Решение №04-50/3366 Решение по жалобе ООО «Армтэкс» на действия Министерства стр... от 20 сентября 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

участника закупки № 003/06/14-737/2022

«16» сентября 2022 года                                                               город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<…>,

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителя ООО «Армтэкс» <…>, доверенность от 29.07.2022, представителей Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия <…>, доверенность от 15.09.2022 № 06-11-07-И8898/22, <…>, доверенность от 15.09.2022 № 06-11-07-И8897/22, <…>, доверенность от 15.09.2022 № 06-11-07-И8896/22, представителя Республиканского агентства по государственным закупкам <…>, доверенность от 11.01.2022 № 03,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Армтэкс» (далее – Заявитель) (вх. от 12.09.2022 № 5650) на действия заказчика - Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (далее – Заказчик), уполномоченного органа -  Республиканского агентства по государственным закупкам (далее – Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на поставку автоматизированного рабочего места, № 0102200001622003800 (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе), руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

у с т а н о в и л а:

Заявитель не согласен с отдельными положениями извещения об осуществлении закупки:

- в нарушение пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, Заказчик не указывает в извещении коды КТРУ по позициям «Системный блок», «Монитор», «Мышь компьютерная», «Клавиатура», неприменение при описании объекта закупки Правил использования КТРУ является нарушением статьи 33 настоящего закона;

- в нарушение пункта 15 части 1 статьи 42, части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, Заказчик объединил в одну закупку товары, которые включены и не включены в перечень промышленных товаров, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616 «ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ЗАПРЕТА НА ДОПУСК ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРОВ, ПРОИСХОДЯЩИХ ИЗ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ, ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД, А ТАКЖЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРОВ, ПРОИСХОДЯЩИХ ИЗ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ, РАБОТ (УСЛУГ), ВЫПОЛНЯЕМЫХ (ОКАЗЫВАЕМЫХ) ИНОСТРАННЫМИ ЛИЦАМИ, ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ДЛЯ НУЖД ОБОРОНЫ СТРАНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА» (далее – Постановление № 616). Системный блок включен в перечень, утвержденный Постановлением № 616, однако, монитор, мышь компьютерная, клавиатура отсутствуют в данном перечне и включены в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878;

- Заказчиком неправомерно установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 «ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ЗАПРЕТА НА ДОПУСК ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩЕГО ИЗ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ, ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД».

 Просит приостановить закупку, признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении допущенных нарушений.  

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменное пояснение. Считает, что в действиях Заказчика отсутствуют нарушения требований законодательства о контрактной системе и просит признать жалобу необоснованной.

Уполномоченный орган поддержал правовую позицию Заказчика.

В результате рассмотрения жалобы и изучения представленных документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее.

05.09.2022 на официальном сайте в Единой информационной системе размещено извещение о проведении Аукциона № 0102200001622003800. Начальная (максимальная) цена контракта – 1 186 290,00 рублей.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о наименовании объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В пунктах 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик в случаях, предусмотренных настоящим законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок к запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 2 статьи 33 указанного закона предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является поставка автоматизированного рабочего места, указано наименование товара «Автоматизированное рабочее место» и код ОКПД2 - 26.20.15.000.

Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.

В соответствии с пунктом 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Заказчик поясняет, что изучив КТРУ, не нашел соответствующей позиции товара, отвечающего потребностям заказчика, в связи с чем описание объекта закупки осуществлено в соответствий с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе и указан код товара согласно ОКПД2. Вместе с тем, описание товаров, входящих в состав АРМ, в данном случае составлено фактически с применением характеристик КТРУ. Так, Заказчик при описании компонентов АРМ «системный блок», «мышь компьютерная», «клавиатура», «монитор» использовал характеристики из позиций КТРУ 26.20.15.000-00000001, 26.20.16.170-00000001, 26.20.16.110-00000001, 26.20.17.110-00000001 соответственно.

Комиссией установлено, что Заказчиком осуществляется закупка автоматизированных рабочих мест в составе: системный блок с операционной системой и программным обеспечением, мышь компьютерная, клавиатура, монитор, являющихся единым технологическим оборудованием, технологически и функционально связанным между собой. Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не содержит товар, который является предметом закупки, следовательно, Заказчик правомерно указал код товара согласно ОКПД2 и описал товар в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. Довод Заявителя в данной части признается несостоятельным.

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее по тексту - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктами 1 и 2 Постановления № 616 предусмотрен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее по тексту - перечень), а также на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.

В пункте 12 Постановления № 616 установлено, что для целей соблюдения запретов, установленных пунктами 1 и 2 настоящего постановления, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу). При этом медицинские маски не могут быть предметом одного контракта (одного лота) с другими отдельными видами промышленных товаров, включенных в перечень.

В пункте 7 Информационной карты предусмотрена информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены запреты, ограничения, условия допуска) – установлен запрет согласно Постановлению № 616.

Автоматизированное рабочее место закупается как единый сконфигурированный (настроенный, готовый для работы) товар с единой гарантией и общим реестровым номером. В случае закупки рабочей станции как совокупности комплектующих и самостоятельной ее настройки заказчиком гарантия будет распространяться на комплектующие по отдельности. Таким образом, не будет гарантирована совместная бесперебойная работа устройства как целого.

Объектом закупки является товар «Автоматизированное рабочее место», начальная (максимальная) цена - 1 922 530,00 рублей. Закупаемый товар «Автоматизированное рабочее место» с кодом ОКПД2 26.20.15.000 включен в перечень, утвержденный Постановлением № 616, суммарная стоимость закупаемого товара выше 1 млн. руб., в связи с чем Заказчик правомерно установил требование о запрете, предусмотренном указанным постановлением.

Согласно пункту 6 Постановления № 616 подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, либо в едином реестре российской радиоэлектронной продукции.

При этом реестр российской промышленной продукции содержит позиции с наименованием "автоматизированное рабочее место", например: "автоматизированное рабочее место ГРАВИТОН А50И, реестровый номер 1304\1\2021, ЕЦРТ.466219.005-04.1 (в составе: персональный компьютер ГРАВИТОН Д50И, ЕЦРТ.466219.006-02; клавиатура; манипулятор типа "мышь"; монитор)" и т.д. Это свидетельствует о том, что для целей применения Постановления № 616 автоматизированное рабочее место является единым целым товаром.

Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации от 28.06.2017, указание заказчиком в документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. Заказчик, осуществляющий закупку, при описании объекта закупки должен таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. Определяющим фактором при установлении соответствующих требований в документации являются потребности заказчика; заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара при оказании соответствующих услуг. При этом Закон о контрактной системе не содержит как норм, ограничивающих права заказчика включать в документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации вопреки его потребностям такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.

Довод Заявителя в указанной части признается необоснованным, документальных доказательств невозможности поставить товар, указанный в извещении, Заявителем не представлено.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 «ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ЗАПРЕТА НА ДОПУСК ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩЕГО ИЗ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ, ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД» (далее – Постановление № 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

Описанием объекта закупки Заказчиком предусмотрено, что на системных блоках должна быть предустановлена операционная система. Между системным блоком и программным обеспечением имеется технологическая и функциональная связь. Программное обеспечение должно быть включено в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных согласно Постановлению №1236.

В пункте 7 Информационной карты извещения предусмотрена информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены запреты, ограничения, условия допуска) – установлен запрет согласно Постановлению № 1236.

Если закупаемый товар содержит в своем составе программное обеспечение, у заказчика возникает обязанность установить запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств. Данное требование обусловлено государственной политикой, направленной на обеспечение информационной безопасности при функционировании государственных органов.

Следовательно, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа установивших в извещении запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.

Таким образом, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа отсутствуют нарушения требований, установленных законодательством о контрактной системе в сфере закупок. Доводы Заявителя признаются необоснованными.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частями 3, 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России 

р е ш и л а:

           1. Признать жалобу ООО «Армтэкс» необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны