Решение (комиссия) №ИБ/1344/24 Решение по жалобе ООО «Интер-Шина» на действия ФКУ «База мат... от 26 апреля 2024 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалоб участников закупки

003/06/14-262/2024

«24» апреля 2024 года                                                                                          город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Бурятского УФАС России) в составе: <...>, председателя Комиссии; <...>, члена Комиссии; <...>, члена Комиссии,

в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью «Интер-Шина» ИНН 2543069947 (далее – ООО «Интер-Шина», Заявитель),

при участии представителя Федерального казенного учреждения «База материально-технического и военного снабжения управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия» (далее – ФКУ БМТИВС УФСИН России по Республике Бурятия, Заказчик),

рассмотрев жалобу ООО «Интер-Шина» (вх. № 2218-ЭП/24 от 18.04.2024) на действия Заказчика при проведении закупки в форме электронного аукциона: «Шины пневматические для легковых автомобилей», ИКЗ – 241032602283503230100100230022211244, номер извещения – 0302100012824000021 (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном применении Постановления Правительства № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее – Постановление Правительства № 616). Также Заявителем к жалобе приложено решение Иркутского УФАС России от 10.04.2024 по жалобе Заявителя, содержащей аналогичные доводы, которые признаны обоснованными.

Заказчиком представлен отзыв по доводам жалобы (вх. № 2264-ЭП/24 от 22.04.2024)

В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных документов и пояснений, комиссия Бурятского УФАС России установила следующее.

09.04.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) размещено извещение о проведении Аукциона на поставку шин пневматических для легковых автомобилей. Начальная (максимальная) цена контракта – 158 869,64 рублей.

Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствие с подпунктом «а» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки: с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).

Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Так, согласно информации об объекте закупки (структурированной форме), участникам закупки необходимо поставить шины пневматические для легковых автомобилей.

Частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства РФ устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством РФ установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.

Подпунктом «б» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом «а» настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.

В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее – минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях реализации статьи 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской принято Постановление Правительства № 616.

Так, согласно пунктам 1, 2 Постановления Правительства № 616:

- установить запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее – перечень);

- установить запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств – членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.

Вместе с тем, подпунктом «б» пункта 3 Постановления Правительства № 616 установлено, что указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления запреты не применяются в случаях закупки одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 28, 50, 142, 145 и 147 перечня).

Из содержания извещения Аукциона и приложенных к нему документов следует, что к поставке требуются 24 единицы шин пневматических общей стоимостью 158 869,64 руб., т.е. стоимость каждой единицы товара не превышает 300 тыс. руб.

Учитывая изложенное, основания для применения положений Постановления Правительства № 616 в данном Аукционе отсутствуют.

Вместе с тем, в нарушение подпункта «б» пункта 3 Постановления Правительства № 616 Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлены вышеуказанные запреты, что является нарушением части 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе.

Из представленного Заказчиком отзыва на жалобу Заявителя следует, что нарушение допущено по причине обновлений программного обеспечения сайта ЕИС в период с 08.04.2024 по 09.04.2024. Как указывает Заказчик, система не пропускала извещение к размещению без установления требования, предусмотренного Постановлением Правительства № 616, в связи с чем данное требование Заказчиком было установлено с указанием примечания – не применяется на основании пункта «б» части 3 Постановления Правительства № 616. Однако после обновления ЕИС 15 версий указанное примечание не сохранилось. 09.04.2024 Заказчиком предпринимались безуспешные попытки внести соответствующие изменения в извещение закупки (приложена распечатка из Журнала событий за период 08-09.04.2024). На основании изложенного, Заказчик сообщает об отсутствии умысла в установлении запрета на допуск товаров иностранного происхождения.

Комиссия Бурятского УФАС России, изучив представленные Заказчиком материалы, пришла к выводу об отсутствии оснований утверждать, что нарушение законодательства о контрактной системе произошло в связи с обновлением программного обеспечения ЕИС. Из содержания выписки из Журнала событий за период 08-09.04.2024 невозможно установить, какие действия совершал Заказчик в отношении документации Аукциона, вносились ли примечания и какие-либо изменения, о которых сообщает Заказчик в отзыве на жалобу.

Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Бурятского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, подпункта «б» пункта 3 Постановления Правительства № 616, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России

р е ш и л а:

1. Признать жалобу ООО «Интер-Шина» обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, подпункта «б» пункта 3 Постановления Правительства № 616.

3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

ООО "Интер-Шина"
ИНН 2543069947, ОГРН 1152543008386
ФКУ БМТИВС УФСИН России по Республике Бурятия
ИНН 0326022835, ОГРН 1040302981938