Решение №04-50/228-2019, 04-50/229-2019, 04-50/230-2019, 04-50/232-2019 Решение по жалобам ООО «Вертикаль», ООО «Лима», ООО «КС-Стро... от 15 мая 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалоб

участников закупки № 04-50/228-2019, 04-50/229-2019, 04-50/230-2019, 04-50/232-2019

 «15» мая 2019 года                                                                город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

В присутствии представителей ООО «Вертикаль» (далее – Заявитель 1) – (доверенность от 15.05.2019 б/№), представителей МУ «Улан-Удэстройзаказчик»» (далее – Заказчик) – (доверенность от 15.05.2019 б/№), (доверенность от 15.05.2019 б/№), МУ «Управление по муниципальным закупкам» (далее – Уполномоченный орган) – (доверенность от 05.12.2018 б/№),

в отсутствие:

представителей ООО «Лима» (Далее- Заявитель 2), ООО «КС-Строй» (Далее- Заявитель 3), ООО «Академия Торгов «РусТендер» (далее – Заявитель 4), уведомленных надлежащим образом, ходатайств не поступало,

рассмотрев жалобы ООО «Вертикаль» (вх. от 07.05.2019 № 2994), ООО «Лима» (вх. от 07.05.2019 № 2988), ООО «КС-Строй» (вх. от 07.05.2019 № 3004) и ООО «Академия Торгов «РусТендер» (вх. от 07.05.2019 № 3026) на действия Заказчика – МУ «Улан-Удэстройзаказчик» и Уполномоченного органа – МУ «Управление по муниципальным закупкам» при проведении электронного аукциона на cтроительство сетей водоснабжения по ул. Ковалевской, Шишкина, Крамского, номер извещения – 0302300048719000210 (далее – Аукцион), и в результате рассмотрения жалоб в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе),

у с т а н о в и л а:

ООО «Вертикаль» в своей жалобе указывает, что документация об Аукционе не соответствует требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку некоторые положения инструкции по заполнению заявки и требования технического задания вводят участников закупки в заблуждение.

В инструкции заказчика присутствует положение:

«В случае если наименование параметра содержит символы «(» и «)» или фракцию или крупность зерен и т.д., например: "Тип смеси в зависимости от содержания щебня (гравия)" или "содержание зерен крупностью св. 5 мм" или "Внутренний грат должен быть частично удален (или сплющен) " и т.д., Участник указывает наименование параметра без изменения.»

Однако в самой инструкции никоим образом не указано чем в требованиях отделяются (или различаются) наименования параметров и требуемые значения для этих параметров. То есть невозможно определить, что является параметром, а что требуемым значением, так как все требования перемешаны между собой при этом не прослеживается никакой схемы или системы установления требований, то есть нет однообразности и требования имеют вид:

«Содержание зерен пластинчатой и игловатой формы в диапазоне св. 10 до 35 % по массе включительно или максимальное содержание зерен пластинчатой и игловатой формы: не более 10% по массе. Потеря массы при испытании в зависимости от марки по истираемости щебня: в диапазоне св. 25 до 45 % или максимальная потеря массы при испытании в зависимости от марки по истираемости щебня: не более 25%.»

То есть не ясно, например, союз «или» является частью наименования параметра или же уже является выбором между значениями.

2. Кроме того, не ясно как быть участникам с подобным требованием, установленным в пункте 21: «Наибольшая крупность зерен заполнителя должна быть не более 2,5 мм.»

С одной стороны, инструкция никоим образом не указывает как отделяется требуемый параметр от требуемого значения, то есть не ясно «должна быть не более 2,5 мм.», относится к требуемому параметру или же это уже требуемое значение. С другой стороны, инструкция не допускает указания «должна быть» и «не более». То есть инструкция настолько неоднозначно, как и само требование, что заказчик может при рассмотрении заявки трактовать подобное требование, так как хочется ему, а не так как четко и однозначно определено положениями документации, что напрямую ограничивает участников и по сути не позволяет предоставить достоверное сведение.

Так же следует отметить, что само по себе понятие наибольшее уже говорит о верхнем возможном значении и не может быть выражено диапазонным значением, что является еще один противоречием положению инструкции.

3. В инструкции множество раз повторяется положение вида: «Значение указывается без учета допустимых отклонений-и/или допусков.»

Однако исходя из положений Закона о контрактной системе участники должны предоставлять конкретные значения показателей, а не теоретические, а так как не существует «идеальных» товаров, для чего ГОСТом и предусматриваются отклонения, то это напрямую ограничивает участников. То есть не ясно на основании чего заказчик ограничивает участников, не позволяя указывать значения с учетом допускаемых стандартом же предельных отклонений.

4. В инструкции заказчика присутствуют 3 положения:

«В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словосочетаниями «в диапазоне» или «в диапазоне св. ... до ....» или «в диапазоне от ... до ....» или «в диапазоне св. ... до .... включительно» или «в диапазоне от ... до .... включительно», участник должен указать значение в виде диапазона с использованием словосочетаний «в диапазоне» или «в диапазоне св. ... до ....» или «в диапазоне от ... до ....» или «в диапазоне св. ... до .... включительно'.» или «в диапазоне от ... до .... включительно», диапазонное значение указывается в соответствии со значением соответствующим государственному стандарту или технической документации на данный товар (без учета допустимых отклонений и/или допусков). Для заказчика такие значения будут являться конкретными значениями показателей. Таким образом, для указания значения параметра которое становится известно в результате проведения испытаний или измерений, Государственный заказчик не обязывает участников закупки иметь товар в наличии на момент подачи заявки на участие в электронном аукционе.»

«Если наименование параметра указано с использованием слов: «минимальный» (в любых падежах) или «максимальный» (в любых падежах), Участнику необходимо указать максимально или минимально допустимое значение параметра в соответствии со значением соответствующим государственному стандарту или технической документации на данный товар (без учета допустимых отклонений и/или допусков). Таким образом, для указания значения параметра которое становится известно в результате проведения испытаний или измерений, Государственный заказчик не обязывает участников закупки иметь товар в наличии на момент подачи заявки на участие в электронном аукционе.»

«В случае если наименование параметра выделено курсивом, участнику следует указать значение параметра в соответствии со значением соответствующим государственному стандарту или технической документации на данный товар без учета допустимых отклонений и/или допусков. Таким образом, для указания значения параметра которое становится известно в результате проведения испытаний или измерений, Государственный заказчик не обязывает участников закупки иметь товар в наличии на момент подачи заявки на участие в электронном аукционе.»

Заказчик всячески пытается обосновать в требованиях присутствие требований конкретные значения которых становятся известны после проведения испытаний, при этом указывает, что подобные требования нужно указывать, так как они предусмотрены по ГОСТ. При этом это приводит к увеличению объема требований и введению участников в заблуждение, так как по сути вместо того, чтобы предоставлять конкретные значения показателей, как это предусмотрено 44 ФЗ, участники для допуска заявки должны проходить посменный экзамен по знанию ГОСТов, что не несет никакой смысловой нагрузки.

5. В материале Смесь асфальтобетонная заказчиком установлено:

«Значение водонасыщения для образцов, отформованных из смеси или для образцов из переформованных вырубок и кернов: в диапазоне от 1,0 до 4,0 % по объему.»

Однако данный показатель мало того, что определяется испытаниями, которые заказчик не требует якобы проводить, но и выявляется оно уже на основании проб из готового покрытия, то есть вырубки делают уже на уложенном асфальте и проводят испытания, как участник или производитель может это знать, если работа еще не проведена? Считаем, что подобное требование является необоснованным, даже при условии, что не нужно указывать конкретное значение. Кроме того, опять же не ясно союз «или» относиться к части наименования параметра ил иже участникам сейчас (на момент подачи заявки) нужно сделать выбор каким методом будет проводится испытание? И не ясно на основании чего участник этот выбор делать именно сейчас, а не после укладки асфальта и проведения соответствующих проверок и работ, а что если на момент проведения испытаний, например, не будет возможности провести это испытание по ранее указанному методу, но гост допускает, как и заказчик любой метод, разве это не является ограничением участника?

6. В пункте Блоки бетонные стен подвалов заказчиком установлены требования: «Длина: 1180. 2380 мм», «Марка монтажной петли: ПЗ; П2»

Исходя из инструкции участникам нужно выбрать все длины и указывать одно из значений марок петель, однако участникам не ясно для какой цели заказчик вводит участников в заблуждение подобным противоречивым требованием, если заказчику нужны все длины, а по ГОСТ 13579-78 для этих длин соответствуют все перечисленные петли (ПЗ для длины 2380 мм, П2 для длины 1180 мм), то почему марки петель заказчик указывает не через запятую «.». а через «;».

7. В пункте Фланцы стальные заказчик устанавливает требования вида:

«Должны соответствовать ГОСТ 33259-2015. Тип должен быть 01. Номинальное давление PN: 10 кгс/см2. Номинальный диаметр DN: 50, 80, 100, 150 мм. Толщина фланца Ь*: от 18 до 24 мм. Расчетная масса: от 2,06 до 6,97 кг. Размер с!в*: от 59 до 170 мм. Размер D*: от 160 до 280 мм. Размер D1: от 125 до 240 мм. Диаметр отверстий под шпильки (болты) d: от 18 до 22 мм. Количество отверстий под шпильки (болты) п*: от 4 до 8 шт.»»

Считаем, что требования к размерам являются излишними, так как заказчик сам в инструкции говорит, что значения должны быть указаны без учета предельных отклонений, при этом без учета отклонений для конкретного давления размера и типа фланцы имеют конкретные значения (то есть не диапазоны, а каждый размер четко определен). То есть если бы участник указал значения по требованиям в виде «Соответствуют ГОСТ 33259-2015. Тип 01. Номинальное давление PN: 10 кгс/см2. Номинальный диаметр DN: 50, 80, 100, 150 мм» все остальные размеры заказчик мог бы определить сам по ГОСТ.

8. В   п.8 Трубы стальные электросварные заказчиком установлено:

«Наружный диаметр: 159 и 273 мм. Толщина стенки: 4,5 мм.Предельные отклонения по толщине стенки: в диапазоне от -10 до +10%.»

Однако по ГОСТ 10704-91 «Предельные отклонения по толщине стенки должны соответствовать: ГОСТ 19903 - при диаметре труб свыше 152 до 1020 мм для максимальной ширины проката нормальной точности;», то есть для наружного диаметра 273 мм предельное отклонение должно быть равно предельному отклонению по ГОСТ 19903для максимальной ширины проката нормальной точности, которое для толщины стенки 4,5 мм равняется « J-0,45 -0,50 мм», что не равняется от -10 до +10%., так как нижнее отклонение составляет более чем 10 процентов.

Таким образом, заказчик устанавливает требования, противоречащие государственному стандарту.

На основании изложенного просит признать жалобу обоснованной, выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

По мнению ООО «Лима» и ООО «КС-Строй» по позициям «Щебень», «Арматурный прокат», «Бетон», «Битум», «Песок», «Лак», «Краска», «Кирпич», «Раствор кладочный» Требований к качеству и характеристикам товара, используемых при выполнении работ (приложение № 2 к документации об аукционе) (далее – Требования к материалам) Заказчиком установлены излишние требования подробно описать в заявке вещества, компоненты, результаты испытаний товара, что обязывает участников закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки. Полагают, что Заказчик ограничивает количество участников закупки, тем самым нарушает требования пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

ООО «Академия Торгов «РусТендер» указывает, что Заказчик нарушает требования статьи 33 Закона о контрактной системе, когда устанавливает требование о предоставлении не конкретных (не фактических) значений показателей товара, а теоретические значения из нормативных документов.

Участник не может достоверно установить, какое значение требуется Заказчику, что Заказчик подразумевает под словосочетанием «закрытый диапазон», «диапазон значений не закрыт».

Также как и другие заявители оспаривает положение Требований к материалам по позициям «Бетон», «Щебень», «Раствор кладочный», «Трубы стальные сварные водогазопроводные», считает отдельные показатели избыточными.

По позиции 9 «Трубы стальные электросварные» Требований к материалам установлено 3 вида труб: наружный диаметр: 57 мм, 108 мм, 219 мм., предельные отклонения по толщине стенки: в диапазоне от -10 до +10%; в диапазоне от -0,60 до +0, 45 мм. В соответствии с ГОСТ 10704-91 участник по данному показателю должен предоставить два различных непересекающихся значения, а в соответствии с инструкцией должен предоставить одно, что является противоречием государственному стандарту. Установление таким образом требования вводит участников закупки в заблуждение.

Считает, что нарушены положения законодательства о контрактной системе и части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Заявители просят приостановить закупку, провести проверку, признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении допущенного нарушения.

Заказчиком и Уполномоченным органом представлены пояснения согласно письменным отзывам, в которых доводы жалобы признаются необоснованными, по мнению Заказчика и Уполномоченного органа аукционная документация разработана в строгом соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалоб, изучения представленных документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:

15.04.2019 на официальном сайте в Единой информационной системе размещено извещение о проведении Аукциона (номер извещения – 0302300048719000210) и документация об аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта – 37 631 275 рублей.

В соответствии с требования статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Статьей 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки, согласно которым в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В Приложении № 1 к документации содержатся требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам материалов, используемых при выполнении работ.

Также в Приложении № 1 содержится инструкция по заполнению заявки в части описания конкретных показателей.

  1.  Доводы Заявителя 1 о том, что положения инструкции по заполнению заявки, а также некоторые положения Технического задания вводят участников закупки в заблуждение, признаются Комиссией Бурятского УФАС России необоснованными в силу следующего.

В инструкции по заполнению заявки установлено следующее правило: «В случае если наименование параметра содержит символы «(» и «)» или фракцию или крупность зерен и т.д., например: “Тип смеси в зависимости от содержания щебня (гравия)” или “содержание зерен крупностью св. 5 мм” или  Внутренний грат должен быть частично удален (или сплющен)и т.д., Участник указывает наименование параметра без изменения.».

Указанный пункт инструкции по заполнению заявки не применим в данном случае, поскольку в содержащемся в жалобе примере однозначно ясно, что является наименованием параметра, а что является значением параметра.

Кроме того, в соответствии с п. 4.3.2. ГОСТ 8267-93: Форму зерен щебня и гравия характеризуют содержанием зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы.

Щебень в зависимости от содержания зерен пластинчатой и игловатой формы подразделяют на пять групп, которые должны соответствовать указанным в Таблице 2.

Группа щебня

Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, % по массе

Группа щебня

Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, % по массе

1

До 10 включ.

4

Св. 25 до 35 включ.

2

Св. 10 до 15 включ.

5

"35 " 50 "

3

" 15 " 25 "

 

 

Заказчик указал в требованиях: Группа щебня в зависимости от содержания зерен пластинчатой и игловатой формы: 1; 2; 3; 4. Содержание зерен пластинчатой и игловатой формы: в диапазоне св. 10 до 35 % по массе включительно или максимальное содержание зерен пластинчатой и игловатой формы: не более 10% по массе.

При обращении к ГОСТ видно, что значение Содержания зерен пластинчатой и игловатой формы может быть в виде диапазона или может быть указано как максимально допустимое (т.е. максимальное содержание зерен пластинчатой и игловатой формы). Из ГОСТ видно, что в данном случае, союз "или" не является частью параметра, а разделяет собой показатели и их значение.

Требования к материалу соответствуют требованиям ГОСТ, заказчиком установлена надлежащая инструкция по заполнению заявки, требования к материалам не вводят участников в заблуждение, для указания значения параметра которое становится известно в результате проведения испытаний или измерений, заказчик не обязывает участников закупки иметь товар в наличии на момент подачи заявки на участие в электронном аукционе, установленные Заказчиком требования не влекут за собой ограничение количества участников, не имеют признаков ограничения доступа к участию в закупке.

2. В соответствии с п.4.14.8 ГОСТ 28013-98" Наибольшая крупность зерен заполнителя должна быть, мм, не более: - кладочные (кроме бутовой кладки) 2,5

Требование указано в соответствии с ГОСТ.

Заказчик указал: Наибольшая крупность зерен заполнителя должна быть не более 2,5 мм.

Наибольшая крупность зерен заполнителя - это наименование параметра. Не более 2,5 мм - это значение. Наименование параметра не содержит символы "(" и ")" или фракцию или крупность зерен.

В соответствии с Инструкцией: 2) в части представления конкретных показателей о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, используемого при выполнении работ в заявке участника не допускается указание словосочетаний "должен быть"/"должно быть"/"должна быть", "не менее"/"не более", "не ниже"/"не выше", "менее"/"более", "не хуже"/"лучше", "возможно", "необходимо", "примерно", "выше"/"ниже", "меньше"/"больше", "Более "/"<", "<"/">", "превышает'' не превышает", "превышать"/"не превышать", "или", "+/-", "свыше", "около", по отношению к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, за исключением случаев, указанных в данной инструкции. Указывается только конкретное, точное и достоверное значение характеристик и функциональных свойств товара, используемого при выполнении работ, за исключением случаев, указанных в данной инструкции. Конкретные показатели товара, используемого при выполнении работ, предоставляемые участником закупки, не должны сопровождаться словами "эквивалент", "аналог". Значения показателей не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование; - «не более» или «не выше» или «<» - означает менее установленного значения и включает крайнее максимальное значение;

В данном случае Участнику необходимо указать: Наибольшая крупность зерен заполнителя 2,5 мм. - что будет соответствовать требованиям ГОСТ и документации.

3. В соответствии с Инструкцией, Участнику необходимо указать, например, значение расслаиваемости бетонной смеси по водоотделению в соответствии со значением, указанным в Таблице 6 ГОСТ 7473-2010, без учета допустимых отклонений и/или допусков. То есть, указанное положение не обязывает участников представить товар без каких-либо отклонений и/или допусков, а лишь предлагает участнику закупки представить в первой части заявки значение параметре без указания, предусмотренных соответствующим ГОСТом, отклонений и/ или допусков.

Указания значений отклонений и/или допусков (если параметр в соответствии с требованиями ГОСТ имеет отклонения и/или допуски), Заказчик требует указать отдельными позициями в требованиях к материалу.

4.

5. В соответствии с п. 6.9. ГОСТ 9128-2013: На каждую партию отгруженной смеси потребителю выдают документ о качестве, в котором указывают обозначение настоящего стандарта и результаты испытаний, в том числе:

  • наименование изготовителя;
  • номер и дату выдачи документа;
  • наименование и адрес потребителя;
  • вид, тип и марку смеси;
  • массу смеси;
  • срок хранения холодной смеси;
  • водостойкость для горячих смесей;
  • слеживаемость для холодных смесей;
  • водонасыщение;
  • водостойкость при длительном водонасыщении для горячих смесей;
  • пределы прочности при сжатии:

при 20 °С до прогрева и после прогрева для холодных смесей, при 50 °С и 0 °С для горячих смесей;

  • остаточную пористость и пористость минеральной части:
  • сдвигоустойчивость по коэффициенту внутреннего трения и сцеплению при сдвиге;
  • трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0 °С и скорости деформирования 50 мм/мин;
  • удельную эффективную активность естественных радионуклидов.

В соответствии с п. 4.1.10 ГОСТ 9128-2013: Водонасыщение высокоплотных и плотных асфальтобетонов из горячих смесей должно соответствовать указанному в таблице 5. Таблица 5

В процентах по объему

Вид и тип

Значение водонасыщения для

асфальтобетонов

 

 

 

образцов, отформованных из

вырубок и кернов готового покрытия, не

 

смеси

более

Высокоплотный

От 1,0 (0,5) до 2,5

3,0

Плотные типов:

 

 

А

" 2,0(1,5) " 5,0

5,0

Б, В и Г

" 1,5 (1,0) " 4,0

4,5

д

" 1,0 (0,5) " 4,0

4,0

Примечания

 

 

1 В скобках приведены значения водонасыщения для образцов из переформованных вырубок и

кернов.

 

 

Участнику не требуется иметь товар в наличии, требуемые значения ему необходимо указать в соответствии с требованиями ГОСТ. Значение водонасыщения указывается производителем в документе о качестве. Значение должно соответствовать требованиям ГОСТ.

6. Согласно инструкции по заполнению заявки:

«В случае если требование к товару предполагает необходимость представления характеристик одновременно по двум или более маркам, типам, видам, вариантам исполнения товара (материала), а заказчик определил для них общее значение показателя/показателей, Участнику закупки необходимо указать значения для каждого типа, марки, вида, варианта исполнения товара (материала) (если значения показателя/показателей для каждого типа, вида, варианта исполнения товара (материала), марки имеют разные значения). Указываемые значения показателя/показателей для каждого типа, марки, вида, варианта исполнения товара (материала) должны соответствовать требованиям государственного стандарта или технической документации на данный товар.»

Таким образом, по позиции «блоки бетонные для стен подвалов» участникам закупки необходимо представить сведения о блоках бетонных двух длин: 1180 мм и 2380, при этом марку монтажной петли необходимо указать для каждого типа блока отдельно.

Из установленных заказчиком требований следует, что Заказчику необходимы блоки бетонные размером 2380;1180*500*580 мм. При этом марка монтажной петли должна быть либо П2, либо П3.

Согласно таблице 2 ГОСТ 13579-78 бетонные блоки с маркой монтажной петли П3 имеют размеры 2380*500*580 мм. и 2380*600*580 мм., П2 – 1180*400*580мм, 1180*500*580 мм, 1180*600*580 мм.

Таким образом, под заявленные Заказчиком характеристики можно поставить блоки бетонные размерами 2380*500*580 мм и 1180*500*580 мм.

7. Из положений Закона о контрактной системе следует, что заказчик, осуществляя закупку в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должен таким образом сформулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, обеспечить приобретение товара с необходимыми заказчику характеристиками, довести до сведения участников закупки сведения о характеристиках требуемого товара, в наибольшей степени удовлетворяющих потребности заказчика, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. При этом, при формировании документации об аукционе заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющего его потребностям. Данное условие не противоречит правовому подходу, содержащемуся в определении Верховного суда Российской Федерации от 30 октября 2014 года № 304-КГ14-3 003, согласно которому заказчику предоставлено право на установление в аукционной документации требований к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям, при этом сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа и в определении Верховного суда Российской Федерации от 08.04.2019 по делу N А66-16461/2017.

Участнику необходимо предоставить значения для каждого типа фланца. Значение должно соответствовать каждой марке, типу, виду, вариантам исполнения товара (материала).

Требования к материалу соответствуют требованиям ГОСТ, заказчиком установлена надлежащая инструкция по заполнению заявки, требования к материалам не вводят участников в заблуждение, для указания значения параметра которое становится известно в результате проведения испытаний или измерений, заказчик не обязывает участников закупки иметь товар в наличии на момент подачи заявки на участие в электронном аукционе, установленные Заказчиком требования не влекут за собой ограничение количества участников, не имеют признаков ограничения доступа к участию в закупке.

8. Согласно пояснениям Заказчика, при подготовке Технического задания допущена техническая опечатка, вместе с тем, Заказчик пояснил, что по указанному основанию не отклонили ни одного участника закупки.

II. Довод ООО «Лима», ООО «КС-Строй» и ООО «Академия Торгов «РусТендер», что установленные требования, конкретные значения по которым невозможно предоставить в заявке и несут избыточные требования (позиции Требований к материалам, указанные в жалобах всех Заявителей) признан необоснованным, так как в инструкции по заполнению заявки в части описания конкретных показателей указано, что в случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словосочетаниями «в диапазоне» или «в диапазоне св. … до ….» или «в диапазоне от … до ….» или  «в диапазоне св. … до …. включительно» или «в диапазоне от … до …. включительно»,  участник должен указать значение в виде диапазона с использованием словосочетаний «в диапазоне» или «в диапазоне св. … до ….» или «в диапазоне от … до ….» или «в диапазоне св. … до …. включительно» или «в диапазоне от … до …. включительно», диапазонное значение указывается в соответствии со значением соответствующим государственному стандарту или технической документации на данный товар (без учета допустимых отклонений и/или допусков). Для заказчика такие значения будут являться конкретными значениями показателей. Таким образом, для указания значения параметра которое становится известно в результате проведения испытаний или измерений, Государственный заказчик не обязывает участников закупки иметь товар в наличии на момент подачи заявки на участие в электронном аукционе.

Если наименование параметра указано с использованием слов: «минимальный» (в любых падежах) или «максимальный» (в любых падежах), Участнику необходимо указать максимально или минимально допустимое значение параметра в соответствии со значением соответствующим государственному стандарту или технической документации на данный товар (без учета допустимых отклонений и/или допусков). Таким образом, для указания значения параметра которое становится известно в результате проведения испытаний или измерений, Государственный заказчик не обязывает участников закупки иметь товар в наличии на момент подачи заявки на участие в электронном аукционе. Если данный товар у Участника есть в наличии, он может указать минимальное или максимальное значение данного параметра, определенное в результате проведения испытаний или измерений имеющегося материала, при этом значение должно соответствовать требованиям установленным государственным стандартом или технической документацией на данный товар.

Для указания значения параметра которое становится известным в результате проведения испытаний или измерений, участнику следует указать значение параметра в соответствии со значением соответствующим государственному стандарту или технической документации на данный товар. Таким образом, для указания значения параметра которое становится известным в результате проведения испытаний, Заказчик не обязывает участников закупки иметь товар в наличии на момент подачи заявки на участие в Аукционе. Следовательно, сформировать заявку на участие в аукционе, возможно, что подтверждается поданными заявками на участие в данной закупке (8 заявок).

Кроме того, Заявители не явились на заседание Комиссии и не представили каких-либо доказательств, обоснованности заявленного довода.

III. Довод ООО «Академия Торгов «РусТендер» о том, что Заказчиком в нарушение статьи 33 закона установлены требования о предоставлении в заявке не конкретных (не фактических) значений показателей товара, а теоретические значения из нормативных документов, признается несостоятельным.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Указание Заказчиком таким образом требований к материалам не вводит участников закупки в заблуждение, соответствует нормативным документам, дает возможность сформировать заявку на участие в аукционе и не ограничивает количество участников закупки. Заказчик в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе довел до сведения участников закупки информацию о характеристиках требуемого товара, в наибольшей степени удовлетворяющих потребности заказчика.

Следовательно, в действиях Заказчика отсутствует нарушение законодательства о контрактной системе.

2. Довод Заявителя 3 в части невозможности достоверно установить, какое значение требуется Заказчику, что Заказчик подразумевает под словосочетанием «закрытый диапазон», «диапазон значений не закрыт» признается необоснованным.

Инструкцией по заполнению заявки предусмотрено, что в случае если в «Требованиях к качеству и характеристикам товара, используемых при выполнении работ» диапазон значений не закрыт, считать, что значением, которое закрывает диапазон, является значение, установленное техническим регламентом, стандартом или иным документом, предусмотренным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, в действующих редакциях, для каждого сорта, типа, класса, марки, вида, исполнения, типоразмера, (и т.д.) товара. Значение указывается без учета допустимых отклонений и/или допусков.

Из пояснений Заказчика следует, что указанное относится к случаю, если значение показателя в соответствующем государственном стандарте или технической документации на данный товар определено любым допустимым значением, например от 10 до 20 единиц, а Заказчик указал требование к значению с использованием словосочетаний «не менее» или «не ниже» или «не более» или «не выше» (например значение должно быть не более 20 единиц или должно быть не менее 10 единиц) – это означает, что «диапазон значений не закрыт». Значением, которое закрывает диапазон, является значение, установленное техническим регламентом, стандартом или иным документом, предусмотренным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, в действующих редакциях, для каждого сорта, типа, класса, марки, вида, исполнения, типоразмера и т.д. товара. Если Заказчик указал диапазон с минимальным и максимальным значением (например, от 10 до 20 единиц), диапазон является «закрытым».

Таким образом, исходя из положений инструкции, пояснений Заказчика, а также данных разъяснений на запрос, указанное требование понятно и не приводит к ограничению количества участников закупки.

3. Заказчиком установлено требование к трубам стальным электросварным (п. 9 Требований к материалам), в частности: наружный диаметр: 57, 108, 219 мм. Предельные отклонения по толщине стенки: в диапазоне от -10 до +10%; в диапазоне от -0,60 до +0,45 мм.

В соответствии с инструкцией по заполнению заявки:

Знак «,» или союз «и» разделяющий параметры или значения параметра, свидетельствует о перечислении показателей товара (материала), каждое из которых необходимо Заказчику для удовлетворения потребностей в тех или иных свойствах материала (товара). В случае, если требование установлено к нескольким маркам, типам, видам, вариантам исполнения товаре (материала) в требованиях к одному товару (материалу), указанных через знак «,» или союз «и», по отношению к одному показателю, то участник должен предложить значение, соответствующее каждой марке, типу, виду, вариантам исполнения товара (материала).

В случае, если параметры или значения параметра указаны с использованием символа «;» или союза «или», - участнику закупки необходимо предоставить один из указанных параметров или одно из значений, указанных через данный символ соответствующее марке, типу, виду, отличительной характеристике товара (материала). В случае если через данный символ указано несколько значений для одного параметра, участнику закупки необходимо предоставить одно из значений, указанных через данный символ соответствующее марке, типу, виду, отличительной характеристике товара (материала).

В случае если требование к товару предполагает необходимость представления характеристик одновременно по двум или более маркам, типам, видам, вариантам исполнения товара (материала), а заказчик определил для них общее значение показателя/показателей, Участнику закупки необходимо указать значения для каждого типа, марки, вида, варианта исполнения товара (материала) (если значения показателя/показателей для каждого типа, вида, варианта исполнения товара (материала), марки имеют разные значения).

Следовательно, участнику необходимо предоставить значение предельного отклонения по толщине стенки для каждого из диаметров трубы (57, 108, 219 мм.), выбрав его из значений, указанных через символ «;» (в диапазоне от -10 до +10% или в диапазоне от -0,60 до +0,45 мм), значение должно соответствовать каждой марке, типу, виду, вариантам исполнения товара (материала).

В соответствии с пунктом 1.1. Размеры и предельные отклонения труб должны соответствовать ГОСТ 10704-91.

В соответствии с пунктом 6 ГОСТ 10704-91: Предельные отклонения по толщине стенки должны соответствовать:

±10% - при диаметре труб до 152 мм;

ГОСТ 19903-2015 - при диаметре труб свыше 152 до 1020 мм для максимальной ширины проката нормальной точности;

В соответствии с пунктом 2.3 ГОСТ 19903-2015: Предельные отклонения по толщине прокат изготовляемого в листах и рулонах, не должны превышать значений, указанных в таблицах 3 и 4.

Требования к материалу соответствуют требованиям ГОСТ, Заказчиком установлена надлежащая инструкция по заполнению заявки, таким образом, довод Заявителя 3 не нашел своего подтверждения и признается необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России 

р е ш и л а:

Признать жалобы ООО «Вертикаль», ООО «Лима», ООО «КС-Строй», ООО «Академия Торгов «РусТендер» необоснованными.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны