Решение №05-32/3153 Решение по жалобе ООО «Покров» на действия заказчика АО «Спе... от 1 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

№ 003/07/3-700/2022

«30» августа 2022 года                                                                                 г. Улан-Удэ                   

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции), (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:

<...>, председателя Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

при участии представителей:

 заказчика АО «Специализированный застройщик «Ипотечная корпорация Республики Бурятия»: Савельевой Ю.В., Маланова М.В., Джигирей Н.В.- по доверенностям б/н от 26.08.2022,

заявителя ООО «Покров»: Багадаева Е.Р. по доверенности б/н от 29.08.2022,

рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу ООО «Покров» на действия заказчика АО «Специализированный застройщик «Ипотечная корпорация Республики Бурятия» (далее – Заказчик)  при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение строительно-монтажных работ (услуги генподряда) по объекту «3-х этажный многоквартирный жилой дом в районе Республики Бурятия» (с. Тарбагатай), извещение № 32211585151,

УСТАНОВИЛА:

В Бурятское УФАС России 22.08.2022 поступила жалоба ООО «Покров» (далее – Заявитель) на действия заказчика АО «Специализированный застройщик «Ипотечная корпорация Республики Бурятия» (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение строительно-монтажных работ (услуги генподряда) по объекту «3-х этажный многоквартирный жилой дом в районе Республики Бурятия» (с. Тарбагатай), извещение № 32211585151.

Жалоба принята к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссия, исследовав доводы жалобы, и пояснения Заказчика установила следующее.

Извещение № 32211585151, и документация о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства,  на выполнение строительно-монтажных работ (услуги генподряда) по объекту «3-х этажный многоквартирный жилой дом в районе Республики Бурятия» (с. Тарбагатай), размещены в ЕИС www.zakupki.gov.ru 29.07.2022, дата и время окончания подачи заявок 15.08.2022 в 14:00 (местного времени), начальная (максимальная) цена договора составляет 90 680 650,00 рублей (далее – Документация).

На участие в конкурсе подано две заявки, обе допущены к участию.

Заявитель указывает в жалобе, что не согласен с порядком оценки заявок.

- Показатель 2.1. Опыт участника закупки по успешному выполнению аналогичных работ сопоставимого характера и стоимостного объема. В составе заявки Заявителем представлены 4 договора на реконструкцию объектов капитального строительства, при этом, в оценочной ведомости Заказчик указывает 0,0 баллов. Закупочная документация не содержит указания на то, что является аналогичными работами сопоставимого характера и объема.

- Показатель 2.2. Материально-техническая база. В составе заявки Заявителем представлен договор безвозмездного пользования автомобилем № 02/А от 03.08.2022, где в подпункте 1.1.2 указан экскаватор Hitachi c актом приема-передачи, при этом, в оценочной ведомости Заказчик указывает 0,0 баллов.

- Заявителю не понятно каким образом комиссия Заказчика считала баллы по стоимостному критерию, применяя формулу из конкурсной документации, должно получиться с учетом коэффициента значимости критерия у частника 1-0,66 балла, у второго участника -5,1 балла.

- Показатель 2.4. Наличие у участника закупки положительной финансовой устойчивости. В составе заявки Заявителем не приложен бухгалтерский баланс, так как, согласно п. 4.15.3. Положения о порядке проведения закупок товаров, работ и услуг для нужд АО «Специализированный застройщик «Ипотечная корпорация Республики Бурятия» (в редакции от 26.05.2022) критерием оценки заявок на участие в конкурсе является наличие финансовых ресурсов.

Заявитель просит выдать Заказчику предписание отменить протоколы, внести соответствующие изменения и продлить срок подачи заявок.

Заказчик считает, что жалоба является необоснованной, поскольку открытый конкурс — это способ определения поставщика, при котором победителем становится участник, предложивший лучшие условия исполнения договора. В этом случае на выбор победителя влияет не только самое низкое предложение цены, но и другие факторы. Квалификация и опыт поставщика — всё это критерии, по которым заказчик выбирает исполнителя договора.

Проведенный Заказчиком конкурс в электронной форме призван определить участника, обладающего достаточной квалификацией для выполнения строительно-монтажных работ (услуги генподряда) по объекту «3-х этажный многоквартирный жилой дом в районе Республики Бурятия», являющихся предметом закупки, на уровне, отвечающем законным интересам Заказчика и конечных потребителей - детей - сирот.

При этом, в связи с замечаниями Заявителя, Заказчиком проверены и признаны обоснованными два довода, внесены соответствующие корректировки в оценочную ведомость и протокол подведения итогов конкурса, что не повлияло на итоговый результат.

 Комиссия Бурятского УФАС России, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы, отзыв Заказчика, представленные документы, приходит к следующим выводам.

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Частью 19.2 статьи 3.4 Закона о закупках установлено, что в случае, если документацией о конкурентной закупке установлено применение к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, данная документация должна содержать указание на информацию и документы, подлежащие представлению в заявке на участие в такой закупке для осуществления ее оценки. При этом отсутствие указанных информации и документов не является основанием для отклонения заявки.

Документом, регламентирующим закупочную деятельность Заказчика, является Положение о порядке проведения закупок товаров, работ и услуг для нужд ЛО «СЗ «Ипотечная корпорация Республики Бурятия» (далее - Положение о закупках), утвержденное 26.05.2022 Советом директоров АО «СЗ «Ипотечная корпорация Республики Бурятия».

В соответствии с пунктом 4.15.2 Положения о закупках оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляется Закупочной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены Положением о закупке и документацией о закупке.

Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком не зачтен опыт по успешному выполнению аналогичных работ сопоставимого характера и стоимостного объема нестоимостного критерия «Квалификация участника закупки», по представленным в составе заявки четырем договорам.

Указанный довод является необоснованным на основании следующего.

В соответствии с подпунктом 2.1. пункта 2 Методики оценки и сопоставления заявок участников конкурса, являющейся приложением № 2 к конкурсной документации, подтверждением опыта выполнения участником аналогичных работ и их стоимости служит информация из формы Приложения 7 с приложением, в том числе, копий исполненных и заключенных договоров (если договор находится в стадии исполнения) на выполнение участником закупки соответствующих аналогичных работ сопоставимого характера и стоимостного объема.

При оценке по данному показателю закупочной комиссией анализировалась информация из заявок участников конкурса о наличии аналогичного опыта выполнения работ сопоставимого характера, соответствующею предмету закупки. Заявителем были представлены:

  1. Договор № 578748 от 14.10.2019 на выполнение комплекса работ «Реконструкция ПС 500 кВ Барабинская (восстановление технических характеристик здания ОПУ)»;
  2. Договор №581537 от 24.10.2019 на выполнение РД, СМР, ПНР и поставки оборудования 1 этап по титулу «Реконструкция ПС 220 кВ Петровск-Забайкальская в рамках программы «Обеспечение защиты объектов электроэнергетики», инвестиционный проект «Техническое перевооружение ПС 220 "Петровск-Забайкальская" (Приведение инженерно-технических средств охраны к действующим требованиям - 1 комплекс)»;
  3. Договор №706823 от 23.09.2020 на разработку РД. выполнение СМР. ПНР и поставку оборудования по титулу «Реконструкция ПС 500 кВ Барнаульская в рамках программы «Обеспечение защиты объектов электроэнергетики)) для нужд филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - МЭССибири»;
  4. Договор №742030 от 22.12.2020 на разработку РД, выполнение СМР. ПНР и поставку оборудования по титулу «Реконструкция ПС 1150 кВ Алтай в рамках программы «Обеспечение защиты объектов электроэнергетики».

Все вышеперечисленные договоры заключены между ПАО «ФСК - ЕЭС» и ООО «СтройЭнергоМонтаж» (участник совместной закупки) и направлены на реконструкцию объектов электроэнергетики - подстанций.

Предметом представленных Заявителем договоров является выполнение комплекса либо отдельных работ в отношении электроподстанций, технология строительства которых значительно отличается от технологии строительства жилых многоквартирных домов либо нежилых зданий, предназначенных для постоянного размещения людей (школы, офисы, больницы, торговые центры и т.д.).

Таким образом, подтверждение соответствующего предмету закупки опыта (строительство жилых домов) отсутствует как у ООО «СтройЭнергоМонтаж», так и у лидера закупки - ООО«Покров» (документов в составе заявки не представлено).

В соответствии с дополнительным соглашением № 1 от 12.08.2022 к соглашению о коллективном участии в закупке от 10.08.2022, участники делят объем выполняемых работ на объекте «3-х этажный многоквартирный жилой дом в районе Республики Бурятия» (с.Тарбагатай) следующим образом: ООО «Покров» обязуется   выполнить   91,18% от объема строительно-монтажных работ (услуги генподряда) в том числе: общестроительные работы, отопление и вентиляция, водопровод и канализация. Между тем, по перечисленным видам работ ООО «Покров» не предоставил в заявке наличие соответствующего опыта.

Таким образом, закупочная комиссия Заказчика пришла к обоснованному выводу о том, что по показателю «Опыт участника закупки по успешному выполнению аналогичных работ сопоставимого характера и стоимостного объема» Заявитель не предоставил документы, подтверждающие опыт выполнения аналогичных работ сопоставимого характера в соответствии с предметом закупки, поскольку Заказчиком осуществляется закупка строительно-монтажных работ по возведению многоквартирного жилого дома, а не работы по реконструкции объектов электроэнергетики.

В конкурсной документации Заказчика, четко обозначен предмет закупки, виды, объем работ, подлежащих выполнению. Участник закупки, ознакомившись с конкурсной документацией, имел представление о предмете закупки, объеме и видах работ, и имел возможность представить надлежащие, подтверждающие соответствующий опыт выполнения работ документы.

Форма справки (Приложение № 7 к конкурсной документации) является типовой формой и должна заполняться участниками закупки исходя из предмета закупки.

Являются обоснованными доводы Заявителя о неверной оценке комиссией Заказчика материально-технической базы и подсчёта баллов по стоимостному критерию.

При этом, указанные доводы Заявителя проверены комиссией Заказчика и признаны обоснованными, внесены соответствующие корректировки в оценочную ведомость и протокол подведения итогов конкурса.

Договор безвозмездного пользования автомобилем №02/Л от 03.08.2022 на момент принятия настоящего решения зачтен в счет подтверждения наличия у заявителя материально-технических ресурсов, задействованных в выполнении работ. Сумма баллов у Заявителя по данному критерию пересчитана и составила 10 баллов.

По стоимостному критерию «Цена договора» при расчете Заказчиком по формуле, указанной в конкурсной документации, сумма баллов у ООО «Покров» составила 5,1 баллов, у ООО «Бархан» - 0,66 баллов.

Итоговый рейтинг ООО «Покров» - 27,1 баллов, ООО «Бархан» - 39,06 баллов.

Итоговый протокол № 2 от 29.08.2022 размещен в ЕИС 30.08.2022 5:33 (МСК +5).

Необоснованным является довод Заявителя о том, что Заказчик в нарушение Положения о закупке установил критеоий «Наличие положительной финансовой устойчивости».

Пункт 3.5. раздела 3 «Требования к участникам закупочных процедур» Положения о закупках Заказчика, предусматривает право Заказчика предусмотреть дополнительные требования к участникам закупки, в том числе квалификационные требования (включая требования к опыту работы), а также требования к наличию материальных, финансовых и трудовых ресурсов у поставщика, подрядчика, исполнителя, с указанием перечня таких требований и случаев их установления при осуществлении закупки.

В соответствии с пунктом 3.9.11 раздела 3 «Требования к участникам закупочных процедур» Положения о закупках, Заказчик вправе изложить в Закупочной документации более подробный перечень требований к участникам закупочной процедуры.

Критерием, подтверждающим финансовые ресурсы, в данной закупке является критерий «Финансовая устойчивость».

Документы, подтверждающие финансовую устойчивость и платежеспособность Участника перечислены в конкурсной документации:

а) Для участников, находящихся на общей системе налогообложения:

- копии годовой бухгалтерской отчетности (форма № 1 Бухгалтерский баланс и Форма №2 Отчет о прибылях и убытках) за последний отчетный  год и последний отчетный период  с отметкой инспекции Федеральной налоговой службы, заверенной надлежащим  образом;

б) Для участников, находящихся на упрощенной системе налогообложения:

- копии годовой бухгалтерской отчетности (форма № 1 Бухгалтерский баланс и Форма №2 Отчет о прибылях и убытках) за последний отчетный год, заверенные  надлежащим образом;

- копия налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за последний отчетный  год с отметкой инспекции Федеральной налоговой службы, заверенной надлежащим  образом;

- копия заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения с отметкой инспекции Федеральной налоговой службы, заверенной надлежащим  образом;

в) для индивидуальных предпринимателей:

Декларация о доходах за прошедший отчетный период, а также выписку с расчетного счета, полученную на дату подачи Заявки, подтверждающую наличие свободных денежных средств;

В случае, если у Участника конкурса отсутствуют подтверждающие документы участник должен отразить эту информацию в соответствующем письме (заполняется в произвольной форме).

Ни лидер закупки - ООО «Покров», ни участник совместной закупки - ООО «СтройЭнергоМонтаж» не предоставили подтверждающих документов по критерию «Наличие у участника закупки положительной финансовой устойчивости по результатам последнего отчетного периода».

Участник заявки № 1 предоставил соответствующие доказательства критерия «Финансовая устойчивость», что было оценено Закупочной комиссии, по итогам оценки присвоены соответствующие дополнительные баллы.

Вне зависимости от буквальной формулировки понятий «Финансовые ресурсы», «Финансовая устойчивость», смысл данных понятий и объем документов их раскрывающих был известен участникам закупки, а именно представить предусмотренные конкурсной документацией документы, которые раскрыли и сформировали бы у Заказчика представление о том, в каком финансовом положении находится потенциальный исполнитель - участник закупки, способен ли он, в том числе, по этому критерию надлежащим образом исполнять свои обязательства.

Комиссия, рассматривая действия Заказчика при проведении закупки № 32211585151, приходит к выводу об обоснованности жалобы Заявителя.

Закупочная комиссия Заказчика в нарушение положений части 6 статьи 3, части 19.2 статьи 3.4 Закона о закупках, пункта 4.15.2 Положения о закупках первоначально неверно оценила материально-техническую базу Заявителя и осуществила подсчёт баллов по стоимостному критерию не по формуле, предусмотренной документацией.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 данного Федерального закона.

Учитывая устранение допущенных нарушений в процессе рассмотрения жалобы Заявителя, Комиссия считает, что основания для выдачи предписания отсутствуют, поскольку допущенное нарушение не привело к неправильному определению победителя.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Бурятского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Покров» на действия заказчика АО «Специализированный застройщик «Ипотечная корпорация Республики Бурятия» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение строительно-монтажных работ (услуги генподряда) по объекту «3-х этажный многоквартирный жилой дом в районе Республики Бурятия» (с. Тарбагатай), извещение № 32211585151, обоснованной.

2. Признать в действиях АО «Специализированный застройщик «Ипотечная корпорация Республики Бурятия» нарушения положений части 6 статьи 3, части 19.2 статьи 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", пункта 4.15.2 Положения о закупках при проведении закупки № 32211585151.

3. Предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, не выдавать.

4. Передать настоящее решение уполномоченному должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения административного производства по части 8 статьи 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии                                                                          <...>

Члены Комиссии                                                                                      <...><...>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны