ

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Бурятское УФАС России) Грибко В.А., рассмотрев дело об административном правонарушении № 003/04/9.21-480/2023, возбужденное в отношении юридического лица ПАО «Россети Сибирь» (660021, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, 144А, ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527),

11.07.2023 в помещении Бурятского УФАС России, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 55,

в присутствии защитника (представителя) ПАО «Россети Сибирь» <...>, действующего на основании доверенности от 25.04.2022 № 03/24,

УСТАНОВИЛ:

27.04.2023 в Бурятское УФАС России поступило заявление МП «БВК», указывающее на нарушение ПАО «Россети Сибирь» требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее-Правила), в части нарушения сроков переоформления документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств.

Бурятским УФАС России на основании заявления МП «БВК» в отношении ПАО «Россети Сибирь» 30.06.2023 возбуждено дело об административном правонарушении № 003/04/9.21-480/2023, составлен протокол об административном правонарушении исх № 1471/23.

По результатам рассмотрения дела административном правонарушении, состоявшегося 11.07.2023, установлено, что неисполнение ПАО «Россети Сибирь» обязанности по переоформлению документов о технологическом присоединении в срок, установленный пунктом 69 Правил, образует событие и состав административного правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Часть 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение субъектом естественной монополии Правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Из заявления МП «БВК» и материалов дела установлены следующие обстоятельства.

Постановлением администрации МО «город Северобайкальск» от 05.05.2022 № 403 МП «БВК» присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории МО «город Северобайкальск» с 05.05.2022.

05.05.2022 между МКУ «Комитет по управлению городским хозяйством администрации МО «город Северобайкальск», действующим от имени МО «город Северобайкальск» и МП «БВК» был заключен договор о пользовании муниципальным имуществом г. Северобайкальска на праве хозяйственного ведения. Актом приема передачи муниципального имущества от 05.05.2022 имущество системы инфраструктуры - объекты теплоснабжения, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем с энергопринимающими устройствами, технологически присоединенными в установленном порядке к электрической сети сетевой организации ПАО «Россети-Сибирь» -«Бурятэнерго», находящиеся в собственности МО «город Северобайкальск», были переданы МП «БВК».

01.11.2022 между МП «БВК» и АО «Читаэнергосбыт» заключен договор купли-продажи электрической энергии (мощности) № 333-00626.

Пунктом 2.3.2. указанного договора предусмотрена обязанность МП «БВК» урегулировать отношения по передаче электрической энергии в отношении точек поставки по данному договору в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

22.07.2022 МП «БВК» в соответствии с пп. «в» пункта 59 Правил обратилось в ПАО «Россети-Сибирь» с заявлением о переоформлении документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (по объектам согласно приложенному к письму реестру). Как указывало МП «БВК», 01.09.2022 на некоторые объекты документы о технологическом присоединении были переоформлены и вручены представителю МП «БВК». По остальным объектам, до настоящего времени (т.е. на момент поступления заявления в Бурятское УФАС России-27.04.2023), документы о технологическом присоединении не переоформлены.

22.11.2022 МП «БВК» обратилось к заместителю директора по реализации и развитию услуг управления филиала ПАО «Россети-Сибирь» - «Бурятэнерго» <...> с просьбой оказать содействие в согласовании актов технологического присоединения по точкам предприятия.

29.11.2022 в адрес МП «БВК» поступило письмо начальника Северобайкальского РЭС ПАО «Россети-Сибирь» - «Бурятэнерго» о признании переоформленных 01.09.2022 актов технологического присоединения по объектам МП «БВК» недействительными и их возврате.

02.12.2022 в адрес МП «БВК» поступило письмо от начальника Северобайкальского РЭС ПАО «Россети-Сибирь» - «Бурятэнерго», согласно которому предприятию было предложено подать заявку на переоформление актов технологического присоединения объектов МП «БВК», получение новых технических условий и договора на увеличение мощности, в личном кабинете на сайте портал - ТП.РФ.

07.12.2022 МП «БВК» направило ответ на указанное выше письмо в адрес начальника Северобайкальского РЭС ПАО «Россети-Сибирь» - «Бурятэнерго», согласно которому было обращено внимание на то, что предприятие обратилось с заявлением о переоформлении актов технологического присоединения в связи со сменой собственника энергопринимающих устройств, а не в связи с изменением их максимальной мощности.

Письмами от 09.12.2022 и от 14.12.2022 начальником Северобайкальского РЭС ПАО «Россети-Сибирь» - «Бурятэнерго» вновь указано предприятию на подачу заявления о переоформлении актов технологического присоединения через личный кабинет на сайте Портал - ТП.РФ.

08.02.2023 МП «БВК» направило в адрес филиала ПАО «Россети-Сибирь»-«Бурятэнерго» акты технологического присоединения по объектам предприятия, оформленные через портал электросетевых услуг «Портал-ТП.РФ».

16.03.2023 в МП «БВК» поступило письмо филиала ПАО «Россети-Сибирь» -«Бурятэнерго» об отказе согласования указанных актов, в связи с недостаточным объемом информации для их согласования.

24.03.2023 МП «БВК» вновь направило в адрес филиала ПАО «Россети-Сибирь» -«Бурятэнерго» письмо, в котором разъяснило, что все документы, необходимые для переоформления актов технологического присоединения, предусмотренные Правилами технологического присоединения, направлялись предприятием и имеются у сетевой организации.

Согласно сведениям оператора Портала - ТП.РФ, ответ на письмо МП «БВК» от 24.03.2023 направлен сетевой организацией в адрес предприятия 10.04.2023 за исх.№1.2/13/1, однако, до настоящего времени, указанный ответ в МП «БВК» не поступал.

В силу положений части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

В соответствии с частью 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются.

Согласно пп. «в» пункта 59 Правил заявитель в рамках договора (в период его действия), собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств (далее - лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов) вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов в следующих случаях: переоформление документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств.

Заявление на переоформление документов о технологическом присоединении оформляется в соответствии с требованиями пунктов 60 и 62 Правил № 861.

В пункте 62 Правил указан исчерпывающий перечень документов, необходимых для переоформления.

Согласно пункту 69 Правил при получении заявления о переоформлении документов в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств или с наступлением иных обстоятельств, вследствие которых возникает необходимость внесения иных изменений, сетевая организация не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, переоформленные документы о технологическом присоединении, указанные в заявлении о переоформлении документов, с учетом особенностей, установленных пунктом 61 настоящих Правил.

В силу пункта 65 Правил сетевая организация для целей переоформления документов о технологическом присоединении не вправе требовать представления лицом, обратившимся с заявлением о переоформлении документов, сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.

При таких обстоятельствах, исходя из буквального толкования пункта 69 Правил № 861, сетевая организация должна руководствоваться общими положениями раздела VIII Правил технологического присоединения, поскольку установленный этими положениями порядок рассмотрения заявлений потребителей о переоформлении документов о технологическом присоединении действует и в отношении сетевых организаций; нормы, обязывающие сетевую организацию выдать переоформленные документы абоненту, носят императивный характер и каких-либо исключений не содержат.

В силу требований пункта 69 Правил сетевая организация обязана была:

-не позднее 29.07.2022 выдать МП «БВК» переоформленные документы о технологическом присоединении по заявлению МП «БВК» исх. № 304 от 22.07.2022;

-не позднее 15.02.2023 по заявке, поданной МП «БВК» 08.02.2023 через «Портал-тп. рф».

В установленный срок документы о технологическом присоединении по обращениям МП «БВК» ни в срок до 29.07.2022 ни в срок до 15.02.2023 в нарушение пункта 69 Правил ПАО «Россети Сибирь» в лице филиала «Бурятэнерго» переоформлены не были. Указанные действия ПАО «Россети Сибирь» - «Бурятэнерго» нарушают установленный порядок технологического присоединения.

Сетевая организация своими действиями воспрепятствовала в получении документов, подтверждающих технологическое присоединение энергопринимающего устройств объектов к электрическим сетям.

Право собственника ранее присоединенных энергопринимающих устройств обратиться с заявлением о восстановлении (переоформлении документов) в сетевую организацию, следует из положений раздела VIII Правил. Приведенные положения Правил № 861 не предусматривают право отказа в выдаче документов.

В материалы дела представителем ПАО «Россети Сибирь» представлены письменные пояснения, согласно которым вменяемое ПАО «Россети Сибирь» нарушение в виде неисполнения обязанности по переоформлению документов не подпадает под действие статьи 9.21 КоАП РФ, поскольку не предполагает технологическое присоединение к электрическим сетям.

22.06.2023 и 30.06.2023 переоформленные акты направлены в МП «БВК». Нарушение срока обусловлено большим объемом работ по переоформлению документов, необходимость обследования точек присоединения.

ПАО «Россети Сибирь» считает, что дело об административном правонарушении подлежит прекращению.

Вышеизложенные доводы представителя ПАО «Россети Сибирь» отклонены по следующим основаниям.

Подключение (технологическое присоединение) является совокупностью организационных и технических действий, дающих возможность потреблять соответствующий ресурс. Объективная сторона нарушение порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям сетевой организации может выражаться, в том числе в отказе со стороны сетевой организации в восстановлении (переоформлении) документов о технологическом присоединении. Следовательно, за нарушение пункта 69 Правил по несоблюдению установленного срока переоформления документов о технологическом присоединении образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ.

Данная позиция подтверждается сложившейся антимонопольной и судебной практикой (Определение Верховного суда РФ от 01.09.2023 №308-ЭС20-11361, Определение Верховного суда РФ от 04.07.2018 №310-АД18-8272).

Направление 22.06.2023 и 30.06.2023 переоформленных документов в адрес МП «БВК» не является основанием для прекращения производства по делу, так как факт нарушения Правил в части несвоевременного переоформления документов по заявкам МП «БВК» подтвержден.

Таким образом, установлено, что событие административного правонарушения имело место, состав административного правонарушения образуют:

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, охраняемые законодательством об электроэнергетике.

Объективная сторона выражена в неисполнении обязанности по переоформлению документов о технологическом присоединении в срок, установленный пунктом 69 Правил.

Место совершения административного правонарушения – Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, просп. 50-летия Октября, 28 (место нахождения филиала ПАО «Россети Сибирь»-«Бурятэнерго»).

Время совершения правонарушения: 30.07.2022 и 16.02.2023.

Субъектом правонарушения является сетевая организация - ПАО «Россети Сибирь».

Применительно к субъективной стороне необходимо принимать во внимание, что согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств принятия ПАО «Россети Сибирь» всех зависящих от него мер по соблюдению установленных правил и норм в рамках рассмотрения настоящего дела не установлено.

В связи с этим, в деянии ПАО «Россети Сибирь» усматривается вина предусмотренная частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, поскольку у последнего имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но обществом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Совершение административного правонарушения ПАО «Россети Сибирь» подтверждается материалами административного дела; доказательства того, что ПАО «Россети Сибирь» были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пункта 69 Правил, в материалах дела отсутствуют.

С учетом имеющихся в деле доказательств, наличие в действиях ПАО «Россети Сибирь» состава вменяемого административного правонарушения является доказанным. Таким образом, ПАО «Россети Сибирь» совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 4.1. КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Таким образом, малозначительность может иметь место только в исключительных случаях, устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Критериями для определения малозначительности правонарушения являются объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий и другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния. Также необходимо учитывать наличие существенной угрозы или существенного нарушения охраняемых правоотношений.

Правонарушение, совершенное юридическим лицом ПАО «Россети Сибирь» является формальным, в связи с чем, представляет угрозу охраняемым общественным отношениям независимо от наступления каких-либо негативных последствий. Кроме того, публичный статус ПАО «Россети Сибирь» как сетевой организации и субъекта естественной монополии, предопределяет повышенные требования законодательства к деятельности данного хозяйствующего субъекта, поскольку любые, не основанные на нормах права действия данной организации, затрагивают права и законные интересы граждан.

Существенная угроза охраняемым общественным интересам в данном случае заключается, прежде всего, в несоблюдении ПАО «Россети Сибирь» публично-правовых обязанностей, возникающих у него при осуществлении деятельности по технологическому присоединению к электрическим сетям.

Кроме того, характер совершенного ПАО «Россети Сибирь» правонарушения не свидетельствуют об его исключительности, позволяющий сделать вывод о возможности применения малозначительности. Таким образом, отсутствуют основания для применения к рассматриваемой ситуации положений статьи 2.9 КоАП и освобождения ПАО «Россети Сибирь» от административной ответственности в связи с малозначительностью.

Обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, не установлено.

Руководствуясь статьями 9.21, 23.48, 29.7, 29.9-29.11 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать ПАО «Россети Сибирь» (660021, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, 144А, ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

2. Привлечь ПАО «Россети Сибирь» (660021, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, 144А, ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527) к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000,00 (сто тысяч) рублей.

Реквизиты для перечисления штрафа

Получатель: ИНН 0323057082 КПП 032601001

УФК по Республике Бурятия

(Бурятское УФАС России

л/с 04021082740)

Казначейский счет

03100643000000010200

ЕКС 4010281054537000006

Банк получателя: отделение

– НБ Республика Бурятия/УФК по

по Республике Бурятия г. Улан-Удэ

БИК 018142016

ОКТМО 81701000

КБК 161 1 16 01091 01 0021 140

Назначение платежа: штраф за нарушение статьи 9.21 КоАП РФ

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления; юридические лица вправе обжаловать постановление в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный законом срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление по делу об административном правонарушении может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.

Связанные организации

ПАО "Россети Сибирь" - филиал "Бурятэнерго"
ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327
МП БВК
ИНН 0300000690, ОГРН 1210300015738
ПАО "Россети Сибирь"
ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327